СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему: «Использование виртуальных экскурсий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виртуальные экскурсии – это одна из наиболее интересных и эффективных форм организации учебного процесса. На любом уроке в начальной школе можно использовать эту форму работы.  Моим ребятам очень нравятся виртуальные экскурсии. Они долго находятся под впечатлением. Успешность преподавания всегда зависит от внутренней теплоты учителя. Когда души коснется вдохновенье, тогда все становится живым и одухотворенным. Виртуальные экскурсии – это одна из наиболее интересных и эффективных форм организации учебного процесса. На любом уроке в начальной школе можно использовать эту форму работы.  Моим ребятам очень нравятся виртуальные экскурсии. Они долго находятся под впечатлением. Успешность преподавания всегда зависит от внутренней теплоты учителя. Когда души коснется вдохновенье, тогда все становится живым и одухотворенным.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему: «Использование виртуальных экскурсий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе»»

Мастер-класс на тему: «Использование виртуальных экскурсий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе»

План.

1.Вводная часть

2. Работа в фокус-группах

3.Итог

Здравствуйте!

Уважаемый председатель, члены жюри, конкурсанты, гости!

Я - Самохина Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 11», г. Рязани, классный руководитель 1 «А» класса. СЛАЙД Образование высшее, магистр, педагогически стаж – 11 лет.

Свое выступление мне бы хотелось начать с притчи.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Учителя – это люди, в руках которых самое важное – дети…

Мы с Вами, коллеги, имеем все возможности для того, чтобы воспитывать и развивать личность. Сегодня мне хочется представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование виртуальных экскурсий в начальной школе». СЛАЙД

СЛАЙД

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. (Е.В. Александрова).

СЛАЙД

На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали ведущие педагоги России и мира (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци).

Многие ученые-дидакты (П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.В. Голубков) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы.

Исследованием виртуальных экскурсий занимались Е.Ф. Козина, Г.Н. Аквилева, Е.В. Александрова и др.

ВИДЕО О ШКОЛЕ.

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной жизни виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Экскурсии делают процесс воспитания и обучения интересным, качественным и результативным. Проблемы воспитания и обучения обуславливают необходимость внедрения новых форм работы. Главная задача виртуальных экскурсий - применение новых информационных технологий и погружение обучающихся в изучаемый материал.

Виртуальной экскурсию делает интерактивный способ ее просмотра: посетители данной экскурсии могут «попасть» в соответствующее место, самостоятельно выбирая последовательность и точки осмотра, а также различную дополнительную информацию (фотографии, тексты, звук или видео по теме экскурсии). Структура виртуальных экскурсий в целом соответствует структуре реальных экскурсий и включает ряд этапов: введение, проведение, заключение, использование результатов экскурсии на уроках.

Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в форме рассказа или беседы. Затем проясняется цель экскурсии и обозначаются ее основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Большую роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Переходя к самой экскурсии следует отметить, чтоб она не перешла в лекционный характер. В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами.

Маршрут любой экскурсии должен представлять собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала необходимо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках виртуальной экскурсии материал излагается в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности. Составляя рассказ виртуальной экскурсии учитель обращает внимание на то, что он должен раскрыть все подтемы. Материал должен быть кратким, с четкими формулировками, необходимым количеством фактического материала, составлен литературным языком. Между виртуальной и традиционной экскурсией много общего, но есть и существенные различия. За один урок можно посетить несколько объектов.

В рамках введения Федерального государственного стандарта начального общего образования одной из приоритетных задач является использование инновационных технологий. Компьютерные технологии призваны помочь учителю давать более достоверный материал. Применение технологии виртуальных экскурсий позволяет собрать воедино основные способы передачи информации – словесно-логические, аудиовизуальные, кинестетические; активизировать три вида памяти – зрительную, слуховую, моторную

Таким образом, виртуальная экскурсия не заменяет личное присутствие, но позволяет получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такие экскурсии интересны и эффективны. Виртуальная экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

В своей работе я использую несколько видов проведения виртуальных экскурсий.

Приглашаю фокус-группу, для демонстрации первого вида виртуальной экскурсии. 7 человек

Использование презентации.

2024 год указом президента России Владимира Владимировича Путина объявлен годом семьи. Все мы с вами знаем, что на этой недели состоялись торжественные открытия «года семьи» в образовательных учреждениях. Я хочу продолжить экскурсии по родному городу, посетив памятники, украшающие наш город, связанные с прекрасной талантливой семьей. Семьей Горбуновых.

- Отправляемся в виртуальную экскурсию по памятникам Горбуновых!

- Прежде, чем отправиться на экскурсию, мы должны назвать правила поведения во время экскурсии и в автобусе.

- Какие правила нужно соблюдать в автобусе?

Ответы детей (пристегнуться, не кричать, занять свое место и слушать учителя)

- Какие правила нужно соблюдать во время экскурсии?

Ответы детей (внимательно слушать, не перебивать, вести себя спокойно)

- Готовы?

- Пристегнули ремни! Поехали!

- Мы отправляемся на автобусе от школы №11 до улицы Новоселов. Внимание на экран.

  1. В 1995 году памятник Михаилу Дмитриевичу Скобелеву был торжественно открыт в Рязани, к 900-летию города. Заложили его еще в 1993 году. Автор памятника - почетный гражданин Рязани скульптор Борис Семенович Горбунов.

Перемещаемся на улицу Есенина.

  1. Свинку-копилку к 25-летию Прио-Внешторгбанка создал рязанский скульптор Василий Горбунов. Пятачок поросёнка украшает пятикопеечная монета памятного 1989 года. «Тому удача улыбнётся, кто пятака рукой коснётся». По задумке скульптора и представителей банка, того, кто потрёт пятачок, будет ждать удача, причём не только в финансовых делах: студенты смогут получить пятёрку на экзамене, а семейные пары – завести пятерых детей.

  2. Перемещаемся на площадь Ленина.

В декабре 2023 года появился арт-объект «Хлебная площадь». До революции площадь Ленина называли Базарной или Хлебной. Здесь проводили ярмарки.
Композиция представляет собой скульптуры бронзовых лавочников, каждый из которых несёт свой товар. Около них мешки с колосьями пшеницы, воробьи и самый настоящий Екатерининский рубль. Рядом также установили скамейки для отдыха и люк с надписью «А у нас в Рязани и пироги с глазами». Авторами проекта стали Полина и Василий Горбуновы.

  1. Отправляемся на площадь имени генерала Маргелова. Памятник герою Советского Союза Василию Маргелову. Открытие произошло в 2013 году и было приурочено к 105 дню рождения героя Советского Союза, легендарного командира воздушно-десантных войск и генерала армии.

Василий Филиппович считается «Десантником №1», а также основателем современных ВДВ. Он командовал военной авиацией около 20 лет, за это время разработал множество приемов и техник ведения боя. Над проектом работали скульпторы Борис, Полина и Василий Горбуновы.

5. Первомайский проспект. Перед центральной городской библиотекой стоит памятник Надежде Чумаковой. Установлен в 2013 году. Открытие монумента приурочили к 90-летию легендарного руководителя, «хозяйки Рязани». За 23 года работы запустила строительство ряда важных объектов: дворца спорта и дворца пионеров, цирка, гостиниц и здания вокзала. Памятник выполнен Борисом Горбуновым.

6. Площадь Победы. Мемориальный комплекс «Монумент Победы». Скульптурная композиция, символизирующая единство фронта и тыла. Четыре фигуры: солдат, партизан, рабочий и колхозница. Создана Борисом Горбуновым.

7. Село Ласково.

8 июля 2019 года в День любви, семьи и верности был открыт памятник святым Петру и Февронии Муромским – образцовым супругам и покровителям брака. Полина и Василий Горбуновы вспомнили на церемонии открытия памятника и своего отца Бориса Семеновича Горбунова – заслуженного художника России, скульптора, Почетного гражданина города Рязани. Он не дожил до открытия своего детища, но образ и заключительный вид памятника молодые скульпторы создавали вместе с ним.

Наше путешествие подошло к концу. Спасибо фокус-группе за помощь!

Таким образом, дети учатся ориентироваться на карте, развивают свою речь и узнают о скульптурах родного города с помощью организации «Виртуальной экскурсии с использованием презентации». Для закрепления материала, детям можно предложить разнообразные виды работ: работа в парах, работа с фонариком «Угадай скульптуру», работа в группах «Собираем мозаику» или небольшой мастер-класс «Создай свою скульптуру»

Использование видео «Педагогический сквер»

- Посмотрите на экран (картинка «Год педагога и наставника»)

- Как вы думаете, чему будет посвящена наша следующая экскурсия?

- Конечно, она посвящена людям, которые находятся здесь. Она посвящена нам, педагогам!

- Внимание на экран.

Демонстрация видео. (Звук убавить, параллельно идет текст)

Дорогие друзья! Приглашаю всех на виртуальную экскурсию! Мы входим в педагогический сквер, получивший свое название в год педагога и наставника. В центре сквера - скульптурная композиция, посвященная нашей профессии. Ее автор – Рязанский скульптор Олег Седов. Карабкаются вверх по корешкам книг, как по лесенке, птенцы пеликана. Взрослая птица смотрит на малышей и ждет, готовясь взять их под свое крыло. Именно пеликан - – символ Российской педагогики с 18-19 веков. Чуть поодаль за птицами наблюдает мудрая учительница, она, тоже готова прийти птенцам на помощь в любую минуту.

Композиция олицетворяет процесс обучения, развития и воспитания ребенка. Этот процесс бывает нелегким: необходимо много трудиться и двигаться к вершинам. А педагог всегда в этом поможет.

- Прошу вас открыть камеру мобильного телефона и навести на QR-код для ознакомления с более подробной информацией.

- Поднимите руку у кого получилось? Ознакомимся с информацией.

- Этот код расположен на табличке в «Учительском парке»

- В какой день была открыта скульптурная композиция? (15 октября 2023 года)

- Как называется центральная композиция? («Лестница познаний», сложенная из книг).

- Кто расположен на вершине? (Пеликан - символ педагогической профессии).

- На кого он смотрит? (На птенцов, которые взбираются по ступенькам)

- Вопрос для самых внимательных и наблюдательных!

- Кто спрятался под крылом? ( На самой вершине сидит птенец, который стремится превзойти своего наставника).

- А кто же стоит рядом?

Педагог–наставник, который всегда готов оказать необходимую поддержку в покорении вершины знаний обо всем на свете, а также о событиях, которые происходят и происходили в нашей стране. Наша страна богата событиями. Печальными и радостными. Наш народ многое пережил. Великие войны и революции, первый полет в космос, олимпиады в нашей стране, великие победы и поражения. Мы должны все это знать и помнить. Невозможно воспитать полноценного человека, не научив уважать его своих предков, свою историю.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТА.

- Представляю Вашему вниманию макет Мемориальному комплексу «Монумент Победы», расположенный на Площади Победы в Рязани.

Демонстрация видео.

По фасаду стелы надписи накладными бронзовыми буквами: «Во славу народа, отстоявшего в годы войны свободу и независимость Отечества»;

Рядом установлена скульптурная композиция. Четыре фигуры: солдат, партизан, рабочий и колхозница — символ единства фронта и тыла — в едином порыве, на фоне развевающегося победного знамени.

Перед фигурами  — Вечный огонь. В центре бронзовой пятиконечной звезды, который зажжен 8 мая 1975 года частичкой пламени, доставленной в специальном контейнере из Москвы, зажжённый от Вечного огня на Могиле Неизвестного солдата.

По фасаду стелы надписи накладными бронзовыми буквами: «Через миры и века пронесут поколения в сердцах своих гордую память о доблести и мужестве советских людей»; 1941-1945«И впредь несокрушимо будем стоять на страже великих завоеваний Октября».

В центре композиции обелиск, широкие стороны которого прорезаны пятью вертикальными полосами, символизирующими пять военных лет. В верхней части фасада укреплён бронзовый орден Победы.

Справа располагается комплекс из девяти бронзовых досок с именами двух дважды Героев Советского Союза, трёхсот восьмидесяти восьми Героев Советского Союза, шестидесяти семи полных кавалеров ордена Славы, а также получивших звание за совершённые во время Великой Отечественной войны подвиги четырёх Героев России.

Как много рязанцев – Героев России. Бронзовые доски установлены в мае 1985 года.

Этот комплекс сооружался поэтапно на протяжении двадцати лет – с 1965-1985 годы. 9 мая 1965 года был заложен камень в основание монумента Победы и снято покрывало с памятной плиты. Надпись на плите: «Народу-победителю, отстоявшему в жестокой битве с фашизмом честь и свободу Отчизны, слава! В благодарных сердцах грядущих поколений память о великом подвиге будет жить вечно». 

6 ноября 1967 года состоялось открытие обелиска и стелы. А к 30-летию Победы рязанским скульптором Борисом Горбуновым с ленинградскими скульпторами была создана скульптурная группа - символизирующая единство фронта и тыла.

- Ребята, а что означает единство фигур в монументе?

Ответы детей (единство фронта и тыла)

- Кто эти люди?

Ответы детей (солдат, партизан, рабочий и колхозница)

- Почему «Монумент Победы» разместили на одной из центральных площадей города?

Ответы детей (чтобы все люди видели и вспоминали подвиги солдат)

- Что вы чувствуете, находясь здесь?

Ответы детей (чувство гордости)

- Откуда привезли вечный огонь?

Ответы детей (из Москвы).

- А что связывает скульптуры «Грибы с глазами» и скульптуру, которая находится в центре «Монумента Победы»?

Ответы детей («Грибы с глазами» создал Василий Горбунов (сын), а композицию «Солдат, партизан, рабочий и колхозница» - Борис Горбунов (отец)).

ИТОГ

Виртуальные экскурсии – это одна из наиболее интересных и эффективных форм организации учебного процесса. На любом уроке в начальной школе можно использовать эту форму работы. Моим ребятам очень нравятся виртуальные экскурсии. Они долго находятся под впечатлением. Успешность преподавания всегда зависит от внутренней теплоты учителя. Когда души коснется вдохновенье, тогда все становится живым и одухотворенным.

Все в наших руках!

Спасибо за внимание!