Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно речевого развития воспитанников № 26 «Солнышко» села Покойного Будённовского района».
Мастер-класс
Тема: «Мобильное напольное игровое поле как эффективное средство развития ребёнка дошкольного возраста»
Воспитатель МДОУ д/с №26
«Солнышко» с.Покойного
Кукушкина Екатерина
Витальевна.
2025г.
Мастер-класс
Тема: «Мобильное напольное игровое поле как эффективное средство развития ребёнка дошкольного возраста»
Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Мобильное напольное игровое поле как эффективное средство развития ребёнка дошкольного возраста».
Цель: Знакомство с практикой использования напольных игр в работе, повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
Передача опыта путём показа приёмов, используемых в моей педагогической деятельности.
Совместная отработка приёмов деятельности с участниками мастер - класса.
Рефлексия собственного профессионального мастерства педагогами -участниками мастер - класса.
В начале нашего мастер-класс я прошу вас поработать с моими утверждениями. Если вы согласны с моим утверждением, поднимите зеленую ладошку, если нет - красную.
Современный дошкольник часто использует гаджеты для игры.
Основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста - это труд.
Игра - основной вид деятельности ребёнка - дошкольника.
Дети любят играть с воспитателем.
Ребята - дошкольники любят играть на полу.
В своей работе наблюдая за детьми во время игр, я сделала такой вывод:
1.Дети чаще используют в играх поверхность пола.
2.У детей в свободных играх задействована слишком малая двигательная активность.
3.Дети нуждаются в двигательной активности при этом не причиняя вред здоровью.
Между тем, ФОП делает упор на поддержку самостоятельности и инициативы детей, а важнейшей задачей педагога является создание в группе ДОО такого пространства, которое позволяет обогащать игровую деятельность. Я пришла к выводу, что в группе необходимо создать такое игровое поле, которое позволит в подвижной форме заниматься с ребятами. Арсенал моих педагогических средств пополнился напольными играми. Что же такое напольные игры?
Напольная игра – уникальный вид игровой деятельности, поскольку дает синтетический эффект: развивает, позволяет двигаться в условиях группы при минимальных рисках, а также фактически универсален по содержанию, то есть позволяет включать в игру любой тематический материал.
При пристальном внимании можно отметить: напольные игры недороги (это сейчас важно), они многофункциональны (одно игровое поле может быть использовано в десятках различных игр), дают толчок к развитию и сотворчеству как педагога с детьми, так и самостоятельных игр. При этом, что немаловажно, ребенок может стать творцом игр для себя и друзей, с нуля строя игровой мир, конструируя его, что очень важно.
Я использую пол как одно из образовательных измерений. Используя данные игры со своими ребятами, я отметила, что дети стали самостоятельнее в выборе партнёров игры, её содержания.
Игровые поля делаю с помощью цветного скотча и использования баннерного полотна. Баннерное полотно хорошо моется, на нём можно пользоваться перманентными маркерами, а цветной скотч недорогой и доступный способ для разметки границ.
Я считаю, что данное игровое поле поможет решить намеченные педагогом задачи в интегрированном варианте: с одной стороны, они развивают, позволяют детям безопасно двигаться в условиях группового пространства, с другой стороны, позволяют педагогу или самим детям использовать в таких играх любое содержание и наполнение. И что немаловажно, т.к. игровое поле мобильное его можно расположить не только в групповом пространстве, но и в любом другом месте.
Уважаемые коллеги, приглашаю вас на практике убедиться во всём вышесказанном. Для участия мне нужна фокус - группа в составе 5 человек.
Давайте поиграем. Перед вами - поле с изображением прямоугольника, разделённого на квадраты.
1 игра: «Лабиринт» (5-7 лет)
Цель: содействовать развитию ориентировки в пространстве плоскости, координации движений, ловкости, внимания, мышления; упражнять в прыжках в заданном направлении.
Оборудование: тематические карточки (с цифрами, буквами или др. символами).
Содержание. На игровом поле, в квадратах расположены карточки с цифрами (буквами или др. символами). Нужно правильно пройти по дорожке из одинаковых цифр и найти выход из «цифрового лабиринта». Участники игры, в порядке очередности, проходят данный лабиринт. Предложенный маршрут можно не только пройти, но и преодолеть прыжками на двух ногах или одной.
2 игра «Угадай сказку»
Цель: развитие связной речи, фантазии, творческого мышления, уточнения, закрепления и систематизация знаний о сказках и сказочных героях.
Количество игроков: от 1 человека.
Материал: игровое поле, карточки с героями сказок.
В квадраты кладутся перевёрнутые картинки с изображением сказочных героев. Ребёнок прыгает на понравившийся квадрат, переворачивает картинку с изображением сказочного героя и угадывает название сказки. Давайте попробуем поиграть.
Варианты игры с карточками: игроки могут рассказать сказку с персонажем; описать изображенного героя не показывая картинку, остальные игроки пытаются его угадать по описанию; придумать и загадать загадки о персонажах.
3 игра: «Живой – неживой»
Цель: закреплять знания у детей об объектах живой и неживой природы, развивать сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила.
Количество игроков: от 1 до 3 человек.
Материал: игровое поле, карточки с изображением предметов живой и неживой природы.
Ход игры: при помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько шагов вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки, определяя к какому объекту природы они относятся (например: ложка неживая, лыжник
живой).
4 игра «Точь-в-точь»
Цель: содействовать развитию ориентировки в пространстве плоскости, координации движений, глазомера, двигательного творчества; тренировать мышцы ног, память и внимание.
Количество игроков: от 1 человека.
Материал: игровое поле.
Ход игры: определяется очередность играющих детей. Затем педагог или ребенок-водящий придумывает путь и припрыгивает его, чередуя количество ног. В конце пути – на последней клетке – выполняет какое-либо движение (например, хлопок над головой, кружение вокруг себя). Задача следующего игрока, по памяти, повторить путь, в конце также сделать хлопок и добавить свое движение и т.д. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно.
5 игра «Крестики-нолики»:
Цель: поставить в один ряд три крестика или нолика и не дать сопернику сделать то же самое.
Задачи: закреплять у старших дошкольников умения различать понятия «вертикально», «горизонтально» и «по диагонали»;
Правила игры: игроки на игровом поле маркером рисуют в пустые клетки крестики и нолики. Выигрывает тот, кто первым выстроит ряд 3 своих крестика (нолика) по горизонтали, вертикали или диагонали.
6 игра «Поиск противоположного объекта»
Цель: необходимо открыть и назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных.
Задачи: развивать мышление и умение быстро подбирать противоположные значения по отдельным определениям.
Правила игры: при помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько шагов вперёд, открывают картинки и называют то, что изображено на картинки и его противоположность. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый).
Как мы видим, в данной игре, как и в других представленных играх, происходит интеграция образовательных областей.
Сейчас я вам предлагаю придумать свою игру с использованием данных игровых полей. Но нам с вами нужно решить какую-то проблемную ситуацию (участник фокус - группы зачитывает: «Старшая сестра Маши сказала девочке о том, что она постоянно путает геометрические фигуры. К кому за помощью может обратиться Маше в детском саду?»).
Нужно помочь Маше. Проявите своё творчество. На столе лежат необходимые материалы: ножницы, белая и цветная бумага, картон, фломастеры. Выбирайте то, что вам нужно для вашей игры.
Участники мастер - класса придумывают свой вариант игры. Обсуждение решения заданной проблемной ситуации.
Уважаемые коллеги, давайте проведём рефлексию, используя уже испробованные вами в начале ладошки. Если вы что-то возьмёте из содержания мастер - класса для использования в своей работе, поднимите, пожалуйста, зелёную ладошку. Если вы всё это уже знали, и материал вам не пригодится в дальнейшем, поднимите красную ладошку.
Наш мастер - класс окончен. Спасибо за внимание.