Добрый День! Я, Сэлмэг Булатовна Дамбаева,
учитель начальных классов Можайской средней школы
И я рада представить вашему вниманию тему моего мастер-класса
Развитие проектных умений младших школьников средствами
театральной педагогики.
Новые образовательные стандарты ставят перед начальной школой задачу – научить младших школьников учиться. Эта задача может быть решена путём включения учащихся в проектную деятельность. Включая детей в выполнение проектов, учитель формирует у младших школьников универсальные учебные действия (УУД), что и составляет основу умения учиться. Особенностью нового стандарта является и акцентирование внимания на проблеме организации внеурочной деятельности учащихся, при этом в качестве одного из направлений внеурочной работы названа проектная деятельность.
В рамках проектной деятельности формируются у школьников и специальные проектные умения. Учёные выделяют следующие группы проектных умений:
Организационные умения ( выдвигать проблему и ставить цель проекта, выстраивать этапы его реализации, выбирать необходимые средства).
Коммуникативные (совместно решать задачи на каждом этапе реализации проекта, уметь сотрудничать).
Творческие (умение добывать и обрабатывать информацию, необходимую для реализации проекта, выполнять созидательные действия).
Презентационные (представить продукт – результат проекта, защитить и оценить результат и сам ход работы). (1)
Проектные умения так же, как и универсальные учебные действия, являются межпредметными. В таблице № 1 приведено соответствие проектных умений и универсальных учебных действий.
Таблица № 1.
Группы умений | Конкретные умения | Универсальные учебные действия |
Организационные умения | Умение планировать и организовывать свою работу | Регулятивные |
Коммуникативные | Умение взаимодействовать, строить сотрудничество | Коммуникативные |
Творческие | Умения добывать и обрабатывать информацию, необходимую для реализации проекта, выполнять созидательные действия | Познавательные |
Презентационные | Умение подготовить и представить результат работы, дать оценку своей и чужой работе | Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные |
Таким образом, проектная деятельность интегрирует в себе многие виды деятельности: игровую, познавательную, творческую, созидательную.
Проектные умения соотносятся с УУД, следовательно, включая детей в проектную деятельность, мы формируем и метапредметные результаты.
Проекты, которые могут выполнять младшие школьники могут быть различны. Это и практико-ориентированные проекты, и информационные проекты, и исследовательские, и творческие, а также ролевые проекты.
Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека.
Театральную педагогику определяют как систему образования, организованную по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающую в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников , способствующую постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дающую совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.
Театральная педагогика – эффективная технология, применяя которую, можно активизировать творческий потенциал личности ребёнка и добиться развития его общей культуры и личности в целом.
Структура этой технологии может быть представлена следующим образом (2)
А. 1. театральные игры
2. беседы о театре А – развивающая
Б. 1. мастерство актёра
2. сценическая речь
3. сценическое движение
4. беседы о театре
5. вокал
6. работа над спектаклем Б – формирующая
В. 1. работа над спектаклем
2. художественное слово
3. ступени к профессии В. – мастерство и самореализация
Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определенную часть педагогической задачи, предусматривающей охват всей жизнедеятельности детей и гуманистическое влияние на них.
Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.
Театральная педагогика – это путь развития личности в процессе образования и обучения через процесс игры, или сценическое действие, где индивидуальное развитие происходит от свободы выбора через ответственность к радости самовыражения.
Она является сама по себе технологией педагогики – науки о воспитании; и сама, как часть науки, содержит в себе определённые технологии: с одной стороны – эмоциональной сферы, т.е.художественно - образные технологии, а с другой, что очень важно, - образовательные технологии. Именно образовательные технологии укрепляют эстетику в воспитании самосознания ребёнка.
- мозговой штурм (умение составлять и разрабатывать художественные номера и мини – спектакли);
- технология творческой групповой работы (постановка спектаклей и работа с партнёрами);
- личностно – ориентированное обучение (участие в фестивалях и конкурсах);
- проектно-исследовательская технология (разработка эскизов, декораций, костюмов, распределение обязанностей в постановочном процессе и т.д.);
- здоровьесберегающие технологии (стремление вести и пропагандировать здоровый образ жизни);
- информационные технологии (использование интернет – ресурсов, выбор фонограмм к спектаклям, мультимедийные презентации):
- технология развивающего обучения (постановка художественных номеров, умение ориентироваться в пространстве).
Театральное творчество несёт в себе большой потенциал, формирующий сплочённость детского коллектива.
Во-первых, театральная постановка – «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.
Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) даёт возможность каждому участнику максимально реализовать свои творческие возможности и способности.
В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива.
В-четвертых, участвуя в театральных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир.
В- пятых, одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, музыке и театру.
Театрально-языковой социум повышает мотивацию учеников, способствуя формированию учебно – познавательной компетенции.
Учебно – познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами.
На этапе постановки спектакля ученик овладает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситувциях, эврестическими методами решения проблем.
На этапе создания сценария, при обсуждении характеров действующих лиц может происходить переоценка ценностей и формирование мировоззрения маленьких артистов. При этом формируются личностные универсальные учебные действия. Ценностные ориентиры ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осозновать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От этого зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Участие в постановках заставляет ребят по – новому прочитать уже известные страницы произведений. Они овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в их непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Театрально – языковой социум помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования, идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие.
При создании декораций и костюмов персонажей развивается общекультурная компетенция. Она включает круг вопросов по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно – нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, и т.д.
Театрально – языковой социум – это то место, где ребёнок может попробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей самореализации. Тем самым развивается их социально – трудовая компетенция, которая включает в себя владения знаниями и опытом в сфере гражданско – общественной деятельности, в социально – трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Таким образом, театральная педагогика даёт пример воспитания не только актёра, но и человека – творца вообще, она помогает увлечь, повлиять на него, преобразить. В театральной деятельности формируется проектные умения младших школьников, развиваются универсальные учебные действия.
Как я это делаю, хочу Вам показать, и приглашаю вас в театр.
Итак, мой мастер-класс
I. Разминки
Уважаемые друзья! Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
(поворачиваясь, улыбаются друг другу)
Скажите, почувствовали ли вы тепло, нежность, мягкость рук хорошее настроение? Это прием настроя, доброжелательной обстановки, расслабления (который можно использовать в разных областях и на разных занятиях.)
2. А теперь посмотрим, как мы владеем своей мимикой. Я прочитаю четверостишье, а вы мимикой покажите действия:
Улыбнитесь как Мальвина,
Загрустите как Пьеро.
Удивитесь как Незнайка
И нахмурьтесь как дитё.
И дальше переходим к приему, который я использую для снятия мышечного напряжения. Как известно, дети в большинстве своем скованы, зажаты, замкнуты. Это сказывается на их характере, поведении. Прошу 5 конкурсантов выйти вперед. Я кидаю мяч, а вы произнесите фразу «Ура, я на конкурсе «Учитель Года» с тем настроением, которое увидите на слайде.
(недовольство, грусть, равнодушие, переживание, радость, восторг)
3. Следующий прием, использую, как средство развития выразительности или сценической речи.
Сели дети на пригорке, говорят чистоговорки. (на слайде, затем кто-нибудь проговаривает)
- Маланья-болтунья молоко болтала-болтала да не выболтала.
- Мама мыла Милу с мылом, Мила мыла не любила.
- Лука в Клима луком кинул.
- Летят пичужки через три пустые избушки.
- Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!
МОЛОДЦЫ! Просто замечательно.
II. Основная часть
Так почему же театр называют чудом? (ответы)
Да, только в театре можно без всякого стеснения, и без боязни, что о тебе могут подумать что-то не то, можно перевоплотиться в кого пожелаешь.
Мне нужны помощники – 5 наших конкурсантов
(музыка)
Аплодисменты моим помощникам, которых я приглашаю на сцену, почувствовать и показать себя актером.
Кто из вас хоть раз участвовал в представлениях кукольного театра? Я вам сейчас предлагаю перевоплотиться, и стать актерами. А вот и сундучок с куклами, простыми куклами, но несколько движений, и они оживут.
А мне помогает в этом мой друг – Осьминожка, который всегда рад встрече с новыми друзьями.
Почему именно Осьминожка? Потому что она смельчак и задира, в любой ситуации сохраняет чувство юмора и оптимизма. И этим Осьминожка мне наиболее симпатична и близка по духу.
- Здравствуй, милая Осьминожка! Она молчит пока, но чтобы Осьминожка ожила, нужно сказать:
Раз, два, три – кукла, о - жи – ви
(этот прием я использую для того, чтобы свершилось чудо оживления куклы)
Раз, два, три – кукла, о - жи – ви
Я - Осьминожка удалая,
Развеселая и молодая,
Подавай чудесный короб,
Что на празднике нам дорог.
Выберите, пожалуйста, себе любую куклу, а то Осьминожке одному скучно, не с кем повеселиться. Какие разные куклы, но они тоже спят. Давайте совершим чудо – оживим наших героев – скажем вместе: «Раз, два, три – кукла оживи!»
Вдохните в свою куклу жизнь и характер данного героя: представьтесь, кто, откуда, скажите фразу или спойте, тембром голоса своего персонажа, это ваша импровизация.
Итак, знакомимся: Привет, друзья, я - Осьминожка – озорная и забавная игрушка, а ты кто? И т.д.
Я, Осьминожка, приглашаю вас всех в свой теремок. Добро пожаловать!
Молодцы, мы показали небольшое представление.
III. Итог
Но, проходит время незаметно.
Окончен спектакль, артисты вышли на поклон, звучат аплодисменты, бурные аплодисменты, переходящие в овации: «Браво!». Занавес опускается - гаснет свет, уставшие, но довольные артисты покидают сцену, а счастливые зрители отправляются домой, еще долго вспоминая о чуде, по имени – ТЕАТР.
Уважаемые коллеги! Сегодня на мастер-классе, вы познакомились с некоторыми приемами работы театральной педагогики в , и снова убедились, что театр это чудо, и думаю, вам удалось окунуться в мир театра, пусть даже и детского.…. Надеюсь, проведенный мастер-класс для вас был результативный.
А я хочу поблагодарить моих коллег и на память подарить наши куклы-обереги, чтобы у вас все было здорово!
Спасибо за внимание.