«Рефлексия обучающихся на уроках
в начальной школе»
Учитель начальных классов
МКОУ Суторминской ОШ
Жарова Ирина Анатольевна
2020-2021
учебный год
«Рефлексия обучающихся на уроках в начальной школе»
Цель: познакомить коллег с различными приемами рефлексии, повысить их мотивацию к овладению приемами развития рефлексивной деятельности учащихся.
Задачи:
познакомить коллег с понятием рефлексия
дать представление о классификации рефлексии
показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.
Ход мастер - класса:
1 ВСТУПЛЕНИЕ
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.
(Слайд 1)
- Эпиграфом к нашей работе хочется взять слова Ф. Феллини: «..Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть самого себя».
- А, чтобы подвести вас к теме своего мастер-класса послушайте притчу
Случилось это в Средние века.
Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.
Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.
- Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
- Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
- Со стороны, кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, - улыбнувшись, ответил третий каменщик.
- Как вы считаете, почему на один и тот же вопрос, люди, занимающиеся одной и той же работой, отвечали по-разному? (Высказывание участников)
Верно. Каждый из нас – индивидуален. Каждый из нас по-разному воспринимает и понимает многие факты и факторы.
(Слайд 2, 3)
И сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги, совершить небольшое путешествие внутрь самого себя. Потому что тема моего мастер – класса «Рефлексия». А точнее «Рефлексия обучающихся на уроках в начальной школе».
В последние годы рефлексии в педагогической практике уделяется достаточно много внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебно-воспитательный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, дать самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов.
1. Понятие рефлексии.
(Слайд 4)
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Психологи особо подчеркивают, что становление и развитие духовной жизни, связано прежде всего с рефлексией.
(Слайд 5) Что же такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит о латинского reflexio - обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Основной целью рефлексии является самооценка.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Учителю необходимо формировать рефлексивные умения своих учеников не только потому, что этого требует стандарт. Эти умения крайне важны для каждого человека, для благополучия всего общества. Первокласснику, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.
Чтобы быть успешным в современном мире, ребенок, кроме определённых умений, знаний и навыков, должен овладеть ещё и умением планировать, контролировать, анализировать свою деятельность, ставить перед собой новые учебные задачи и находить способы их решения. От учителя требуется создать развивающую среду на уроке. Для создания такой среды на уроке необходим этап, называемый рефлексией.
Обобщая сказанное, приходим к следующему выводу: рефлексия является самопознанием, самонаблюдением за собственными психическими состояниями и действиями. Она обращает человека на самого себя, помогает ему увидеть достоинства и недостатки собственной деятельности, определить цели и задачи для для дальнейшей работы и делать выводы по уже проделанной.
Зачем необходима рефлексия на уроке?
С
лайд 6
Для учителя
Оценка собственной работы
Выводы о необходимости корректировки программы, методов, приёмов.
5) А можно ли сделать лучше?
Слайд 7
Для ученика
Подведение итогов ( Что узнал? Как работал?)
Обобщение результатов
Выяснение впечатлений
Отметить успехи, достижения
Обрисовать перспективы движения.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Остановимся на некоторых видах рефлексии и приёмах работы, которые можно использовать на уроке.
Слайд 8
Слайд 9 Слайд 10
Начнём с рефлексии настроения и эмоционального состояния. Она целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности
Слайд 11
Данный вид рефлексии выполняет функцию психологической настройки на урок и психологической завершенности. Рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке. Учащийся настраивается на урок, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам урока. Снимается мышечное напряжение перед уроком и полностью снимается напряжение в конце урока. Здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии.
Проверим эмоциональный настрой нашей аудитории.
Если Вы пришли на мастер-класс с хорошим настроением и сейчас находитесь в хорошем расположении духа- поднимите солнышки, если Вы чем- то расстроены –тучку.
Слайд 12
Я очень рада, что Вы пребываете в хорошем настроении. Продолжим.
(Слайд 13)
Можно также применять:
- карточки с изображением лиц
Предлагаю Вам оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста.
Для этого используем приём - " Цветовое изображение настроения"
- Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует.
Слайд 14
- А теперь оцените своё эмоциональное состояние (щелчок).
Слайд 15
-Поделитесь своими ощущениями (Зачитывают сами)
В своей работе вы можно использовать и такие приёмы: (в конце урока)
приём " Светофор"
Слайд 16
"Дерево успеха"
Слайд 17
«По
Слайд 18
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом. То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.
Слайд 19 «Поезд».
На парте перед каждым ребенком жетоны: с личиками, выражающими разные эмоции. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое им было интересно выполнять, а «грустное или недовольное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным или трудным.
Слайд 20
Учителю будет видно на каком этапе ребёнок испытывал трудности или наоборот.
Слайд 21 «Лесенка успеха»
«Лесенка успеха»: нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - мне всё удалось.
Слайд 22 «Наряди ёлочку»: украшают разноцветными шарами ёлочку, в зависимости от правильности выполнения заданий.
Слайд 23 «Дерево успеха»:
зелёный лист – нет ошибок
жёлтый лист – 1 ошибка,
красный лист – 2-3 ошибки
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
А вот такой прием как «Синквейн» можно использовать не только на уроках в начальной школе, но и в основной.
Слайд 27 Слайд 28
Слайд 29
На последнем этапе занятия можно организовать рефлексию детей, которая связана с целью урока, в словесной форме учащимся предлагается оценить свою работу, настроение от урока:
1. Короткая беседа в конце урока:
• Что мы делали для достижения поставленных целей?
• Довольны ли мы результатом?
• Можно ли это было сделать иначе?
• Какой вариант лучше?
• Где нам пригодится это умение?
Слайд 30 «Рефлексия незаконченного предложения»
Время проведения: в течение урока или на этапе подведения итогов урока.
Дети очень любят этот прием.
- Попрошу вас помочь мне показать на деле, как работает этот прием. Пожалуйста, выскажете своё мнение о мастер-классе.
Слайд 30
(Слайд 31)
Слайд 32 «Рефлексия учителя».
Учителю не менее важно задавать себе вопросы:
- Что я делаю?
- С какой целью?
-Каковы результаты моей деятельности?
-А можно ли сделать лучше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается.
Рефлексия действительно имеет практическую значимость и важность как для ученика, так и для учителя.
Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
Если ежедневно проводить рефлексию учебной деятельности, то знания детей будут направлены на повышение эффективности познавательной деятельности, развитие самоконтроля, взаимоконтроля, адекватной самооценке.
Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель обучения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
Всё в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Для того, чтобы дети чувствовали себя любимыми, успешными, счастливыми- не забывайте проводить рефлексию.
Рефлексия мастер-класса
1. Уважаемые коллеги, перед вами карточки: зеленая и жёлтая:
Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе - покажите зелёную карточку. Ну, а если это всё вас совсем не тронуло- покажите жёлтую карточку.
Слайд 33
2. Желаю вам:
Учить, как требует душа: доступно, просто, без нотаций!
Чтить каждого ребенка, как творца – творца чудес, открытий, инноваций!
Идти навстречу нового всегда, не забывая время, новшества, новинки,
Творить проекты, новшества внедрять, и знать предмет свой без запинки.
3. Благодарю вас за работу и спасибо за внимание!
Слайд 34
Литература.
Леонтьев и современная психология: Сб.ст.-М.,1983.
Зинченко В.П. Образ и деятельность.- М.,Воронеж, 1997.
Лурия А.Р. Язык и сознание.- М.: Изд-во МГУ, 1979.
Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению: Речевые жанры/ Н.В.Ладыженская; под ред. Т.А.Ладыженской.- М.,2005.
Лазарев В.С. Управление инновациями в школе.- М., 2008.
Ацканова М.Э. Особенности развития познавательной и личностно-мотивационной сферы младших школьников в условиях инновационных развивающих программ Ростов-н/Д., 2004.-193с.