СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему: "Учу работать с текстом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Задачей моего мастер-класс является познакомить Вас с методами и приемами организации продуктивного чтения на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему: "Учу работать с текстом"»

Мастер-класс на тему:

«Учу работать с текстом»

Вы подумаете, а что здесь необычного? Ведь учитель начальных классов по долгу своей профессии должен учить детей читать правильно, быстро, выразительно, по ролям. Все так! А я еще учу читать продуктивно. Получая при этом главный продукт своей деятельности: полноценное восприятие и понимание текста детьми. Мои уроки строятся с применением продуктивного чтения разработанные профессором Натальей Николаевной Светловской. Данная технология имеет три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения. С вычитыванием трех видов информации:

пунктуальной (то о чем говорится в тексте в явном виде);

подтекстовой (то о чем в тексте говорится в неявном виде, между строк);

концептуальной (то что содержит основной смысл текста).

Задачей моего мастер-класс является познакомить Вас с методами и приемами организации продуктивного чтения на уроках.

Итак, первый этап – работа с текстом до чтения. На этом этапе я применяю прием антиципация – прогнозирование содержания текста по заглавию, по фамилии автора, по иллюстрации.

Мои дорогие друзья, вы теперь не мои коллеги, вы теперь ученики второго класса. Представьте себе, что сейчас урок литературного чтения, перед вами открыт учебник и иллюстрация в нем.

Давайте внимательно рассмотрим иллюстрацию:

- Вам понятно кто герои произведения?

- А может это два брата или друзья?

- А какое у героев настроение? Одинаковое? О чем это говорит? А может он кого-то ждет?

- Кто еще на этой картинке? Что он делает?

- А теперь посмотрим на фамилию автора. Николай Николаевич Носов. Нам о чем-нибудь это говорит? Что еще становится понятно?

-Как зовут героев рассказа? (Володя и Вадик)

-Захотелось прочитать новую историю?

Я вызвала у детей желание читать. Значит я решила задачу первого этапа работы с текстом.

На втором этапе я решаю другую задачу: обеспечить полноценное восприятие текста. На данном этапе я провожу диалог с автором. Мы с детьми ищем скрытые вопросы, задаем их автору, сами прогнозируем ответы и сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями. Я хочу провести пример диалога с автором на примере очень известного стихотворения Агнии Львовны Барто «Наша Таня громко плачет…» представьте, что вы его никогда не слышали и не читали.

- Наша Таня громко плачет- понятно кто герой этого произведения?

-Знакома ли она автору?

-Из этой строки известен возраст героини?

-Что происходит с Таней?

-Предположите причину слез маленькой Тани?

-А теперь большой, взрослой Тани?

-А почему она плачет громко? А может она плакать тихо?

-Уронила в речку мячик- Что становится понятно? (причины слез и возраст героини)

- Агнии Львовны Барто спрятала информацию между строк, я вам сейчас помогу ее понять. Где происходит действие?

-А когда происходит событие? Какое время года?

Маленькая Таня играла в мячик и уронила его в воду, а что так плакать то?

- Тише Танечка не плачь, кому могут принадлежать эти строки?

-Скажите пожалуйста, из этих слов понятно, как автор относится к девочке?

-Как он ее называет?

-Давайте обратим внимание на слово «тише», что оно значит? Ты плачь, но не громко? Или совсем не плачь?

-А почему он может ее успокоить, значит он что-то знает? (С игрушкой ничего не случится)

-Давай проверим свои предположения. Не утонет в речке мяч – как же автор, помог девочке? (автор знает, что мяч резиновый и не утонет, а тряпичный может утонуть).

-Что мы узнали о самом человеке, который пришел к Тане на помощь?

Итак, мы с вами провели диалог с автором. В чем, по-вашему, заключается главная мысль произведения? (сопереживает, сочувствует).

Каждый человек в конце произведения понимает по-своему. В силу своего внутреннего духовного мира, в силу своей эмоциональности и глубокого прочтения произведения. Я этот концепт поняла так: не будь равнодушен к детям, к их слезам, к их радости. Не проходи мимо них и открывай для них удивительный окружающий мир. Этот концепт является чисто педагогическим, он как девиз нашей профессии.

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Тише Танечка не плачь

Не утонет в речке мяч.

4 строчки всего 17 слов на них выросла вся Россия. А мы прочитали это произведение, как будто в первый раз. И помогла нам в этом технология продуктивного чтения.

Третий этап: его называют этапом творческих заданий. Я с детьми люблю прием, который называется «Кубик-Блума» на кубике написаны первоначальные слова заданий: придумай, предложи, почему, объясни, поделись, назови. Я могу подкинуть кубик и мне выпадет любое из этих слов. Например, сегодня выпало слово придумай. Придумайте продолжение истории с Таней?

Вы у меня большие молодцы! И я хочу вас сегодня наградить билетом в Московский театр «Страна Счастья» на спектакль «Кентервильское привидение». Билет перед вами, ваша задача сейчас понять, можем ли мы посетить это мероприятие? Сможем ли пойти?

Вот оказывается, как важно вычитывать информацию из сплошных и не сплошных текстов.

Мои друзья, я думаю, что вы сегодня научились вести диалог с автором, вычитывать три вида информации, и мне захотелось узнать был ли мой мастер класс вам полезен?

А для этого продолжите удобную для вас фразу:

Я понял, что…

Мне захотелось…

Я научилась…

В названии нашего испытания есть ключевое слово МАСТЕР. Как же я отношусь к этому слову

М-мудрость, она приобретается с годами,

А-активность, в ней сила, здоровье, успех,

С-счастье, все то, что тебя окружает,

Т-творчество, это фантазия всяческих дел,

Е-единство, только в единстве учитель-ученик-родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха,

Р-результат, я хочу видеть своих учеников уверенными умело выбиравшими свой путь в жизни.

Уважаемые коллеги, я всем желаю быть мастерами своего дела, своей жизни и судьбы.

Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!