СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Наглядное моделирование как способ лексико-синтаксического состава предложений у детей дошкольного возраста с нарушением речи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Наглядное моделирование как способ лексико-синтаксического состава предложений у детей дошкольного возраста с нарушением речи».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД “РОМАШКА”

(МАДОУ «РОМАШКА»)












Мастер-класс «Наглядное моделирование как способ лексико-синтаксического состава предложений у детей дошкольного возраста с нарушением речи».











М.П. Заварюхина

учитель-логопед



















г. Лабытнанги, 2019 г.






Организационный момент:

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи является использование наглядного моделирования.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Цель применения наглядного моделирования  – изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти.


Актуальность использования наглядного моделирования

  • Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию;

  • Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

  • В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть, главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.


При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

- знакомство с графическим способом представления информации;

- развитие умения дешифровки модели;

- формирование навыка самостоятельного моделирования.


Средства наглядного моделирования







Предложе́ние (в языке) — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.

Синтаксическая система языка – совокупность грамматических правил соединения слов во фразу. Она является наиболее поздно формируемой и сложной.

 Овладение навыками построения предложения – основной синтаксической единицы языка, играет наиважнейшую роль в формировании языковой способности и процессов вербально-логического мышления, даёт ребенку необходимую возможность социального взаимодействия, сотрудничества со взрослыми. В основе поэтапного формирования устной речи лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений.

К пяти годам речь ребенка должна стать развернутой, при этом не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической. Для этого необходимо овладение правилами синтаксиса, действующими в данном конкретном языке. Они очень сложны, так как предполагают использование предлогов, падежных окончаний, личных окончаний глагола, времен глагола и пр.

Остановимся подробно на моделировании предложений у детей дошкольного возраста с нарушением речи.



Для начала знакомим детей со словами, относящимися к разным частям речи с помощью карточек-схем слово-предмет Кто это? Что это?(обозначаем одной линией. )слово-действие Что делает? (обозначаем двумя линиями) слово-признак Какой? Какая? Какое? (обозначаем волнистой линией).

Наиболее часто применяются два варианта такого графического изображения слов. Первый вариант графического изображения соотносится с традиционными школьными обозначениями. То во втором варианте слово действие похоже на сказочного человечка. Это у детей вызывает эмоциональную реакцию и интерес.

На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения по одной модели. В составляемые предложения включаются, как правило, беспредложные конструкции.



Постепенно модели усложняются, приобретают более абстрактный характер (изображение "волнистой линии" вместо определений, относящихся к предмету, о котором говорится в предложении; схематические изображения предлогов и союзов и др.). Такая работа над структурой предложений подготавливает детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в период школьного обучения.



. . .

Для составления предложения с предлогом знакомим детей со схемами предлогов. Рассматриваем схему самого предлога – определяем местоположение круга.






Для старших дошкольников, которые умеют читать можно предложить такой вариант для составления предложений.


Последним этапом формирования предложений является самостоятельное составление предложений по сюжетной картинке и составление схем.





Спасибо за внимание.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!