МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД “РОМАШКА”
(МАДОУ «РОМАШКА»)
Мастер-класс «Наглядное моделирование как способ лексико-синтаксического состава предложений у детей дошкольного возраста с нарушением речи».
М.П. Заварюхина
учитель-логопед
г. Лабытнанги, 2019 г.
Организационный момент:
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи является использование наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Цель применения наглядного моделирования – изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти.
Актуальность использования наглядного моделирования
Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию;
Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть, главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
- знакомство с графическим способом представления информации;
- развитие умения дешифровки модели;
- формирование навыка самостоятельного моделирования.
Средства наглядного моделирования
Предложе́ние (в языке) — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.
Синтаксическая система языка – совокупность грамматических правил соединения слов во фразу. Она является наиболее поздно формируемой и сложной.
Овладение навыками построения предложения – основной синтаксической единицы языка, играет наиважнейшую роль в формировании языковой способности и процессов вербально-логического мышления, даёт ребенку необходимую возможность социального взаимодействия, сотрудничества со взрослыми. В основе поэтапного формирования устной речи лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений.
К пяти годам речь ребенка должна стать развернутой, при этом не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической. Для этого необходимо овладение правилами синтаксиса, действующими в данном конкретном языке. Они очень сложны, так как предполагают использование предлогов, падежных окончаний, личных окончаний глагола, времен глагола и пр.
Остановимся подробно на моделировании предложений у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Для начала знакомим детей со словами, относящимися к разным частям речи с помощью карточек-схем слово-предмет Кто это? Что это?(обозначаем одной линией. )слово-действие Что делает? (обозначаем двумя линиями) слово-признак Какой? Какая? Какое? (обозначаем волнистой линией).
Наиболее часто применяются два варианта такого графического изображения слов. Первый вариант графического изображения соотносится с традиционными школьными обозначениями. То во втором варианте слово действие похоже на сказочного человечка. Это у детей вызывает эмоциональную реакцию и интерес.
На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения по одной модели. В составляемые предложения включаются, как правило, беспредложные конструкции.
Постепенно модели усложняются, приобретают более абстрактный характер (изображение "волнистой линии" вместо определений, относящихся к предмету, о котором говорится в предложении; схематические изображения предлогов и союзов и др.). Такая работа над структурой предложений подготавливает детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в период школьного обучения.
. . .
Для составления предложения с предлогом знакомим детей со схемами предлогов. Рассматриваем схему самого предлога – определяем местоположение круга.
Для старших дошкольников, которые умеют читать можно предложить такой вариант для составления предложений.
Последним этапом формирования предложений является самостоятельное составление предложений по сюжетной картинке и составление схем.
Спасибо за внимание.