СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс: "Нейроигры и нейроприёмы в работе современного учителя-логопеда"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе приводятся примеры использования нейроприемов в работе учителя-логопеда.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс: "Нейроигры и нейроприёмы в работе современного учителя-логопеда"»

Нейроигры и нейроприемы в работе

современного учителя-логопеда

В последнее время наблюдается заметное увеличение числа детей с нарушениями в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала. И не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего выявления, квалифицированной диагностики и выбора подходящих методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в области речи.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Работа логопеда с такими детьми требует серьезных усилий.

Обычно логопед занимается исключительно исправлением видимых проявлений речевых нарушений. Эти методики эффективны, если проблемы в речи не обусловлены серьезными неврологическими проблемами. Применение инновационных методов в логопедической практике является эффективным дополнением к классическим методам и техникам. Это позволяет повысить результативность коррекционного образования и сохранить индивидуальный подход в процессе обучения.

Логопедия всегда тесно связана с психологией, а сейчас она получает возможность обогатить свои научные методы достижениями нейронаук: нейропсихологии, нейролингвистики, нейрофизиологии и нейробиологии.

Методы нейрологопедии позволяют решать речевые проблемы ребенка на 35% быстрее. Их эффективность научно подтверждена. Кроме того, работа над речью оказывает положительное влияние на другие области развития ребенка, такие как интеллектуальное развитие, внимание, память и поведение. Это способствует значительному прогрессу в обучении ребенка.

К нейрологопедическим методам относятся: моторное планирование, сенсорная интеграция, логоритмика, биоэнергопластика и межполушарное взаимодействие.

Подробнее остановимся на таких методах, как биоэнергопластика и логоритмика.

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.

Этот метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.

Логоритмика.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Именно на этой закономерности основан один из методов логопедической работы по развитию речи ребёнка – логоритмика. Она связывает воедино слово, музыку и движение.

Сейчас все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Занятия логоритмикой в первую очередь рекомендованы детям с речевыми нарушениями: дислалия, дизартрия, нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание, алалия, задержка речевого развития, логоневроз. А также детям с СДВГ, с ДЦП, с задержкой психического развития, с различными синдромами и расстройствами, сопровождающимися нарушением развития (аутистический, эпилептический и т. д.). Для коррекции речевых нарушений у взрослых перенесших инсульт, нейрохирургические операции и черепно-мозговые травмы, логоритмические занятия сочетаются с восстановительной нейропсихологической коррекцией и неврологическим лечением.

В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. 


Использование логоритмики на логопедических занятиях.

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

В структуру логопедических занятиях можно включать элементы логоритмики. Причём логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом этапе логопедического занятия. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой. Дети с тяжелыми нарушениями речи, с которыми я работаю, очень плохо чувствуют ритм и интонации, мелодику речи, дыхание их сбивчивое, а слоговая структура нарушена. Поэтому наша задача – помочь им уловить эти важные составляющие речи.

Для таких занятий используют элементарные детские музыкальные инструменты, которые должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при  том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. Даже те дети, которые никогда не держали в руках музыкальные инструменты, вполне могут учавствовать в таких играх. Большое значение в данном контексте приобретают простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы, и те инструменты, которые обязаны им своим происхождением – в первую очередь ударные. 

Практические групповые упражнения по логоритмике.


Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»


Цели: отработка ритмической структуры слова, чёткого произношения звуков в словах, обогащение словарного запаса, развитие слуховых функций, памяти, внимания, координации, двигательной активности.

Описание.

Играющие садятся по кругу. Детям предлагается поздороваться, но сделать это необычно, а с помощью игры. Ведущий называет свое имя, прохлопывая его в ладоши по слогам (например, Та-ня). Дети хором называют это имя «ласково», прохлопывая его по коленям (Та-неч-ка). Далее рядом сидящий называет и прохлопывает в ладоши своё имя, а все хором называют это имя «ласково» и одновременно прохлопывают его по коленям. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока все игроки не назовут своё имя.



Игра со стаканчиками «СЕМЕЙКА»


Цели: развитие речи, фонематического слуха, пространственного восприятия; отработка ритмической структуры слова, координации речи с движением; воспитание чувства ритма, коммуникативных способностей, развитие эмоциональной сферы.

Оборудование: цветные пластмассовые стаканчики одного размера по количеству участников.

Описание.

Играющие садятся по кругу. Перед ведущим ставятся стаканчики. Все играющие прячут левую руку за спину. Правой рукой ведущий, а затем каждый по очереди, передаёт стаканчики по кругу слева направо. Эти действия сопровождаются словами: «берём! – отдаём!». Затем игра приостанавливается, участники меняют руки (правая рука прячется за спину, а левую руку держат перед собой). Игра продолжается в обратном направлении – справа налево. Действия сопровождаются ритмичной песней:

Как у деда Ермолая

Вся семейка небольшая

Только сам, да сама,

Только кум, да кума

Да два сына с усами,

Да две дочери с косами,

Да две внучки на печи

Поедают калачи.

Затем ведущий перестаёт передавать стаканчики, а ритм продолжает отхлопывать в ладоши. И за ним все участники, которые передали свой стаканчик и не получили взамен другой отхлопывают ритм со словами «берём – отдаём». Игра продолжается до тех пор, пока последний стаканчик не буде передан ведущему.