Мастер-класс «Нестандартные формы работы по речевому развитию детей – лэпбук»
Цель: развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи при работе с лэпбуком.
Задачи:
Обогащать словарный запас детей;
Закрепить и упорядочить накопленные детьми знания о поговорках, загадках, сказках;
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
Воспитывать интерес к письменным формам речи;
Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения;
Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
Развивать мышление, воображение, внимание, усидчивость и мелкую моторику
развивать интерес к художественной литературе;
Развивать желание выполнять совместные игровые задания.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с друзьями, со сверстниками и общее интеллектуальное развитие.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют тематическая папка. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Зачем нужен лэпбук?
-он поможет дошкольнику по - своему желанию выбрать информацию, лучше понять и запомнить материал;
- дошкольник учится самостоятельно собирать и анализировать информацию, закладываются навыки учебной деятельности;
- это эффективный способ запомнить информацию, самостоятельно (в свободной форме) повторить пройденный материал;
- его хорошо использовать при работе в группах;
- развивает творческие способности и коммуникативные навыки у дошкольников;
-это эмоционально, ярко, увлекательно и интересно для дошкольников.
Содержание лэпбуков по развитию речи подбирается с учетом возможности развития всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики и связной речи, расширения знаний и представлений об окружающем, развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества).
Лепбук по развитию речи у детей дошкольного возраста дает педагогу возможность диагностировать уровень знаний ребенка, развивать его умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
Все игры в лэпбуках способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи, проявлению повышенного интереса к содержанию. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Данное дидактическое пособие предназначено для использования в работе воспитателя и ребенка, а также в свободной деятельности детьми дошкольного возраста.
В лэпбуке представлены:
Развивающие игры, Творческая мастерская, прописи, книжка – малышка, загадки и пословицы.
Такая необычная дидактическая книжка привлекает внимание детей, они не раз возвращаются к ней, чтобы поиграть, посмотреть, закрепить полученные знания.
В лэпбуке по речевому развитию размещено:
Развивающие игры
1. Назови букву
2. Скажи слова наоборот
3. Терем – терем – теремок
4. Дорога домой
5. Собери пазлы
6. В гости я иду
7. Играй и развивайся
8. Развивалка
9. Времена года
10. Все по местам
Творческая мастерская: раскраски, обвести по пунктиру, стихи и загадки.
Прописи: пишем линии по пунктирам.
Книжка – малышка «День роения Маши» составление рассказа по картинкам.
Весёлые загадки – складки.
Отгадай загадку и нарисуй ответ.
ЛЭПБУК позволяет:
пополнять словарь детей;
ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
формировать грамматические категории;
развивать связную речь;
совершенствовать мелкую моторику.
На мой взгляд, лэпбук – это современное и эффективное средство обучения, отличный помощник в работе педагога.