Ход мастер-класса
Помашите рукой. Кто учился в школе? Помашите рукой. Кто любил математику?
Помашите рукой. Кто помнит, как звали учителя математики?
Я учитель математики – Киселева О.В. Предлагаю вам вернуться в детство.
Закройте глаза и вспомните своего учителя математики и свои уроки математики.
Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)
Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.
Что развивают задачи? (логику, умение мыслить, творчество и т.д.)
Да, я согласна, и думаю, никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учеников. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Как показывает мой опыт, в школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач. Кроме того, решение нестандартных логических задач способно привить интерес ребенка к изучению «классической» математики. Через занимательность проникает в сознание ученика сначала ощущение прекрасного, а затем, при последующем систематическом изучении математики, и понимание красоты ее методов.
Что помогает мне:
Развивать познавательные навыки учащихся: умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Развивать критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Развитие у учащихся интереса к предмету;
Накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе математики
Сегодня я покажу некоторые нестандартные задачи, которые я применяю на своих урока и во внеурочной деятельности.
Это задачи связанные с математическими парадоксами и софизмами.
Математический парадокс можно определить как истину, настолько противоречащую нашему опыту, интуиции и здравому смыслу, что в нее трудно поверить даже после того, как мы шаг за шагом проследим все ее доказательство.
Математическим софизмом принято называть не менее удивительные утверждения, в доказательствах которых в отличие от доказательства парадоксов кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки.
Давайте проведем опыт:
Возьмите бумажную ленту АВСD. Прикладываем ее концы АВ и СD друг к другу и склеиваем. Но не как попало, а так, чтобы точка А совпала с точкой D, а точка B с точкой С. Получим такое перекрученное кольцо. И задаемся вопросом: сколько сторон у этого куска бумаги? (Две, как у любого другого?)
1 группа проверьте: попробуйте закрасить это кольцо с одной стороны. Красим, не отрываемся, на другую сторону не переходим. Красим... Закрасили? Сделайте вывод.
2 группа. Проверьте: что будет, если разрезать посередине это кольцо по всей длине? Разрежьте. Сделайте вывод.
3 группа. Проверьте: что будет, если разрезать его вдоль, но не посередине, а ближе к одному краю? Разрежьте. Сделайте вывод.
Исследуйте дальше эту поразительную (и тем не менее совершенно реальную) одностороннюю поверхность, и вы получите море удовольствия.
Эта удивительная поверхность называется лентой Мейбуса (немецкий математик).
Применение. Слайды. Лист Мёбиуса служил вдохновлением для скульптур и для графического искусства. Мауриц Эшер был одним из художников, кто особенно любил его и посвятил несколько своих литографий этому математическому объекту. Одна из известных — лист Мёбиуса II, показывает муравьёв, ползающих по поверхности ленты Мёбиуса.
Лист Мёбиуса также постоянно встречается в научной фантастике, напр. в рассказе Артура Кларка Стена Темноты. Иногда научно-фантастические рассказы предполагают, что наша вселенная может быть некоторым обобщенным листом Мёбиуса. В рассказе «Лист Мёбиуса» автора А. Дж. Дейча, бостонское метро строит новую линию, маршрут которой становится настолько запутанным, что превращается в ленту Мёбиуса, после чего на этой линии начинают исчезать поезда.
Существовали технические применения ленты Мёбиуса. Полоса ленточного конвейера выполнялась в виде ленты Мёбиуса, что позволяло ему работать дольше, потому что вся поверхность ленты равномерно изнашивалась. Также в системах записи на непрерывную плёнку применялись ленты Мёбиуса (чтобы удвоить время записи). В матричных принтерах красящая лента также имела вид лист Мёбиуса для увеличения срока годности.
Устройство под названием резистор Мёбиуса — это недавно изобретенный электронный элемент, который не имеет собственной индуктивности. Никола Тесла запатентовал подобное устройство в начале 1900-ых, патент.
Сейчас я хочу показать, что такое софизмы. Как я уже сказала это утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. Рассмотрим пример: (пальцы)
Задание в группам: найдите ошибку.
1 группа: Возьмем два произвольных неравных между собой числа а и в и запишем для них очевидное тождество
а2-2ав+в2=в2-2ав+а2
(а-в)2=(в-а)2
а-в = в-а
2а=2в
а=в
2 группа : 2*2=4
4:4=5:5
4(1:1)=5(1:1)
2*2(1:1)=5(1:1) = 2*2=5 = 4=5
3 группа: Возьмем уравнение
Р
азделив обе части на , получим
Откуда сразу получаем требуемое
равенство
1=0
4 группа: Запишем очевидное для любого
числа а тождество
а2-а2 = а2-а2
Вынесем а в левой части за скобку, а правую часть разложим на множители по формуле разности квадратов, получив
а(а-а)=(а+а)(а-а)
Разделив обе части на а-а, получим а=а+а, или а=2а
Математических парадоксов и софизмов очень много и можно подобрать материал на любую тему математики.
Я думаю, что у вас появился интерес к математике. Спасибо вам за помощь.
Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены.
Благодарю за работу.
1 группа проверьте: попробуйте закрасить это кольцо с одной стороны. Красим, не отрываемся, на другую сторону не переходим. Красим... Закрасили? Сделайте вывод.
2 группа. Проверьте: что будет, если разрезать посередине это кольцо по всей длине? Разрежьте. Сделайте вывод.
3 группа. Проверьте: что будет, если разрезать его вдоль, но не посередине, а ближе к одному краю? Разрежьте. Сделайте вывод.
1 группа проверьте: попробуйте закрасить это кольцо с одной стороны. Красим, не отрываемся, на другую сторону не переходим. Красим... Закрасили? Сделайте вывод.
2 группа. Проверьте: что будет, если разрезать посередине это кольцо по всей длине? Разрежьте. Сделайте вывод.
3 группа. Проверьте: что будет, если разрезать его вдоль, но не посередине, а ближе к одному краю? Разрежьте. Сделайте вывод.
1 группа проверьте: попробуйте закрасить это кольцо с одной стороны. Красим, не отрываемся, на другую сторону не переходим. Красим... Закрасили? Сделайте вывод.
2 группа. Проверьте: что будет, если разрезать посередине это кольцо по всей длине? Разрежьте. Сделайте вывод.
3 группа. Проверьте: что будет, если разрезать его вдоль, но не посередине, а ближе к одному краю? Разрежьте. Сделайте вывод.