Канаичева М.В., учитель физики
МОУ Пустошенская ОШ,
Ивановская область Шуйский район
Мастер – класс « Нестандартный урок как способ повышения интереса учащихся к изучению физики»
Цель мастер – класса: обобщение и распространение опыта организации на уроках физики нестандартных форм обучения.
«Сделать работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактов» К.Д.Ушинский
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Среди множества путей воспитания у обучающихся интереса к учению, одним из наиболее эффективных является проведение нестандартных уроков.
Нестандартные уроки – это импровизированные учебные занятия, имеющие нетрадиционную структуру. Использование нестандартных уроков способствует развитию инициативы, коммуникативных навыков, а также предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни.
Существует много видов нестандартных уроков: урок систематизации знаний, урок–викторина, урок–соревнования, урок – конкурс, урок– игра, урок– конференция, урок– диалог, урок – аукцион, урок – путешествие, урок общественного смотра знаний.
Дидактические требования к нетрадиционному уроку: урок должен расширять и углублять знания учащихся; повышать любознательность и интерес к предмету; развивать и совершенствовать ученика на основе сочетания добровольной работы с обязательностью ее выполнения; в урок должны быть включены элементы занимательности, предполагаемый на уроке материал должен быть доступен учащимся, соответствовать их уровню развития.
Приведу несколько примеров применения нетрадиционных формы работы на разных этапах урока.
На этапе закрепления нового материала можно учащимся предложить поиграть в физическое лото. Например, после изучения темы «Сила трения», ребятам выдаются карточки. На одних карточках написаны физические явления, а на других вид силы трения, которые возникают при каждом из этих явлений. Нужно их соотнести между собой.
Опрос учащихся тоже можно построить нетрадиционно. Одним из видов такого опроса является: кроссворд, «ответ по кубикам», «ромашка».
На гранях кубика находятся задания, на каждом кубике однотипные. Кубиков 5, так как по количеству правильных ответов легче выставить отметку. Учащийся по очереди кидает каждый кубик.
«Ромашка» – в центре ромашки написана физическая величина, например – сила. Ребятам предлагается на лепестках ромашки написать все, что они знают о данной физической величине.
Урок решения задач (подготовка к контрольной работе). После изучения темы или раздела, урок можно организовать по аналогии телевизионной игры «Своя игра». Например: после изучения темы Закон Ома, соединение проводников, работа и мощность электрического тока подготовку к контрольной работе можно провести, используя нестандартную форму урока. Учащийся сам выбирает тему и оценку (рассчитывая свои силы).
Чаще всего в своей практике я применяю нестандартную форму при проведении уроков обобщения и повторения знаний. Это могут быть: урок – путешествие, урок – аукцион, урок – соревнование, урок – игра.
Такие уроки проводятся один раз за период изучения темы и посвящаются пройденному материалу. Во время таких уроков учащиеся имеют возможность проявить свои способности, увидеть физику с необычной стороны. Приведу пример урока – соревнования «На перекрестках физики». Уроки данного типа – это прием введения в учебное занятие элементов игры. Они основаны на групповой деятельности учащихся (класс разделен на две команды), вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед командой. Как показала практика каждый ученик независимо от успеваемости активен на всех этапах урока, возникает эффект сопричастности к общему делу. Сценарий данного урока может быть использован как урок повторения и обобщения знаний или как внеклассное мероприятие по физике.
Этапы игры включают:
- предварительную подготовку (класс разбивается на команды, примерно равные по способностям; дается домашнее задание командам (познакомиться с историей развития автомобилестроения, повторить ПДД, повторить темы «Взаимодействие тел);
- игру;
- заключение по уроку (выводы о работе участников игры, выставление оценок)
Урок проводится в конце изучения раздела «Взаимодействие тел».
В качестве сопровождения к уроку подготовлена презентация. На табло 4 темы: Остановка Мыслителей, где учащимся предлагается решить 3 задачи на перевод единиц и решение задачи на движение; Остановка Смекалистых, здесь проверяются знания по теме «Инерция», «Трение», «Давление». Остановка Эрудитов, командам надо показать свои знания по истории развития автомобилестроения; Пост ГАИ экзаменует ребят по ПДД. Каждая тема содержит 3 вопроса, отличающиеся по баллам. Команда, ответившая на большее количество вопросов разминки, начинает игру первой. Команда выбирает остановку и цену вопроса. На обдумывание дается определенное время. Во время обсуждения ответа в командах допускаются дискуссии. Если команда ответит правильно на вопрос, то она зарабатывают то количество баллов, во сколько был оценен вопрос. Если команда не ответила на вопрос, то вопрос переходит другой команде. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. С помощью гиперссылки «сведения» можно проверить правильно ли дан ответ и получить дополнительную информации. С помощью кнопки «возврат» вернуться к табло для выбора темы и вопроса. В конце урока капитаны команд оценивают работу каждого члена команды. Подводятся итоги, выставляются оценки.
Как оценить работу каждого учащегося? Можно в начале игры каждому участнику игры дать лист самооценки. Можно выбрать капитана, который будет оценивать тот вклад, который внес каждый участник команды в победу. Сам учитель следит за работой участников игры.
В заключение своего выступления хочу отметить, что нестандартные уроки это одна из форм активного бучения.
Все эти и многие другие нестандартные приемы обучения я использую, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие занятия повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны и учителя, и ученика.
Однако следует учитывать, что при проведении нестандартных уроков нужна мера. Если отказаться от традиционных уроков и все уроки делать нестандартными, то общая картина учебного процесса будет неблагоприятна.
6