Мастер-класс «Нетрадиционные формы проведения индивидуальных коррекционных занятий»
Учитель-логопед: Кондрашева Елена Александровна
Коррекционная работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий, форм, методов и приемов.
Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. С целью повышения эффективности коррекционной работы индивидуальные логопедические занятия можно проводить в нетрадиционной форме: в форме игры, путешествия, прогулки, квест-игры, экскурсии, полета и т.д.
Перед логопедом на начальных этапах стоят следующие задачи:
1 Стимуляция речевой и психической активности.
2 Развитие эмоционального общения со взрослым.
3 Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.
4 Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.
5 Формирование мотивационно - побудительного уровня речевой деятельности
6 Формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего минимальное общение
7 Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.
8 Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
Формируя структуру будущего индивидуального занятия в зависимости от поставленных коррекционных задач, логопед подбирает те или иные компоненты, как традиционные, так и творчески переработанные с учётом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
К логопедическому занятию предъявляются следующие требования:
-
Четко формулировать тему и цель занятия.
-
Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь, целенаправленность.
-
Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.
-
Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.
-
Доступно формулировать инструкции по выполнению заданий.
-
Использовать красочный наглядно - дидактический материал.
-
Создавать эмоциональный фон занятия.
Каждый неговорящий ребенок требует к себе особого подхода. Поэтому важно создать условия, в которых бы у него появилось желание произнести звуки, звукоподражания, слова неоднократно. Хочу вам представить индивидуальное занятие в нетрадиционной форме (в форме прогулки) и игры, которые эффективно использовать с неговорящими детьми.
1.Организационный момент: Приветствие
Логопед: Аня, давай поздороваемся. Повторяй за мной.
С добрым утром, глазки! (Ладошками поглаживаем глазки)
Глазки наши смотрят… (имитируем движение держания бинокля в руках)
С добрым утром, ушки! (ладошками поглаживаем ушки.)
Ушки наши слушают… (Например, ладошками к ушкам и прислушиваемся)
С добрым утром, носик! (указательным пальчиком дотрагиваемся до носика)
Носик наш нюхает…(Имитируем движение «нюхаем» носиком.)
С добрым утром, ротик! (слегка дотрагиваемся до ротика несколько раз)
Ротик наш говорит…. (произносим ДА-ДА-ДА)
С добрым утром, ручки! (слегка поглаживаем ручки)
Ручки наши хлопают …(произносим ХЛОП- ХЛОП - ХЛОП)
С добрым утром, ножки! (слегка поглаживаем ножки)
Ножки наши топают… (произносим ТОП-ТОП-ТОП)
2. Основная часть:
Логопед: Аня, у нас сегодня гость! Петушок Петя. У Пети есть любимые игрушки, он принёс их в своём мешочке. Давай посмотрим что там.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Логопед: Аня, доставай из мешочка игрушку. «Кто это? ЭТО Киса! Скажи ки-са.
(ребенок: «ки-са»)
Логопед: «Как киса говорит?
(ребенок: Мяу, мяу).
Логопед: Покажи, как киса лакает молочко? (ребенок вместе с логопедом выполняет артикуляционное упражнение «Котик лакает молочко из миски»).
Логопед: Аня, а у кисы есть глазки?
(ребенок: «Вот»).
Логопед: Где у кисы хвост?
(ребенок: «Вот»).
(Логопед просит ребенка вытащить из мешочка следующую игрушку).
Логопед: Кто это? Это ляля! Кто это?
(ребенок: «Ляля»).
Ляля умеет песни петь. «Ля- ля-ля». Как ляля песню поет? Спой. (ребенок: «Ля- ля-ля»).
Логопед: А как ляля ручками двигает, когда танцует, вправо – влево, покажи язычком. (ребенок выполняет вместе с логопедом артикуляционное упражнение «часики»).
(Логопед просит ребенка вытащить из мешочка следующую игрушку).
Логопед: В мешочке осталась последняя игрушка, достань ее. Это Миша! Кто это?
(ребенок: «Миша»).
Логопед: Миша очень любит мед. Покажи, как Миша облизывает ротик, когда ест мед? (ребенок выполняет вместе с логопедом артикуляционное упражнение «вкусное варенье»).
Логопед: А теперь давай положим игрушки обратно в мешочек и скажем: («Иди, киса! Иди, ляля!, Иди, Миша,»
(ребенок повторяет.)
Логопед: Молодец!
Петя зовет нас пойти вместе с ним на прогулку.
Игры с дорожками.
Для развития общей моторики, координации движений, ловкости использую разнообразные дорожки: из фетра со следами, из массажных ковриков. Задача ребенка прыгать и выполнять определенные действия: например, называть, кого он встретил на дорожке (мишку – топ-топ, Машу – Ау! (произносим Тихо - Громко), звоночек (дзынь-дзынь), ударять по ладошке (хлоп-хлоп). Можно усложнить задание с ладошкой и предложить ребенку выбрать ту ладошку, которая соответствует цвету следов.
Используя дорожку, отрабатываем произношение звуков А, О. Задача ребенка прыгнуть, позвонить в колокольчик, произнести звук А, затем опять прыжок, переложит колокольчик в другую руки и произнести звук О.
- Теперь Петя предлагает пойти посмотреть, как распускаются цветы на озере. Ребенок бросает свернутый цветок в воду и он распускается. В серединке цвета картинка, ребенок называет ее (ки-са, ко-за, ми-ша, му-ха, жа-ба, пе-тя, ли-са, хо-ма)
Игры с водой.
Вода притягивает детей. Игры с водой стабилизируют эмоциональное состояние любого ребенка, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук. Благодаря играм с водой легче установить контакт с неговорящим ребенком, вызвать первые звуки и звукоподражания (кап-кап, буль-буль).
Например, игра «Разноцветные лягушки». Задача ребенка помочь лягушкам прыгнуть в воду. Здесь мы работаем со звукоподражанием ква-ква, бульк, закрепляем слово «вот» при ответе на вопрос где зеленая лягушка? Эта игра всегда вызывает у детей массу эмоций: радость, смех.
Игры с сеном.
Сено для детей – новый материал, который привлекает к себе внимание. В нем можно прятать и искать различные предметы. Например, в игре «Накорми курочку», просим ребенка при помощи магнитной палочки поймать всех червячком, при этом работаем со словами дай, на.
Другой вариант – ищем в сене домашних животных, отрабатываем звукоподражания. Кто это? Собачка. Как собачка говорит? Ав-ав.
Игры сортеры.
Работая над пониманием речи у неговорящих деток, использую игры сортеры из серии «Досочки Сегена». Это яркие, деревянные или пластмассовые игрушки, которые имеют в своей основе принцип сортировки предметов по форме, цвету и другим признакам. Развивают у детей множество полезных навыков.
Показываем ребенку рамку с уложенными в них вкладышами, затем высыпаем на стол, перемешиваем и предлагаем вложить все фигурки на свои места, параллельно отрабатываем слова кто это? Птичка. Куда поставим птичку? Сюда. Какого цвета? Синего.
Мы устали и домой мы отправимся на машине, а потом на поезде.
Ритмический ряд (Би-би, тук-тук (стучат колеса)
Итог. Рефлексия:
Логопед: Приехали, Аня, посмотри, кто изображен на картинке. Повторяй за мной. Это лиса, это коза, это Петя.
(ребенок: это ко-за, Пе-тя, ли-са.)
Логопед: Аня, вспомни, кто сегодня приходил к тебе в гости?
(ребенок: Пе-тя)
Логопед: Умница! Ты все помнишь. Помаши Пете рукой. Скажи пока Петя. (ребенок : по-ка Пе-тя)
В заключение хочется сказать, что только последовательная и систематическая работа логопеда, требующая специальных знаний в области коррекционной педагогики, а также терпения и изобретательности может привести к положительному результату.