СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Нетрадиционные формы работы с неговорящими детьми дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс предназначен для учителей-логопедов, работающих с неговорящими детьми дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Нетрадиционные формы работы с неговорящими детьми дошкольного возраста"»

Мастер-класс «Нетрадиционные формы проведения индивидуальных коррекционных занятий»

Учитель-логопед: Кондрашева Елена Александровна

Коррекционная работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий, форм, методов и приемов.

Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. С целью повышения эффективности коррекционной работы индивидуальные логопедические занятия можно проводить в нетрадиционной форме: в форме игры, путешествия, прогулки, квест-игры, экскурсии, полета и т.д.

Перед логопедом на начальных этапах стоят следующие задачи:

1 Стимуляция речевой и психической активности.

2 Развитие эмоционального общения со взрослым.

3 Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.

4 Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.

5 Формирование мотивационно - побудительного уровня речевой деятельности

6 Формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего минимальное общение

7 Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8 Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Формируя структуру будущего индивидуального занятия в зависимости от поставленных коррекционных задач, логопед подбирает те или иные компоненты, как традиционные, так и творчески переработанные с учётом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

К логопедическому занятию предъявляются следующие требования:

  • Четко формулировать тему и цель занятия.

  • Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь, целенаправленность.

  • Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.

  • Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.

  • Доступно формулировать инструкции по выполнению заданий.

  • Использовать красочный наглядно - дидактический материал.

  • Создавать эмоциональный фон занятия.

Каждый неговорящий ребенок требует к себе особого подхода. Поэтому важно создать условия, в которых бы у него появилось желание произнести звуки, звукоподражания, слова неоднократно. Хочу вам представить индивидуальное занятие в нетрадиционной форме (в форме прогулки) и игры, которые эффективно использовать с неговорящими детьми.



1.Организационный момент: Приветствие

Логопед: Аня, давай поздороваемся. Повторяй за мной.

С добрым утром, глазки! (Ладошками поглаживаем глазки)

Глазки наши смотрят… (имитируем движение держания бинокля в руках)

С добрым утром, ушки! (ладошками поглаживаем ушки.)

Ушки наши слушают… (Например, ладошками к ушкам и прислушиваемся)

С добрым утром, носик! (указательным пальчиком дотрагиваемся до носика)

Носик наш нюхает…(Имитируем движение «нюхаем» носиком.)

С добрым утром, ротик! (слегка дотрагиваемся до ротика несколько раз)

Ротик наш говорит…. (произносим ДА-ДА-ДА)

С добрым утром, ручки! (слегка поглаживаем ручки)

Ручки наши хлопают …(произносим ХЛОП- ХЛОП - ХЛОП)

С добрым утром, ножки! (слегка поглаживаем ножки)

Ножки наши топают… (произносим ТОП-ТОП-ТОП)

2. Основная часть:

Логопед: Аня,  у нас сегодня гость! Петушок Петя. У Пети есть любимые игрушки, он принёс их в своём мешочке. Давай посмотрим что там.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Логопед: Аня, доставай из мешочка игрушку. «Кто это? ЭТО Киса! Скажи ки-са.

(ребенок: «ки-са»)

Логопед: «Как киса говорит?

(ребенок: Мяу, мяу).

Логопед: Покажи, как киса лакает молочко? (ребенок вместе с логопедом выполняет артикуляционное упражнение «Котик лакает молочко из миски»).

Логопед: Аня, а у кисы есть глазки?

(ребенок: «Вот»).

Логопед: Где у кисы хвост?

(ребенок: «Вот»).

(Логопед просит ребенка вытащить из мешочка следующую игрушку).

Логопед: Кто это? Это ляля! Кто это?

(ребенок: «Ляля»).

Ляля умеет песни петь. «Ля- ля-ля». Как ляля песню поет? Спой. (ребенок: «Ля- ля-ля»).

Логопед: А как ляля ручками двигает, когда танцует, вправо – влево, покажи язычком. (ребенок выполняет вместе с логопедом артикуляционное упражнение «часики»).

(Логопед просит ребенка вытащить из мешочка следующую игрушку).

Логопед: В мешочке осталась последняя игрушка, достань ее. Это Миша! Кто это?

(ребенок: «Миша»).

Логопед: Миша очень любит мед. Покажи, как Миша облизывает ротик, когда ест мед? (ребенок выполняет вместе с логопедом артикуляционное упражнение «вкусное варенье»).

Логопед: А теперь давай положим игрушки обратно в мешочек и скажем: («Иди, киса! Иди, ляля!, Иди, Миша,»

(ребенок повторяет.)

Логопед: Молодец!

Петя зовет нас пойти вместе с ним на прогулку.

Игры с дорожками.

Для развития общей моторики, координации движений, ловкости использую разнообразные дорожки: из фетра со следами, из массажных ковриков. Задача ребенка прыгать и выполнять определенные действия: например, называть, кого он встретил на дорожке (мишку – топ-топ, Машу – Ау! (произносим Тихо - Громко), звоночек (дзынь-дзынь), ударять по ладошке (хлоп-хлоп). Можно усложнить задание с ладошкой и предложить ребенку выбрать ту ладошку, которая соответствует цвету следов.

Используя дорожку, отрабатываем произношение звуков А, О. Задача ребенка прыгнуть, позвонить в колокольчик, произнести звук А, затем опять прыжок, переложит колокольчик в другую руки и произнести звук О.

- Теперь Петя предлагает пойти посмотреть, как распускаются цветы на озере. Ребенок бросает свернутый цветок в воду и он распускается. В серединке цвета картинка, ребенок называет ее (ки-са, ко-за, ми-ша, му-ха, жа-ба, пе-тя, ли-са, хо-ма)

Игры с водой.

Вода притягивает детей. Игры с водой стабилизируют эмоциональное состояние любого ребенка, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук. Благодаря играм с водой легче установить контакт с неговорящим ребенком, вызвать первые звуки и звукоподражания (кап-кап, буль-буль).

Например, игра «Разноцветные лягушки». Задача ребенка помочь лягушкам прыгнуть в воду. Здесь мы работаем со звукоподражанием ква-ква, бульк, закрепляем слово «вот» при ответе на вопрос где зеленая лягушка? Эта игра всегда вызывает у детей массу эмоций: радость, смех.

Игры с сеном.

Сено для детей – новый материал, который привлекает к себе внимание. В нем можно прятать и искать различные предметы. Например, в игре «Накорми курочку», просим ребенка при помощи магнитной палочки поймать всех червячком, при этом работаем со словами дай, на.

Другой вариант – ищем в сене домашних животных, отрабатываем звукоподражания. Кто это? Собачка. Как собачка говорит? Ав-ав.

Игры сортеры.

Работая над пониманием речи у неговорящих деток, использую игры сортеры из серии «Досочки Сегена». Это яркие, деревянные или пластмассовые игрушки, которые имеют в своей основе принцип сортировки предметов по форме, цвету и другим признакам. Развивают у детей множество полезных навыков.

Показываем ребенку рамку с уложенными в них вкладышами, затем высыпаем на стол, перемешиваем и предлагаем вложить все фигурки на свои места, параллельно отрабатываем слова кто это? Птичка. Куда поставим птичку? Сюда. Какого цвета? Синего.

Мы устали и домой мы отправимся на машине, а потом на поезде.

Ритмический ряд (Би-би, тук-тук (стучат колеса)

Итог. Рефлексия:

Логопед: Приехали, Аня, посмотри, кто изображен на картинке. Повторяй за мной. Это лиса, это коза, это Петя.

(ребенок: это ко-за, Пе-тя, ли-са.)

 

Логопед: Аня, вспомни, кто сегодня приходил к тебе в гости?

(ребенок: Пе-тя)

Логопед: Умница! Ты все помнишь. Помаши Пете рукой. Скажи пока Петя. (ребенок : по-ка Пе-тя)



В заключение хочется сказать, что только последовательная и систематическая работа логопеда, требующая специальных знаний в области коррекционной педагогики, а также терпения и изобретательности может привести к положительному результату.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!