Нетрадиционные или нестандартные формы и методы обучения на уроках музыкального искусства
Макеевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №57 Потапенко М.В.
Цель: разнообразить учебный процесс
нестандартными занятиями,
которые помогают активизировать
мыслительную деятельность учащихся,
развить их творческие способности, умения и навыки самостоятельной работы,
использовать коллективные формы работы;
повышают мотивацию к учению .
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
Интерес к работе вызывается необычной формой проведения урока, оживляется мысль.
Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве и значит новые обязанности и ответственность.
Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Признаки нетрадиционного занятия:
1.Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
2. Занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;
Место проведения урока – не только кабинет музыки, это может быть актовый зал школы, музей, красивое место на природе и т.д.
3.Использование внепрограммного материала, углублённое проблемное рассмотрение взятой на урок темы.
4.Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся и учителя.
5.Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий.
6. Подключение эмоциональной сферы школьников. Создание ситуаций успеха для каждого ученика с учётом его возрастных особенностей и индивидуальных способностей и интересов.
7. В процессе занятия на фоне звучания музыки используется видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование.
8. Дает возможность учащимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска.
9. Требует серьезной предварительной подготовки , большой фантазии и творчества! Творчества, направленного не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и лёгкой форме
Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру.
Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Основной формой обучения и воспитания остаётся урок традиционный, в который необходимо вносить элементы нестандартных уроков, приёмы, обеспечивающие высокую результативность деятельности учащихся.( Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов.)
А вот при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.
Вот некоторые приемлемые нетрадиционные или нестандартные формы и методы обучения на уроках музыки:
дидактические игры, урок-спектакль, урок-интервью, урок-праздник, видео -урок, урок – музыкальный салон , урок – инсценировка,
интегрированный урок, урок-проект, урок-мюзикл, уроки – соревнования, урок – творческий отчет (учащихся), тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
Нетрадиционные формы урока реализуются после изучения какой-либо темы.
Нетрадиционные формы урока реализуются после изучения какой-либо темы.
УРОК – КВН – также используется на уроках музыки. Такие уроки, как правило, проводятся, в основном, в конце учебного года, когда уже музыкальный багаж достаточно полный. Здесь всё как в настоящем КВНе. Ребята делятся на две команды, выбирают капитанов, а жюри – это родители, учащиеся старших классов. Только задания и все конкурсы на музыкальные темы. Такие уроки доставляют ребятам особое удовольствие и вызывают большой интерес. А для родителей такие уроки просто открытие. Они иногда и не подозревают, как много знают их дети о музыке. Какими они могут быть открытыми и эмоциональными.
УРОК-КОНЦЕРТ. Разновидность обобщающего урока в конце. Цель его – наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течении учебного года.
Урок-концерт необходимо проводить в торжественной обстановке, в актовом зале школы; при этом возможно участи параллельных классов. Строить урок-концерт можно следующим образом. Вначале учитель рассказывает родителям, учителям о задачах и содержании музыкальных занятий в учебном году. Слово учителя должно быть ясным, кратким и увлекательным.
Хорошо, если учитель сможет привести примеры, свидетельствующие об активном, заинтересованном отношении школьников к урокам музыки в течение года. Затем учитель приглашает в зал учащихся, которые входят в зал под музыку. На уроке-концерте должны быть представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения, выученные школьниками в течение года. Это музыка для хорового и сольного пения(народная, классическая и современная), предназначенная для игры в четыре руки с учителем, музыка, включающая музыкально-ритмические движения. Завершается урок-концерт исполнением песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление, что так важно для урока-концерта в целом. «Пусть школьники уйдут с заключительного урока как с праздника музыки!» - подчеркивается в программе.