Мастер-класс
«Нетрадиционные материалы и техники
в изобразительной деятельности дошкольников»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский:
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
Творчество - постоянный спутник детского развития. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление создавать. Ребенок получает удовольствие и радость от самого процесса творчества, испытывая целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно — выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды нужно учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей - это зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д. Вышли погулять - присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проанализировав рисунки дошкольников можно прийти к выводу – что необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Побудить интерес детей к изобразительной деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге помогают нетрадиционные техники рисования.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Эта тема достаточно актуальна и востребована. Повторюсь ещё раз, использование нетрадиционных техник позволяют развить у детей интерес, творчество, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва.
Нетрадиционное художественное творчество привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.
Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- формируются навыки контроля и самоконтроля.
- развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.
-
Способствует снятию детских страхов
-
Развивает уверенность в своих силах
-
Развивает пространственное мышление;
-
Учит детей свободно выражать свой замысел;
-
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
-
Учит детей работать с разнообразным материалом;
-
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
-
Развивает воображение и полёт фантазии.
-
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В дошкольном образовании выделена специальная область развития детей «Художественно-эстетическое развитие», в которое входит такие виды деятельности как аппликация, рисование и лепка.
Предлагаю Вам познакомиться с необычными нетрадиционными техниками рисования:
1. Рисование смятой бумагой, губкой.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Таким способом, например можно нарисовать силуэты животных, траву, небо, снег, стволы деревьев.
Слайд 12
2. Точечный рисунок. (техника рисования точечный рисунок является одной из самых любимых техник в моей группе воспитанников, эта средняя группа)
Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять обыкновенную ватную палочку или же рисовать пальчиками. Лучше всего получаются точечные рисунки густыми гуашевыми красками. (тык-тык) Так же можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.
Способ получения изображения: для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы, капельки дождинки, снежок.
3. «Кляксография»
Кляксографией называется рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определенный образ, подключив фантазию. Эта техника идеально подходит для детей, так как не требует особых навыков, задатков и талантов. Ее можно сочетать с другими техниками, дополнять картины с помощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы через трубочку или позволять им свободно растекаться.
ПРИЕМЫ КЛЯКСОГРАФИИ
Основной метод этой техники – создание абстрактных пятен, которые дополняются деталями согласно придуманному образу. Делать это можно любым удобным способом.
С ТРУБОЧКОЙ На бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку коктельную и раздувают пятно в разных направлениях. Делать это следует под наклоном. С помощью такого приема можно создать ветки дерева, волосы на портрете, лучи солнца, щупальца осьминога. Можно поставить задачу заранее: спросить ребенка, какого результата он хочет добиться, или предложить ему создать что-нибудь нетрудное и знакомое. Но лучше не загадывать и придумывать образы в процессе работы. Когда кляксы и линии начнут напоминать что-то знакомое, можно дополнить картину с помощью ватных палочек. Для этого их обмакивают в краску и дорисовывают необходимые элементы. Например, дереву можно добавить листья, цветы, ягоды, солнышку – облака. Можно оживить кляксы глазами и задорной улыбкой.
С РАСТЕКАНИЕМ Для этого метода лучше использовать плотную бумагу или картон. На рабочую поверхность капают кляксы, затем наклоняют ее, позволяя пятнам приобретать разнообразные формы. Процедуру можно повторять до тех пор, пока результат не начнет устраивать маленького художника. Картину можно украсить при помощи фломастеров, цветных карандашей или красок. Ее также используют в качестве фона для открыток и других поделок или оставляют в качестве абстракции.
С ПЛАСТИЛИНОМ Использование этого материала позволяет сделать картину объемной и при этом развивает мелкую моторику у ребенка. Для начала нужно придумать сюжет и слепить из пластилина главных героев истории. К примеру, это может быть бабочка, порхающая по цветочному лугу, или рыбки, ищущие дом. После этого при помощи пятен и вспомогательных материалов создается среда обитания персонажей. Таким образом можно создать цветы, деревья, водоросли, капли воды в водоеме, жучков, птиц, животных. Можно предложить ребенку придумать продолжение истории.
Кляксография – необычная техника, развивающая фантазию детей. Она позволяет раскрыть творческие способности дошкольника, научить использовать воображение и подготовить его к выполнению более сложных задач.
4. Граттаж
Материалы: Белый картон, черная гуашь+клей ПВА, кисть, восковые карандаши, зубочистка.
Восковыми карандашами закрасить картон разными цветами без пробелов белого.
Гуашью и кистью покрыть весь лист. Кисть в воду не макать. Наносить толстый слой гуаши.
5. Техника оттиск засушенными листьями. «Отпечатки листьев»
На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.
6. Набрызг «Веселые брызги»
Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, листьев, зверюшек. Получившиеся "белые пятна" можно оставить пустыми или раскрасить. А ещё можно использовать зубную щетку и расчестку, для получения весёлых брызгов.
7. Тычок жесткой полусухой кистью и щёткой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
8. Рисование водой.
Существует много разнообразных техник рисования водой.
1. Сверху готового рисунка (заготовка должна быть выполнена цветными карандашами или фломастерами) широкой мягкой кисточкой наносится вода, для получения эффекта дождя или размытости. Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д.
2. Со следующей техникой рисования водой я хочу вас познакомить в следующем видеоролике.
9.«Закрашивание рельефов»
Берем лист бумаги, подкладываем под него монетку, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, вышитая крестом скатерть, металлический значок - просто посмотрите вокруг. Это не только увлечет ребенка, но и поможет развить его тонкие ручные навыки.
10. «Монотипия»
Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем - что получилось: бабочка, диковинный цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.
11.«Рисование губкой»
Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.
12. «Картофельные штампы»
Разрежьте пополам сырую картофелину и на месте среза вырежьте простой рельеф - цветок, сердечко, рыбку, звездочку. Пропитайте краской штемпельную подушечку и покажите ребенку, как нужно делать отпечатки. Если нет специальной подушечки, можно взять кусок губки или наносить краску прямо на поверхность среза. Если заготовить несколько разных штампов, малыш сможет с их помощью создавать даже сюжетные картинки или изготовить прекрасную оберточную бумагу для подарка. Это занятие - хороший предлог познакомить ребенка с различными геометрическими формами: кругом, квадратом и т. д.
Техника рисования солью
Техника рисования солью — это хорошее средство развития художественных способностей у детей дошкольного возраста.
Кухонная соль — это прекрасный материал для нетрадиционного рисования и изготовления с детьми интересных поделок.
Используя технику рисования солью, ребенок развивает художественный вкус, фантазию, желание экспериментировать в своей работе, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, трудолюбие и целеустремленность.
Заранее нужно заготовить шаблон рисунка, это может быть: бабочка, грибочек, солнышко, деревце, домик, цветочек….
ВАМ ПОНАДОБИТЬСЯ:
-
соль (обычная белая, цветная);
-
плотная бумага или картон (можно белый, можно цветной), на который уже
-
нанесен заготовленный рисунок;
-
акварель или негустая гуашь или вода, подкрашенная пищевыми красителями;
-
кисточка или пипетка;
-
клей ПВА;
-
поднос с бортиками (желательно).
Способов рисования солью много, предлагаем испробовать любой, который Вам понравится!
1 СПОСОБ — рисование по соли
1. Нанесите клей ПВА на заготовленный узор, рисунок,
2. Посыпьте все солью и даем немного подсохнуть. Затем стряхиваем излишки над тарелкой и оставляем до полного высыхания.
3. И в завершении, берем акварельные краски или разведенную гуашь и наносим ее на солевые разводы.
Очень интересно наблюдать, как краска растекается по солевым дорожкам.
2 СПОСОБ
1. Смочить рисунок водой, используя кисть.
2. Берем акварельные краски, покрываем поверхность, смешивая цвета по своему вкусу.
3. Пока краска не высохла, добавляем капли клея ПВА, а затем посыпаем рисунок солью. Дайте высохнуть.
Пока рисунок подсыхает соль впитывает пигмент из краски, при этом соль очень красиво искрится.
3 СПОСОБ — рисование цветной солью
1. Покрываем изображение тонким слоем ПВА. Клей необходимо наносить небольшими участками.
2. Посыпаем солью каждый участок в отдельности, используя соль разного цвета — можно использовать ложечку, а можно и руками.
3. Лишнюю соль стряхиваем в тарелочку.
4. И так участок за участком заполняем наш рисунок.
1. Ниткография
(раздаточный материал: нить, краски, листы А4, баночки под краску, салфетки влажные);
3. «Воск + акварель»
Способ получения изображения: на листе бумаги воском (свечой) рисуется определенный силуэт (трафареты), после чего наносится акварель и получается рисунок. Для детей данная техника особенно интересна, если педагог предварительно заготовит восковой листок, а ребенок красками сотворит волшебство!
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.
Руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работающие по этой методике педагоги отмечают, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.
А ещё хотелось бы добавить от себя - не секрет, что у нас в детских садах высокая наполненность групп, высокая посещаемость. И уделить каждому ребёнку индивидуально внимание порой не получается на традиционных занятиях по рисованию. И здесь на помощь могут прийти нетрадиционные техники рисования. Они помогут найти время уделить внимание каждому ребенку. Так как нетрадиционные техники рисования очень легки и разнообразны в применении.
Нетрадиционное рисование – это труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Здесь всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И не обязательно, что ваши дети станут художниками. Пусть будут художниками в жизни - гибкими, креативными, способными быстро реагировать на изменение ситуации, иметь богатое воображение.
Приятного вам творчества!