Образование XXI века
11/30/19
11/30/19
НАДПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Зюзюкина Наталья Васильевна,
МАНОУ «Шуховский лицей»
Города Белгорода
11/30/19
11/30/19
Нам необходимо целостное видение компетенций современного педагога
- Наши знания собираются как пазлы
ОБРАЗОВАНИЕ
- единый процесс физического и духовного становления личности
- процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны
ЦЕЛЬ
совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства как социальный заказ является детерминантой (предпосылкой) возникновения педагогических систем.
З
А
К
А
З
ИЗМЕНЕНИЯ
Ц
Е
Л
И
ОС
Образовательный
процесс
Условия
Результаты
Цель – образ будущего ЧЕЛОВЕКА
- Цель - выражение заказа общества (образ будущего)
- Педагогическая система создается с ориентацией на цель
- Группы, формирующие заказ, могут иметь разные цели (образ будущего)
ОБРАЗЫ (ЭТАЛОНЫ)
- спартанский воин
- добродетельный христианин
- доблестный рыцарь
- гармонично развитая личность
- энергичный предприниматель
- коммунистический идеал человека
11/30/19
Интеллектуальная инициативность
Предпринимательский тип личности
(Основатели Google Ларри Пейдж (слева) и Сергей Брин )
Исследовательский тип личности
(Нобелевские лауреаты Андрей Гейм и Константин Новоселов)
11/30/19
Интеллектуальная инициативность термин введен Д.Б. Богоявленской
- продолжение мыслительной деятельности человека за пределами заданной ему и решённой им задачи, причем это продолжение не обусловлено ни практическими нуждами человека, ни внешней оценкой работы,
- всегда выход за пределы предустановленного, за границу культурной нормы.
- высший уровень интеллектуальной инициативности – креативный.
Технократический идеал
- Человек - часть мегамашины
- Киборг
- Волевой интеллектуал
ТЕХНОКРАТИЯ
(от греческого techne — мастерство + kratos — власть) — политический режим, практически реализующий постулаты технократического управления
- Интеллектуализация труда - это процесс постоянного обогащения знаниями, приводящий к увеличению доли интеллектуального труда в деятельности человека (общества)
- Интеллектуальная деятельность как одна из разновидностей труда направлена на изменение информации, присущей объектам окружающего мира.
- Главными условиями интеллектуализации труда являются образование и генетические особенности человека
Технократическая модель образования
Гуманистический идеал человека
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики;
- резервы семейного воспитания
ЧАРЛЬЗ ФЕЙДЛ, МАЙЯ БЯЛИК И БЕРНИ ТРИЛЛИНГ ЧЕТЫРЁХМЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Сегодня суть образования — помочь личности развить надёжный внутренний стержень и навыки целеполагания, чтобы найти свой собственный путь во всё более неопределенном, непостоянном и усложняющемся мире. В наше время нельзя знать наверняка, как будут разворачиваться события.
11/30/19
- Теоретически смысл образования наших детей — подготовить их к миру будущего, вдохновить их активно работать для дальнейшего улучшения этого мира.
- Однако появляется всё больше свидетельств – результаты научных исследований, опросы работодателей и общественного мнения, отзывы самих преподавателей – о том, что наша система образования, причем во всём мире, полностью не справляется с этой задачей.
- Сейчас ученики редко подготовлены надлежащим образом, чтобы преуспеть в сегодняшнем, не говоря уже о завтрашнем, мире.
11/30/19
Надпрофессиональные навыки
SOFT SKILLS — комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность.
11/30/19
Профессиональный стандарт педагога
11/30/19
Обязательные надпрофессиональные навыки современного педагога
- Творческое мышление
- Критическое мышление
- Коммуникативность
- Кооперативность
11/30/19
Творческое мышление
11/30/19
Критическое мышление
Образование должно давать человеку возможность отсеивать и взвешивать доводы, отделять истину от лжи, реальное от нереального, факты от вымысла. Обязанность образования, следовательно, — научить человека думать интенсивно и думать критически.
Мартин Лютер Кинг.
11/30/19
Главный вектор – развитие человека
11/30/19
КОММУНИКАЦИЯ
Фактически обучение коммуникативным навыкам является частью любого образования, от дошкольного до медицинского.
11/30/19
СОТРУДНИЧЕСТВО
- В условиях возросшей сложности наиболее эффективные способы решения многоплановых задач требуют сотрудничества между людьми с разными навыками, багажом знаний и точками зрения.
- Благодаря возможности рассмотреть различные точки зрения в рамках хорошо организованного сотрудничества группа способна принимать решения лучше, чем это бы получилось у любого из её участников самостоятельно.
11/30/19
Характер Учителя
- Осознанность
- Любознательность
- Отвага
- Жизнестойкость
- Нравственность
- Лидерство
11/30/19
Воспитание характера
Включает
- развитие добродетелей (определенных качеств),
- ценностей (убеждений и идеалов)
- умения принимать мудрые решения, ведущие к гармоничной жизни и процветанию общества.
11/30/19
Осознанность (Mindfulness)
- Самосознание, самооценка, самореализация, развитие, воображение, наблюдение, прозрение, сознание, сострадание, слушание, присутствие, способность делиться, взаимосвязанность, эмпатия, чуткость, терпение, принятие, оценка, спокойствие, баланс, духовность, экзистенция, цельность, красота, благодарность, взаимозависимость, счастье, и т.д.
11/30/19
Любознательность (Curiosity)
- Непредубеждённость, любопытство, исследование, страсть, целеустремленность, мотивация, инициатива, инновация, энтузиазм, спонтанность и т.д.
11/30/19
Отвага (Courage)
- Храбрость, мужество, решительность, стойкость, уверенность, готовность идти на риск, упорство, твердость, оптимизм, вдохновение, энергичность, жизнелюбие, тонус, рвение, жизнерадостность, юмор и т.д.
11/30/19
Жизнестойкость (Resilience)
- Стрессоустойчивость, настойчивость, изобретательность, упорство, выдержка, мужество, харизма, уверенность, приспособляемость, способность действовать в условиях неоднозначности, уступчивость, самодисциплина, усердие, самоконтроль, обратная связь, старательность, добросовестность и т.д.
11/30/19
Нравственность (Ethics)
- Человечность, этичность, моральность, доброта, уважение, справедливость, равенство, честность, сострадание, толерантность, вовлеченность, цельность, верность, честность, правдивость, надежность, порядочность, вежливость, подлинность, искренность, предупредительность, прощение, добродетель, любовь, забота, готовность помочь , великодушие, милосердие, самоотверженность, причастность, и т.д.
11/30/19
Лидерство (Leadership)
- Ответственность, героизм, самоотречение, подотчетность, бескорыстность, скромность, вдохновение, цельность, организованность, доверие, командная работа, наставничество, трудолюбие, приверженность, вовлеченность, образцовое поведение, целеустремленность, , последовательность, саморефлексия, гражданская сознательность, межкультурная осведомленность, надёжность, благонадежность, достоверность, добросовестность, сознательность, эффективность, продуктивность, ориентация на результат, концентрация, точность, организаторские способности, исполнительность, социализация, переговороспособность, разностороннесть, воспитанность и т.д.
11/30/19
Героизм - это особый микронавык, который можно осознанно тренировать у себя.
11/30/19
Героизм - метод Филипа Зимбардо
11/30/19
Счастливый учитель
Внутри вас
11/30/19
Духовное удовлетворение
Духовное удовлетворение
(духовная радость, упоение) мы испытываем, лишь сделав что-то с благородной целью.
11/30/19
Структура опыта
Пирамида логических уровней Р. Дилтса поможет вам пройтись от уровня обычной жизни до уровня вашего предназначения, а затем спуститься вниз, привнося ваши ценности в каждый уровень.
11/30/19
- окружение – уровень реакции
- поведение – уровень действия
- способности – уровень источников и направления
- убеждения и ценности – уровень дозволения и мотивации
- идентичность – какую социальную «роль» я играю, кто я?
- миссия - видение, смыслы, духовный уровень
Логические уровни: (в порядке от низшего к высшему):
11/30/19
Закон пирамиды
к этой модели действует ряд общих законов, сформулированных Б. Расселом и А. Уайтхедом, иначе «закон пирамид»:
– каждый последующий уровень включает предыдущие;
– на каждом уровне действуют свои законы;
– изменения на верхнем уровне отражаются на всех нижних;
– изменения на нижних уровнях передаются наверх только как переход количества в качество.
– иерархии могут быть вложены друг в друга.
11/30/19
Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. А. Эйнштейн.
11/30/19
11/30/19
11/30/19
11/30/19
11/30/19
11/30/19
11/30/19
Современная школа
ЦЕЛЬ
Концепция
Учебный план
11/30/19
Готовы ли вы написать авторскую программу ?
11/30/19
11/30/19
Благодарю за внимание!
11/30/19
11/30/19