СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс "Обучение с увлечением"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение интереса обучающихся к предмету

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Обучение с увлечением"»

Мастер-класс «Обучение с увлечением»

Кустова Татьяна Михайловна МБОУ «Белоярская средняя школа», учитель физики


Я много лет работаю по теме «Исследовательский подход в обучении» и пришла к выводу, что в процессе применения данной технологии идет обучение с увлечением.

Л.Н.Толстой писал «Знание тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью».

Именно исследовательский подход в обучении способствует, чтобы знания приобретались усилием мысли, поддерживает любознательность ребенка. Данный подход развивает следующие умения: способы установления, описания, объяснения фактов, что применяется в любой образовательной области.

Педагогические мудрости, которые можно использовать для развития исследовательских навыков.


  • Благоразумный наставник, прежде всего должен узнать свойства ума и характера порученного ему ученика

  • Ум, которому свойственна свобода, становится бодрее.

  • Человека ничему нельзя научить, можно лишь помочь ему обнаружить что-то внутри себя.

  • Прилежание зависит от доброй воли, на которую нельзя подействовать принуждением.


Исследование – это процесс выработки новых знаний, процесс творческого познания мира.

Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, значит надо так организовать учебную деятельность, чтобы развивать у школьника необходимые для этого умения и навыки.

Деятельность учителя по организации исследования:


  • Обеспечение учащихся знаниями по организации исследования;

  • Организация занятий по технике проведения исследования и активизация учащихся к нахождению путей достижения цели;

  • Выяснение того, что необходимо для исследования и что нужно самим;

  • Организация занятий по обучению НИД на разных этапах работы;

  • Сбор информации о характере деятельности учащихся;

  • Обучение учащихся тому, как надо формулировать выводы, делать обобщение по результатам исследования


Содержание исследовательской деятельности учащихся:

  • Постановка собственных вопросов в процессе исследования и поиск ответов на них;

  • Выдвижение гипотез;

  • Использование информации для построения доказательства гипотезы;

  • Генерирование новых идей;

  • Конструирование и изготовление приборов, наглядного материала для наблюдений;

  • Сбор, классификация и обработка данных.

В результате успешно спланированной деятельности учащихся, особенно в профильных классах, профильных линиях, они занимают призовые места в олимпиадах, НПК в районе и республике, успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗы, где одним из основных предметов является физика.

Наблюдая за своими учениками, я вижу, что в век тотальной компьютеризации, у них утрачивается способность творческого мышления и самостоятельного решения проблем. Применяя, данную технологию я думаю притормозить этот процесс.

Шаг 2. Исследовательский подход можно применять при изучении любой темы по физике.

На начальном этапе обучения физике в 7 классе стараюсь вовлечь учащихся в активный процесс обучения с помощью физического эксперимента. При изучении нового материала красной нитью проводится идея «От опытных фактов к научной гипотезе». Практически на каждом уроке проводятся фронтальные лабораторные работы, групповые эксперименты, разумно подобранные с учетом уровня знаний и способностей учащихся, что вызывает интерес и является хорошим стимулом для мотивации изучения физики.

При этом можно применять следующие типы заданий:

  • Что будет если …..?

  • Как доказать что ….?

  • Как объяснить, что … и как это проверить?

  • Какие выводы можно сделать на основе данных в графике, таблицы?

  • Какие эксперименты могли бы подтвердить, что…..?

При работе с литературой можно выполнять задания следующего типа;

  • В чем состоит обнаруженный факт, о котором говорится в статье?

  • Какой вопрос может быть поставлен на его основании?

  • Какую можно выдвинуть гипотезу?

  • Что показывает проведенный эксперимент, исследование?

  • Какова была прежняя модель, которую опровергли эти исследования?


Исследовательские умения , поддающиеся измерению.

(т.е. сравнение с эталоном)

  • Наблюдать и описывать наблюдения;

  • Измерять;

  • Анализировать данные, делать выводы, строить модели, ставить эксперимент, искать и критически оценивать информацию.

В реальной жизни решение встающих перед человеком задач (профессиональных, научных, бытовых) чаще всего отличаются от задач решаемых на уроке. Для реальных задач «не из учебника» чаще всего сразу не ясно, как их решать; не всегда известен алгоритм их решения; не всегда имеется все необходимое «информационное сопровождение» - необходимо уметь извлекать из памяти, актуализировать имеющиеся знания, искать нужную информацию во внешних источниках. Особенно это характерно для научной деятельности. Школьная задача не всегда является образцом решения реальных жизненных задач. Учебная задача имеет много важных свойств и предназначений , но еще она должна становиться для ученика настоящим хоть и маленьким научным исследованием . Задача должна учить самостоятельности мышления , стимулировать интуитивное творческое мышление, развивать креативные качества личности.

Физика, как никакой другой предмет, имеет для этого большие возможности. К сожалению эта цель забывается и большое количество задач решаются только для закрепления знаний законов, формул, выработки умений производить вычисления, контроля знаний.

Приведу примеры различных типов заданий, которые могут использоваться для организации учебных исследований в различных классах, как при изучении и закреплении нового материала, а также при обобщении и контроле знаний. А значит научить решать задачи при таком подходе нельзя. Можно научить решать типовые задачи, но не научить решать задачи, проблемы вообще.

Приведу примеры различных типов задач, которые могут использоваться для организации учебных исследований в различных классах, как при изучении и закреплении нового материала, а также при обобщении и контроле знаний.

Экспериментальные задачи:

  1. Измерить толщину нити.

  2. Определить среднюю плотность сахара-рафинада.

  3. Определить среднюю плотность листа бумаги.

  4. Определить диаметр футбольного мяча.

  5. Придумать способ определить КПД (коэффициент полезного действия) электрической плитки ( электрического чайника).

  6. Определить удельную теплоту парообразования воды, располагая термометром, мензуркой, часами(секундомер), электроплиткой и небольшой емкостью ( например металлической кружкой или стаканчиком от калориметра). Удельную теплоемкость воды считать известной и равной 4200+ - 210 Дж/кг град С.

Задачи – оценки:

Точное измерение или вычисление физической величины зачастую требует знания всех факторов, влияющий на исследуемый процесс. Поэтому во многих случаях искомую характеристику определяют приближенно, или как говорят, оценивают. Для проведения оценки необходимо детально рассмотреть явление или процесс, отделить главные факторы от второстепенных, и на основании этого построить разумную физическую модель, При составлении модели предполагается, что исследователь сам может определить реальные значения физических величин, используемых в дальнейшем для расчетов. К физической модели предъявляются противоречивые требования- с одной стороны, модель должна быть достаточно простой, с другой – более-менее отражать ход моделируемого явления или процесса.

Примеры таких задач:

  1. Оцените, какое расстояние пройдет человек, сделав миллион шагов, и сколько времени он затратит на этот поход?

  2. Представите, что вокруг земного шара по экватору обвязана лента. Длина этой ленты, стало быть равна длине экватора. Взяли эту ленту и пришли к ней еще один метр, а затем придали этой ленте форму окружности. Если раньше лента плотно прилегала к земной поверхности, то теперь между лентой и землей образовался зазор. Оцените, сможет ли сквозь получившийся зазор между лентой и земной поверхностью пролезть мышка?

  3. Оцените, сколько футбольных мячей поместится в классной комнате?

  4. Из романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта» :

«Вода здесь закипит при 100 градусах, а раньше», - сказал майор» Он оказался прав: « термометр, опущенный в закипевшую воду, показал всего лишь 85 градусов».

Задача: Оцените на какой высоте находились путешественники, приблизительно считая, что температура кипения уменьшается на 1 градус С на 320 метров подъема.

5. Оцените на какой высоте идущий по Земле человек может увидеть Солнце, восходящее с запада?

Для развития интереса к изучаемому предмету можно проводить в игровой форме:

1.Блиц –турнир «Физика в живой природе» при изучении темы «Электрические явления» 8 класс.

2.Конкурс умников и умниц по теме «Оптические явления» 9 класс

3.Аукцион графиков по теме «Кинематика» 10 класс

4. Защита вакансий по теме «Изопроцессы» 10 класс




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!