СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс «Определение географических координат»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс "Определение географических координат"

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Определение географических координат»»


Августовская конференция 2025г. Афанасьева С.В. учитель географии Кальской ООШ

Мастер – класс «Определение географических координат» (для 5 класса)


Материалы: географические атласы, карточки с заготовками правил, карточки с заданиями.

Учитель: Не так давно, «от мала до велика», все жители земли писали друг другу письма, которые отправляли в конвертах. Что нужно было знать, чтобы отправить письмо?

Ученик: Адрес, по которому можно точно найти адресата:  город, название улицы, № дома и № квартиры.  

Учитель: Когда мы назначаем встречу или объясняем кому-нибудь, где находимся, мы пользуемся системой известных ориентиров: у магазина, на перекрёстке, на берегу возле дерева. Возможно, в городе или другом населённом пункте вполне достаточно простых «бытовых» ориентиров. Но путешественникам, морякам, альпинистам, ученым при поиске полезных ископаемых, нужно чётко знать, где они находятся. Географические координаты используются в профессиях, связанных с наукой, строительством, транспортом и экологией.

Учитель:  Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься, и как будет звучать тема сегодняшнего занятия?

Ученик:  Будем определять географические координаты. Тема «Определение координат».

Учитель: Как вы думаете, какая цель нашей сегодняшней работы?

Ученик: Научиться находить, определять географические координаты любой точки на карте полушарий.


Определять географические координаты, т.е. находить географическую широту и географическую долготу точки – это «географический адрес» объекта. 

На карте огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовется «объект»-
Такое понятие ввел человек.
Недавно мы с вами узнали о том, 
Что каждая точка имеет свой дом, 
Чтобы ее отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам, 
Если не следовать координатам.

Этаж называется широтой, 
Номер квартиры – ее долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остается припомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся.



Решим задачу. «Потерпевший кораблекрушение капитан Грант сумел добраться до острова, координаты которого нам известны 23° ю.ш., 130 з.д. Питкэрн. По роману Жуль Верна это таинственный, плавучий остров (Табор (37° ю.ш. 153° з.д.).


Найдите этот остров на карте. Давайте с вами откроем атлас и найдем физическую карту мира, стр. 2-3 и выполним задание.


Учитель: Чтобы научиться определять «географический адрес», существует алгоритм действий, четыре правила. На столах у вас имеются заготовки для этих правил.


Итак, правило №1. Вы наверняка уже знаете, как можно ориентироваться на карте. Слайд 2. Наверху всегда у карты север, внизу – юг, слева – запад, справа – восток. Также вы знаете, что на мировых картах всегда можно найти линию экватора. Что такое экватор? Слайд 3. Да, это условная линия на глобусах и картах, которая делит земной шар пополам на два полушария: северное и южное. Слайд 4. Так вот если объект, который вы ищете по карте выше экватора, то у него будет северная широта, а если ниже экватора, то южная широта. Зарисовываем это правило к себе на карточку. Пример, определим широты г. Кейптаун, г. Вашингтон и г. Москва (магниты). Вывод: Широта бывает … - северная, если объект выше экватора и южная, если объект ниже экватора.

Смотрим на координаты острова, куда после кораблекрушения попал капитан Грант, какая широта – … южная, значит этот остров расположен в каком полушарии – …в южном.

Слайд 5. Нужно запомнить! ШОП - ШИРОТА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПАРАЛЛЕЛЯМИ от 0-90 градусов. Параллель — условная линия, проведённая по поверхности Земли параллельно экватору. Итак Слайд 6 Географическая широта

Переходим к правилу №2. Слайд 7. На картах и глобусах есть еще одна важная линия – нулевой меридиан или Гринвич, так как он проходит через местечко Гринвич, где имеется знаменитая обсерватория, на острове Великобритания. Меридианы – это условные линии, которые соединяют северный полюс с южным. И вот с помощью нулевого меридиана определяют долготу объекта. Если объект расположен слева от нулевого меридиана, то у него западная долгота, а если справа, то восточная. Зарисовываем это правило к себе на карточку. Пример, определим долготу для г.Кейптаун, г.Вашингтон и г.Москва. Вывод: Долгота бывает: … западная или восточная; если объект располагается справа от нулевого меридиана, то долгота - …восточная, а если слева, то - …западная.

Смотрим на координаты острова, куда попал капитан Грант, какая здесь указана долгота - …западная, значит, остров находится – слева от нулевого меридиана. Слайд 8. Нужно запомнить! ДОМ ДОЛГОТА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МЕРИДИАНАМИ 0-180 Итак Слайд 9 Географическая долгота

Нас ждет правило №3. Чтобы узнать градусы широты нужно от объекта вести вправо или влево, точно также как искривляются линии параллелей, линий проведенных параллельно экватору на карте. Слайд 10 Там где линии параллелей заканчиваются, есть цифры указывающие градусы широты объекта. Зарисуем третье правило себе на карточку. Пример, широта г. Кейптауна - 33° ю.ш., широта г. Вашингтона - 38° с.ш., а г. Москва - 55° с.ш. Широта острова, которого мы ищем - 23° ю.ш. – давайте найдем эту параллель. Вот где-то на этой параллели расположен остров. Будем ли мы смотреть остров в восточном полушарии? Для того чтобы знать точно нам не хватает долготы, которую сейчас и определим.

Правило №4 гласит: Чтобы узнать градусы долготы, нужно от объекта вести вверх или вниз, точно также как искривляются линии меридиан. Слайд 11 Там где линии меридиан на карте заканчиваются, есть цифры указывающие градусы долготы объекта. Зарисуем четвертое правило себе на карточку. Пример, долгота г. Кейптаун 18 в.д., г. Вашингтон 77 з.д. и г. Москва 37 в.д. Как узнать градусы долготы искомого объекта? Долгота острова - 130° з.д. – давайте найдем этот меридиан. И вот с помощью широты и долготы, так называемого адреса объекта, мы с вами нашли этот остров на карте полушарий, давайте его обозначим магнитиком.


Учитель: На карточке у вас получилась подсказка из четырёх правил. Давайте ею воспользуемся и поопределяем географические координаты сначала вместе, а потом в группах, совершив путешествия в разные интересные уголки земного шара. Пододвиньте к себе листы с заданиями.


(Учащиеся выполняют задания в группах, результаты обсуждаются; озвучиваются у карты полушарий, объекты отмечаются цветными магнитами.)


Учитель: Итак, подводя итог сегодняшнего занятия мы должны с вами вспомнить:

  1. Какая тема была у занятия?

  2. Какая была цель занятия?

  3. Мы достигли цели?

  4. Чем мы руководствовались, подойдя к цели? Что нам помогло? (Правила.)

  5. Озвучьте эти правила.


Может кто-то из вас свяжет свою судьбу с гражданскими профессиями, с военным делом,

но кем бы вы, ни стали, я желаю вам, чтобы в жизни вы отличались широтой души и долготой терпенья.

Всем спасибо, до свидания!













Приложение

Задания


1) Этот канал имеет длину почти 200 км. И сокращает путь из Европы в Азию почти в 3 раза, называется он - Суэцкий. Определите его координаты.

(30*с.ш. 32*в.д.)

2) Ниагара переводится как «Грохочущая вода», огромное облако водяной пыли висит над ним, со специальной смотровой башни можно проследить весь путь водопада, определите его координаты.  (43*с.ш. 79* з.д.)

3) Древние греки дали название этой горе «Этна», что означает «Я пылаю», они считали этот вулкан священным. По их преданиям внутри находилась кузница бога огня Гефеста.  (37* с.ш. 14*в.д.)

4) На фоне чистого неба возвышается гора – красавица с аккуратно срезанной вершиной и поразительно симметричными линиями склонов, это Фудзияма, так почтительно называют ее японцы. (36*с.ш.  139*в.д.)

5) Это самая высокая вершина материка Южная Америка определите ее название, и ее координаты.  (Аконкагуа 33*ю.ш. 70*з.д.)

6) Определите самую высокую вершину Северной Америки и ее координаты  

 ( Мак Кинли 62*с.ш. 151* з.д)

7) В 1883 году произошло сильнейшее извержение вулкана, пепел от него был выброшен на высоту в

несколько километров и он облетел Землю дважды – это вулкан Кракатау (7*ю.ш. 105* в.д.)

8) Этот канал соединяет Тихий и Атлантический океан, разделяет Северную

Америку и Южную, определите его координаты (9*с.ш 80*з.д.)

9) Этот пролив соединяет Атлантический океан и Средиземное море

(36*с.ш. 5*з.д.)

10) Это мелкое озеро глубиной всего 4-7 метров, но площадь его зависит

от осадков, в дождливый период оно увеличивается вдвое озеро Чад

(10*с.ш. 12*в.д.)

11) Это самая длинная река в мире, длина ее почти 7 тысяч км. Определите координаты ее устья  (32*с.ш. 32*в.д.)



























Задания

1) Этот канал имеет длину почти 200 км. И сокращает путь из Европы в Азию почти в 3 раза, называется он - Суэцкий. Определите его координаты. ____________________________

2) Ниагара переводится как «Грохочущая вода», огромное облако водяной пыли висит над ним, со специальной смотровой башни можно проследить весь путь водопада, определите его координаты. ________________________

3) Древние греки дали название этой горе «Этна», что означает «Я пылаю», они считали этот вулкан священным. По их преданиям внутри находилась кузница бога огня Гефеста. ______________________

4) На фоне чистого неба возвышается гора – красавица с аккуратно срезанной вершиной и поразительно симметричными линиями склонов, это Фудзияма, так почтительно называют ее японцы. _________________________

5) Это самая высокая вершина материка Южная Америка определите ее название, и ее координаты.  ___________________________________________________

6) Определите самую высокую вершину Северной Америки и ее координаты.

_______________________________________________________

7) В 1883 году произошло сильнейшее извержение вулкана. Пепел от него был выброшен на высоту в несколько километров, и он облетел Землю дважды –

это вулкан Кракатау. _____________________________________

8) Этот канал соединяет Тихий и Атлантический океан, разделяет Северную

Америку и Южную, определите его координаты. ___________________________

9) Этот пролив соединяет Атлантический океан и Средиземное море.

_____________________________________________________

10) Это мелкое озеро глубиной всего 4-7 метров, но площадь его зависит от

осадков, в дождливый период оно увеличивается вдвое. Это озеро Чад.

____________________________________

11) Это самая длинная река в мире, длина ее почти 7 тысяч км. Определите

координаты ее устья. ___________________________________


Задания

1) Этот канал имеет длину почти 200 км. И сокращает путь из Европы в Азию почти в 3 раза, называется он - Суэцкий. Определите его координаты. ____________________________

2) Ниагара переводится как «Грохочущая вода», огромное облако водяной пыли висит над ним, со специальной смотровой башни можно проследить весь путь водопада, определите его координаты. ________________________

3) Древние греки дали название этой горе «Этна», что означает «Я пылаю», они считали этот вулкан священным. По их преданиям внутри находилась кузница бога огня Гефеста. ______________________

4) На фоне чистого неба возвышается гора – красавица с аккуратно срезанной вершиной и поразительно симметричными линиями склонов, это Фудзияма, так почтительно называют ее японцы. _________________________

5) Это самая высокая вершина материка Южная Америка определите ее название, и ее координаты.  ___________________________________________________

6) Определите самую высокую вершину Северной Америки и ее координаты.

_______________________________________________________

7) В 1883 году произошло сильнейшее извержение вулкана. Пепел от него был выброшен на высоту в несколько километров, и он облетел Землю дважды –

это вулкан Кракатау. _____________________________________

8) Этот канал соединяет Тихий и Атлантический океан, разделяет Северную

Америку и Южную, определите его координаты. ___________________________

9) Этот пролив соединяет Атлантический океан и Средиземное море.

_____________________________________________________

10) Это мелкое озеро глубиной всего 4-7 метров, но площадь его зависит от

осадков, в дождливый период оно увеличивается вдвое. Это озеро Чад.

____________________________________

11) Это самая длинная река в мире, длина ее почти 7 тысяч км. Определите

координаты ее устья. ___________________________________















Правила определения географических координат

1 2 3 4





г. Кейптаун - ______________________________

г. Вашингтон - _____________________________

г. Москва - ________________________________


Правила определения географических координат

1 2 3 4







г. Кейптаун - ______________________________

г. Вашингтон - _____________________________

г. Москва - ________________________________


Правила определения географических координат


1 2 3 4





г. Кейптаун - ______________________________

г. Вашингтон - _____________________________

г. Москва - ________________________________



Острова Табор (Мария-Тереза) не существует.  Научное сообщество признало его фантомным островом, островом-призраком

Остров изображался на картах до середины XX века, но попытки отыскать его оказались безуспешными. Геолог Константин Ранкс высказал предположение, что Табор представлял собой образование из изверженной подводным вулканом пемзы, которое долгое время дрейфовало по поверхности Тихого океана, меняя свои географические координаты.