Введение |
Работа с залом Слайд 1 Слайд 2 | ЦЕЛЬ : показать, какие существуют формы взаимодействия в группе; показать, каким образом может осуществляться рефлексия на каждом этапе работы группы -Добрый день, коллеги! Желаю всем присутствующим в зале крепкого здоровья, особенно сегодня, когда все мы оберегаем себя от вирусов. 1 этап Формирование групп (стихийное) Скажите, кто из Вас, заболев, использует народные средства лечения? (3 человека на сцену) А кто из Вас при первых признаках простуды идет в аптеку? (3 человека) А есть ли в зале оптимисты, которые верят, что болезнь пойдет сама собой (без антибиотиков и других средств? (3 человека). Итак, представляю Вашему вниманию мастер класс «одна голова хорошо, а много лучше..» Всем нам известна народная мудрость, формировавшаяся веками: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей, 1 в поле не воин. Но именно сегодня тема организация группового взаимодействия очень актуальна. Ведь все мы, так или иначе, живем в социуме и зависим от мнения окружающих нас людей. Поэтому умение правильно выстраивать отношения в обществе, начиная с малой группы, очень важно. |
2 этап Учимся на ошибках, или проблемная ситуация |
Слайд 3 Карточки 16 одинаковых штук 3 листа А4, 3 фломастера 1 таблица – шаблон, 3 текста, ручки | На сцену приглашаются 3 группы участников по 3 человека. Задание для 1 группы. Распределить карточки на две равные по количеству группы. (Карточки абсолютно одинаковые) Задание для 2 группы. Нарисуйте каждый свой домик. (Каждому участнику дается отдельный лист и фломастер.) Задание для 3 группы. Прочитайте текст и выделите главную мысль. Текст «Привычкой и нормой общения в классе становятся организуемые учителем культурные формы детской кооперации и их воспитательное явление перекрывает те индивидуальные тенденции, которые при стихийном образовании классной общности могут развиваться в эгоистический, конкурентный, кооперативный и др. стили сотрудничества, не оптимальные для рефлексивного развития детей». «... Такое взаимодействие, в котором учитель: а) создаст ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребенка способов действия; б) организует учебный материал таким образом, чтобы ребенок мог обнаружить причины своей неумелости, некомпетентности и указать их взрослому; в) вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи (но делает все возможное чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения), мы и называем учебным сотрудничеством». Г.А.Цукерман «Учебное сотрудничество со сверстниками предполагает распределение между детьми различных точек зрения, представляющих разные стороны усваиваемого понятия. Столкновение, конфликт позиций приводят группу к формулировке противоречия, лежащего в основе понятия. Указание на это противоречие выступает тем продуктом групповой работы, по которому взрослый может судить о наличии подлинной совместности в работе детей». В.В.Давыдов |
Проверка результатов работы групп, обсуждение |
Работа с группами и залом | -Скажите, трудно ли было выполнить данные задания? - Что вы делали? Какой продукт своей работы получили? - Можно ли назвать вашу работу групповой? Почему? -Потребовалась ли для выполнения работы помощь группы? - Была ли необходимость в таком виде организовывать вашу деятельность? Вывод: Групповая работа не получилась. Групповая работа часто насаждается учителями там, где она не нужна. - Мы понимаем необходимость организации групповой работы, но, не умеем обнаруживать те точки учебного движения, когда такая работа становится необходимой. Давайте подумаем, когда требуется групповая работа? Групповая работа нужна, если есть: Конструктивный конфликт, Противоречие, разрешимое в дискуссии, Вариативность решения задачи, Необходимость выполнения большого по объему задания в ограниченные сроки. |
3 этап Формы организации работы |
Работа с группами и залом | Новое задание для группы Задание 1 группы Составьте общую картину используя все фигуры. Задание 2 группы Нарисуйте на одном листе 1 один домик 1 маркером. Задание 3 группы Заполните таблицу, работая с текстом. Количество существительных в тексте | Количество прилагательных в тексте | Количество глаголов в тексте | | | | (Таблица на группу дается одна, а текстов – 3) Текст «Привычкой и нормой общения в классе становятся организуемые учителем культурные формы детской кооперации и их воспитательное явление перекрывает те индивидуальные тенденции, которые при стихийном образовании классной общности могут развиваться в эгоистический, конкурентный, кооперативный и др. стили сотрудничества, не оптимальные для рефлексивного развития детей». «... Такое взаимодействие, в котором учитель: а) создаст ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребенка способов действия; б) организует учебный материал таким образом, чтобы ребенок мог обнаружить причины своей неумелости, некомпетентности и указать их взрослому; в) вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи (но делает все возможное чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения), мы и называем учебным сотрудничеством». Г.А.Цукерман «Учебное сотрудничество со сверстниками предполагает распределение между детьми различных точек зрения, представляющих разные стороны усваиваемого понятия. Столкновение, конфликт позиций приводят группу к формулировке противоречия, лежащего в основе понятия. Указание на это противоречие выступает тем продуктом групповой работы, по которому взрослый может судить о наличии подлинной совместности в работе детей». В.В.Давыдов На выполнение работы группам отводиться 3мин. Историческая справка В двадцатые годы в советской школе была групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев основанный на принципе индивидуального обучения Дальтон-план, наши исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективистских черт, так появился бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время бригадир отчитывался перед учителем за все сделанное. Однако очень скоро этот метод показал свою неэффективность, и в начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной системе, для которой характерно преобладание фронтальной формы. Эта форма и по сей день является в нашей школе основной, а вот обучающие и воспитательные возможности групповой работы явно недооцениваются. К тому же групповая работа строится совсем на других принципах. Эффективность использования групповых форм работы в процессе обучения неоднократно доказывалась на практике. Этой теме посвящены работы педагогов ПЦ ''Эксперимент'' (в частности, исследовательская разработка С. Танцорова ''Групповая работа в развивающем обучении''). Большую роль групповым формам обучения отводит А.Б. Воронцов (''Практика развивающего обучения по системе Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова'') |
| Проверка результатов работы групп, обсуждение |
Работа с группами и залом Слайд с рисунком | Проверим работу групп. 1 группа - Что вы делали? Какой продукт своей работы получили? - Можно ли назвать вашу работу групповой? Почему? - Была ли необходимость в таком виде организовывать вашу деятельность? Вывод: В таком взаимодействии между участниками распределены различные точки зрения на обсуждаемое противоречие или различные способы действия, каждый из которых недостаточен для решения общей задачи. Такой вид работы называется «конструктивный конфликт». Конструктивный конфликт развертывается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует и обнаружению лучших способов решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания. При этом учитель выступает для детей не как носитель единственно верной точки зрения, а как опытный помощник, коллега по общей работе. Поэтому учебное сотрудничество в малых группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт. При этом важно направлять детей не на обмен результатами, а на обсуждение способов работы и рассуждений. Если дети в группе обмениваются лишь результатами своих индивидуальных достижений, можно получить отрицательный эффект групповой работы: те, кто подсказывает другим готовый результат, не улучшают своих показателей, а те, кому подсказывают, ухудшают их. Такой тип группового взаимодействия может использоваться на разных этапах постановки и решения учебных задач. Во время конструктивной работы группа должна осуществлять: фиксацию вопроса задачи (в символической или знаковой форме) и неоднократное возвращение к нему в ходе поиска решений; анализ условий задачи; фиксацию разных точек зрения по ходу решения задачи на бумаге (в виде схемы или протокола); подготовку выступления от группы с рассказом о ходе обсуждения и перечислением аргументов в пользу той или иной точки зрения. 2 группа Вывод: Такой вид групповой работы называется "конвейерный" тип взаимодействия. В нем между участниками распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи или блоки информации, необходимой для ее решения. Конвейерный тип взаимодействия весьма удобен, прежде всего, для отработки отдельных навыков, поэтому может использоваться только на этапе решения частных задач. Такой тип групповой работы эффективно работает при освоении операционального состава действия, где каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая. 3 группа Групповая работа в данном задании получилась. Она была необходима, т.к. ускорила решение задачи. Члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Продукт групповой работы складывается из результатов работы каждого участника группы. Такой тип работы группы называется кооперационный. Этот способ взаимодействия может быть использован при решении задачи, требующей больших затрат времени. |
Обобщение |
Слайд с текстом Комментарии к слайду | Для того чтобы каждый участник коллективного действия был вовлечен в работу и достиг определенных результатов, групповую работу необходимо тщательно продумывать и организовывать. Рассмотрим подробнее каждый шаг организации исследования в малых группах. Шаг 1. Определить количество групп и количество участников в каждой группе. (Оптимальный размер группы 4-5 человек. Количество участников определяется количеством возможных функциональных ролей. Следует учитывать количество учащихся в классе, объем материала и ограниченность времени, т.к. результаты работы каждой группы должны быть обязательно представлены). Шаг 2. Определить состав рабочей группы. (Состав и тип рабочей группы не может быть постоянным. Следует прогнозировать возможности участия каждого ребенка в разных ролях. В связи с этим оптимальным вариантом планирования является вариант, когда в течение года ребенок сможет попробовать себя в роли «лидера», «помощника», «контролера» и т.д.) Шаг 3. Спланировать организацию работы каждой группы. Определяются источники информации. Целесообразно использование специальных рабочих листов, заполняя которые учащиеся структурируют собранную информацию в соответствии с поставленной задачей. Кроме того, учитель должен решить задачу включения каждого ребенка в работу группы. Для этого необходимо не только обсудить и зафиксировать план работы группы, но и дать такие инструкции, которые определяют роль каждого участника. Шаг 4. Спланировать представление результатов работы каждой группы. Это может быть: устный отчет (доклад), схема, модель, инсценировка и т.д.. Один из приемов работы – «Помощник представления». В конверте находятся разрезанные полоски (по количеству участников в группе). На каждой полоске часть незаконченного текста или вопрос, позволяющие изложить часть полученной информации. |
4 этап Подготовка заданий для работы в группе – ЛЕГКО? |
На экране слайды с заданием | Не секрет, что учитель очень часто испытывает сложности, чтобы правильно составить задания для групповой работы. Сейчас я попрошу поработать в качестве экспертов присутствующих в зале, в то время как группы будут выполнять задания. Для работы предлагается ответить на следующие вопросы: ( карта) всем группам. На работу 0,5 минут. 1 задание Найдите на карте западное и восточное полушарие. Какие материки находятся в западном полушарии? Какие материки находятся в восточном полушарии? На каком материке располагается наша страна? В каком полушарии находится этот материк? 2 задание Проведите такой опыт. Зажгите фонарик. Поставьте перед ним лист картона. Между фонариком и картоном поместите объемный предмет из коробки. Покрутите предмет в разном направлении. Зарисуйте в таблице, какой формы тень отбрасывает предмет. Объемное тело | Форма его тени | КУБ | | ЦИЛИНДР | | ШАР | | Сделайте вывод: Предмет какой формы всегда дает круглую тень? 3 задание Н айдите площадь сложной фигуры. Необходимые перестроения, укажите на чертеже. ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ |
Подведение итогов |
| Еще несколько общих педагогических привил организации групповой работы: Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец, обсудить с детьми нормы и правила такого взаимодействия; По настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия; В пределах начальной школы работа в группе не может продолжаться более 10 минут. Через каждые 7-10 минут работы в группе необходимо переключаться на другие формы организации учебной работы; Особое внимание необходимо обратить на формирование групп. Необходимо учитывать, с одной стороны, личные склонности учащихся, с другой стороны, необходимо подбирать группы так, чтобы в ней не было только одних "слабых" или "сильных" учеников. Самому слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер; Нецелесообразно заставлять учащихся объединяться. Если ученик хочет работать один, необходимо дать ему такую возможность. Но в ходе обсуждения результатов желательно продемонстрировать детям преимущество совместной работы; Для складывания работоспособных групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но и закреплять единый состав групп не рекомендуется; При оценке работы групп следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость; Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работающих вместе, разных оценок; Групповая работа требует перестановки парт. Для такой работы необходимо общее пространство, чтобы дети могли смотреть друг на друга и слышать друг друга. |