СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача мастер- класса показать на примерах организацию самостоятельной работы по математике в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах"»



Болдышева Марина Петровна,

Учитель начальных классов

1 категории

МБОУ «Черемичкинская ООШ»



МАСТЕР-КЛАСС

Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах.



Задача: - показать на примерах организацию самостоятельной работы по математике в начальных классах. (1 слайд)

Ход мастер-класса:

  1. Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на своем мастер- классе. Мы, сегодня будем работать под таким девизом «Успех приходит к тому, кто в него верит». (2 слайд)

  1. Решение текстовой задачи.

Форма работы: индивидуальная

Цель: обучать приемам самостоятельного поиска для решения текстовой задачи.

Для того чтобы решить текстовую задачу, необходимо построить математическую модель – выделить в условии существенные признаки. Согласно существующим методам это делается с помощью некоторых рассуждений. Но, как показала практика, подобные рассуждения трудно воспринимаются младшими школьниками, всю важную информацию в наглядной и легко обозримой форме – в виде схемы. Она помогает обучающимся осознать и обосновать выбор действий, необходимых для решения задач.

Рассмотрим следующую задачу. При решении этой задачи прослеживается связь подготовительного и основного этапа обучению решения задач.

а) Прочитай условие задачи. (3слайд)

Маше 7 лет. Вера на 2 года старше Маши, а Лена на 3 года старше Веры.

Сколько лет Лене?


Выбери схему, на которой ты сможешь обозначить известные в условии величины.

(4 слайд)


– Попробуем выполнить задание самостоятельно. Это поможет вам сделать вывод о том, поняли ли вы текст условия задачи или нет.

Все справляются с заданием, выбирая схему 4 и обозначая на ней известные в условии задачи величины..

Учитель. Кто хочет нарисовать схему на доске? (К доске выходят один и быстро "оживляют" схему 4.)

(5 слайд)


Учитель. Переходим к заданию в). Прежде чем отвечать на вопросы, давайте их обозначим на выбранной схеме.

К доске выходят по очереди два ребёнка. Каждый обозначает на схеме один вопрос.

Схема на доске принимает следующий вид:

(6 слайд)

У. Теперь вы можете самостоятельно ответить на каждый вопрос, записав арифметические действия на доске и в тетрадке.

С первым вопросом быстро справляются все дети: 7 + 2 = 9 (л. Вере).

Второй вопрос также не вызывает затруднений. У всех в тетрадях запись:

9 + 3 = 12 (л .Лене ).

У. А если я изменю вопрос. (7 слайд)


Маше 7 лет. Вера на 2 года старше Маши, а Лена на 3 года старше Веры. На сколько лет Лена старше Маши?



– Дети отвечая на третий вопрос выполнили вот такие арифметические действия.

Предлагаю вам обсудить, все ли действия выполнены верно. (8 слайд)

12 – 9 = 3 (г.)

12 – 7 = 5 (л.)


3 + 2 = 5 (л.)

Обсуждение

1) 12 – 9 = 3 – это неверно. Было уже известно, что Лена на 3 года старше Веры. (Это дано в условии.)

– В вопросе спрашивается, на сколько лет Лена старше Маши; Лене 12 лет, а Маше 7. (Значит, надо из 12 вычесть 7.)

У. А кто скажет, на сколько Маша младше Лены?

Д. Здесь действия выполнять не нужно; на сколько Лена старше Маши, на столько Маша младше Лены.

У. А кто ответил на третий вопрос так: 3 + 2 = 5? Я что-то не понимаю, как вы рассуждали?

– А это видно на схеме. (Выходит к доске и показывает отрезок, равный сумме двух отрезков: один обозначает число 2, а другой – число 3.)

У. Я думаю, что без схемы было бы трудно предложить такой способ ответа на вопрос.


2. Мастер вычислений.

Одна из форм самостоятельной работы по отработке вычислительных навыков.

Цель: задания помогают быстро и эффективно освоить правила умножения и деления многозначных чисел в пределах миллиона.

Форма работы: работа в парах.

Перед вами лежат примеры не простые – в каждом столбике зашифровано слово. Догадайся как его расшифровать. Для этого посмотрите на буквы и цифры в рамке. Первое слово отгадано. Попробуй отгадать второе. А чтобы вам было легче - мы его нарисовали. (9 слайд)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9


А Ж Б У Г К М Ч Р Е


3

2

7

8

9

х





6

1

9

6

7

3

4

ж

е

м

ч

у

г

(10 слайд)


1

9

3

4

х




3











Проверяем: (11 слайд)


1

9

3

4

х




3


5

8

0

2

К

Р

А

Б



А теперь следующее вычисление полностью самостоятельно. (12 слайд)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

и

ц

м

у

л

д

к

с

н


5

2

8

9

0

х




8






















Проверяем: (13 слайд)



5

4

8

9

0

х




8


4

3

9

1

2

0

у

м

н

и

ц

а





Обычно дети не хотят дополнительно отрабатывать вычислительные навыки, но такие примеры и на перемене заинтересовывают ребят. А в результате отработанные навыки приводят к успешному решению, как примеров так и задач.


  1. Представление объёмных фигур.

Цель: умение представлять объёмные фигуры.

Форма работы: групповая.

(Тема урока «Круг и шар» 2 часть учебника «Математика» 4 класс, № 269)

Детям нужно представить и сосчитать, из скольких ещё шаров можно составить «пирамиду»? В классе обычно 2 или 3 ребёнка кому удается представить и сосчитать. Чтобы активизировать самостоятельность и сделать её более продуктивной мы выполняем практическую работу в группах.

Вам, уважаемые коллеги я тоже предлагаю попробовать. Делимся на четыре группы. На партах лежит пластилин. Давайте ответим на вопрос нашей задачи. Не забывайте, как работать в группах. Каждая группа должна показать результат. Чья группа справилась быстрее покажите домиком.

Проверяем:

1+3=4, 1+3+6=10, 1+3+6+10=20 и т.д. (14 слайд)



Правильно организованная самостоятельная работа ведёт к положительной мотивации учения, в развитии личностных качеств ребенка.

Большое спасибо за взаимопонимание!

Закончить хочу нашу работу словами древнего китайского мудреца: (15 слайд)


«Голодному не надо давать рыбу. Он её скушает за день. Надо ему дать удочку и научить его ловить рыбу, тогда он сможет ловить её каждый день и перестанет быть голодным»




















































1

9

3

4

х




3














5

2

8

9

0

х




8


























,








1

9

3

4

х




3














5

2

8

9

0

х




8





































1

9

3

4

х




3














5

2

8

9

0

х




8