Доклад подготовила: учитель математики и информатики МКОУ Чикская СОШ №7 Колесник Т.Н.
Основные изменения ОГЭ по информатике ( II часть)
В КИМ 2020г. расширен набор заданий, выполняемых на компьютере, за счёт включения трёх новых заданий, проверяющих умения и навыки практической работы с компьютером:
• поиск информации средствами текстового редактора или операционной системы (задание 11);
• анализ содержимого каталогов файловой системы (задание 12);
• создание презентации или текстового документа (задание 13).
В задание14 (работа в электронных таблицах) включено построение диаграммы.
Критерии
Количество заданий
До 2020г.
2020г.
2
Уровни сложности
5
Максимальный первичный балл
Высокий - 2
Итоговый максимальный балл
4
Базовый – 2
Повышенный – 1
Высокий - 2
9
22
19
Часть 2 содержит 5 заданий, для выполнения которых необходим
компьютер. Задания этой части направлены на проверку практических
навыков использования информационных технологий.
В этой части 2 задания с кратким ответом – задание 11 и задание 12 и 3 задания с развёрнутым ответом в виде файла – задания 13.1 (13.2), 14, 15.
В заданиях 11 и 12 работа выполняется на компьютере, но ответ (в виде числа, слова, последовательности букв или цифр) записывается в поле ответа в тексте работы, а затем переносится в бланк ответов № 1.
В таблице 1 приведено распределение заданий в работе с учётом их
Типов, а также максимальный первичный балл.
Типы заданий
С кратким ответом в виде
числа или строки символов
Количество заданий
С развернутым ответом
Максимальный первичный балл
2
Процент максимального первичного балла за задания данного типа от максимального
первичного балла за всю работу, равного 19
Итого
2
3
7
5
10,5
37
9
47,5
Характеристика заданий II части
№ задания
11
Предметный результат
обучения
Уровень
сложности
12
Поиск информации в файлах и каталогах компьютера
Макс.
балл за
задание
Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию
13
Базовый
Создавать презентации (вариант задания 13.1) или создавать текстовый документ (вариант задания 13.2)
1
Примерное
время
выполнения
задания
(мин.)
14
Базовый
1
Повышенный
Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств
Электронной таблицы
6
15
6
2
Высокий
Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (вариант
задания 15.1) или на универсальном языке
программирования (вариант задания 15.2)
25
3
Высокий
30
2
45
Задания части 2 выполняются на компьютере.
На компьютере должны быть установлены знакомые экзаменуемым программы.
- Для выполнения задания 13.1 необходима программа для работы с презентациями.
- Для выполнения задания 13.2 необходим текстовый процессор.
- Для выполнения задания 14 необходима программа для работы с электронными таблицами.
- Задание 15.1 предусматривает разработку алгоритма для исполнителя «Робот». Для выполнения задания 15.1 рекомендуется использование учебной среды исполнителя «Робот». В качестве такой среды может использоваться, например, учебная среда разработки «Кумир», разработанная в НИИСИ РАН (http://www.niisi.ru/kumir) или любая другая среда, позволяющая моделировать исполнителя «Робот». В случае, если синтаксис команд исполнителя в используемой среде отличается от того, который дан в задании, допускается внесение изменений в текст задания в части описания исполнителя «Робот». При отсутствии учебной среды исполнителя «Робот» решение задания 15.1 записывается в простом текстовом редакторе.
- Задание 15.2 предусматривает запись алгоритма на универсальном языке программирования. В этом случае для выполнения задания необходима система программирования, используемая при обучении.
Решением каждого задания части 2 является отдельный файл, подготовленный в соответствующей программе (текстовом редакторе или
электронной таблице). Экзаменуемые сохраняют данные файлы
в каталог под именами, указанными техническим специалистом.
Задание № 11: Поиск информации в тексте (база, новое)
В одном из произведений И.С. Тургенева, текст которого приведен в подкаталоге каталога Проза , присутствует эпизод, происходящий на речке Гнилотерке. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните фамилию главного героя этого произведения.
___________________________________________________
Ответ вносится в бланк. Задание проверяет умения пользоваться инструментами поиска текстовых процессоров.
Задание № 12: Поиск информации в файловой системе (база, новое)
- Сколько файлов, объемом более 1000 Кб каждый, содержатся в подкаталогах каталога DEMO-12 ? В ответе укажите только число.
- Сколько файлов с расширением .txt содержатся в подкаталогах каталога Проза ? В ответе укажите только число.
- Сколько файлов с расширением .txt или .docx, в имени которых есть буквы «я» или «Я», содержатся в подкаталогах каталога Чехов ? В ответе укажите только число.
______________________________________________________
Ответ вносится в бланк. Задание проверяет умения пользоваться инструментами поиска файловой системы.
Задание № 13: Создание презентации или текстового документа (повышенный, новое)
Выбирается одно из заданий
13.1
Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трех-четырех слайдов на тему «Белый медведь». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, ареале обитания, образе жизни и рационе белых медведей. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен. Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.
Выбирается одно из заданий
13.2
Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине, и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом, курсивом и подчеркиванием. При этом допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца. Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.
13.2
Углерод – один из химических элементов таблицы Менделеева. На Земле в свободном виде встречается в виде алмазов и графита , а также входит в состав многих широко известных природных соединений ( углекислого газа, известняка, нефти ). В последние годы ученые искусственным путем получили новую структуру углерода ( графен ).
Плотность алмаза
Плотность графита
3500 кг/м 3
Температура воспламенения алмаза (на воздухе)
2100 кг/м 3
1000 °C
Температура воспламенения графита (на воздухе)
700 °C
Задание № 14: Электронные таблицы (Высокий)
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по
выбранным ими предметам. В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B – фамилия, в столбце C – выбранный учеником предмет; в столбце D –тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
1. Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по
информатике, набрали более 600 баллов. Ответ запишите в ячейку H2
таблицы.
2. Найдите средний тестовый балл учеников, которые проходили
тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы
с точностью не менее двух знаков после запятой.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа
участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний
угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным
организаторами экзамена.
Задание № 14: Электронные таблицы (Высокий)
Задание 14 – это задание 19, но по сравнению с прошлыми годами добавлена задача построения диаграммы.
Баллы увеличены до 3.
Задание № 15: Программирование (Высокий)
Выбирается одно из заданий
Задачи 15.1 и 15.2 – это задачи 20.1 и 20.2.
Задачу 15.1 можно выполнять как с использованием среды Кумир, так, например, и с помощью PascalABC.
Задача 15.2 требует написания программы на любом из языков программирования.
________________________________________________________
Критерии оценивания не изменились.
Оценивание
Максимальное количество тестовых баллов на ОГЭ 2020 года по информатике – 19 .
Суммарный балл
16-19
Оценка
10-15
«5»
«4»
4-9
0-3
«3»
«2» (не сдал)
Секреты подготовки:
Для получения учеником максимальной уверенности в собственных силах, стоит:
- тщательно разобрать демонстрационную версию, представленную на сайте ФИПИ;
- потренироваться в решении задач, предложенных образовательными порталами (« InternetUrok », «Незнайка, «Решу ОГЭ», http://www.gia9.ru/ и др.)
- проработать варианты заданий 2019 года, так как большинство задач очень близки по формулировке заданий ОГЭ-2020;
- выделить темы, которые вызывают затруднения и более детально проработать их.