СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Особенности подготовки к ОГЭ по информатике"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Особенности подготовки к ОГЭ по информатике"»

Доклад подготовила: учитель математики и информатики МКОУ Чикская СОШ №7 Колесник Т.Н.

Доклад подготовила: учитель математики и информатики МКОУ Чикская СОШ №7 Колесник Т.Н.

Основные изменения ОГЭ по информатике  ( II часть) В КИМ 2020г. расширен набор заданий, выполняемых на компьютере, за счёт включения трёх новых заданий, проверяющих умения и навыки практической работы с компьютером: • поиск информации средствами текстового редактора или операционной системы (задание 11); • анализ содержимого каталогов файловой системы (задание 12); • создание презентации или текстового документа (задание 13). В задание14 (работа в электронных таблицах) включено построение диаграммы. Критерии Количество заданий До 2020г. 2020г. 2 Уровни сложности 5 Максимальный первичный балл Высокий - 2 Итоговый максимальный балл 4 Базовый – 2 Повышенный – 1 Высокий - 2 9 22 19

Основные изменения ОГЭ по информатике ( II часть)

В КИМ 2020г. расширен набор заданий, выполняемых на компьютере, за счёт включения трёх новых заданий, проверяющих умения и навыки практической работы с компьютером:

• поиск информации средствами текстового редактора или операционной системы (задание 11);

• анализ содержимого каталогов файловой системы (задание 12);

• создание презентации или текстового документа (задание 13).

В задание14 (работа в электронных таблицах) включено построение диаграммы.

Критерии

Количество заданий

До 2020г.

2020г.

2

Уровни сложности

5

Максимальный первичный балл

Высокий - 2

Итоговый максимальный балл

4

Базовый – 2

Повышенный – 1

Высокий - 2

9

22

19

Часть 2 содержит 5 заданий, для выполнения которых необходим компьютер. Задания этой части направлены на проверку практических навыков использования информационных технологий. В этой части 2 задания с кратким ответом – задание 11 и задание 12 и 3 задания с развёрнутым ответом в виде файла – задания 13.1 (13.2), 14, 15. В заданиях 11 и 12 работа выполняется на компьютере, но ответ (в виде числа, слова, последовательности букв или цифр) записывается в поле ответа в тексте работы, а затем переносится в бланк ответов № 1. В таблице 1 приведено распределение заданий в работе с учётом их Типов, а также максимальный первичный балл. Типы заданий С кратким ответом в виде числа или строки символов Количество заданий С развернутым ответом Максимальный первичный балл 2 Процент максимального первичного балла за задания данного типа от максимального первичного балла за всю работу, равного 19 Итого 2 3 7 5 10,5 37 9 47,5

Часть 2 содержит 5 заданий, для выполнения которых необходим

компьютер. Задания этой части направлены на проверку практических

навыков использования информационных технологий.

В этой части 2 задания с кратким ответом – задание 11 и задание 12 и 3 задания с развёрнутым ответом в виде файла – задания 13.1 (13.2), 14, 15.

В заданиях 11 и 12 работа выполняется на компьютере, но ответ (в виде числа, слова, последовательности букв или цифр) записывается в поле ответа в тексте работы, а затем переносится в бланк ответов № 1.

В таблице 1 приведено распределение заданий в работе с учётом их

Типов, а также максимальный первичный балл.

Типы заданий

С кратким ответом в виде

числа или строки символов

Количество заданий

С развернутым ответом

Максимальный первичный балл

2

Процент максимального первичного балла за задания данного типа от максимального

первичного балла за всю работу, равного 19

Итого

2

3

7

5

10,5

37

9

47,5

Характеристика заданий II части № задания 11 Предметный результат обучения Уровень сложности 12 Поиск информации в файлах и каталогах компьютера Макс. балл за задание Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию 13 Базовый Создавать презентации (вариант задания 13.1) или создавать текстовый документ (вариант задания 13.2) 1 Примерное время выполнения задания (мин.) 14 Базовый 1 Повышенный Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств Электронной таблицы 6 15 6 2 Высокий Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (вариант задания 15.1) или на универсальном языке программирования (вариант задания 15.2) 25 3 Высокий 30 2 45

Характеристика заданий II части

задания

11

Предметный результат

обучения

Уровень

сложности

12

Поиск информации в файлах и каталогах компьютера

Макс.

балл за

задание

Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию

13

Базовый

Создавать презентации (вариант задания 13.1) или создавать текстовый документ (вариант задания 13.2)

1

Примерное

время

выполнения

задания

(мин.)

14

Базовый

1

Повышенный

Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств

Электронной таблицы

6

15

6

2

Высокий

Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (вариант

задания 15.1) или на универсальном языке

программирования (вариант задания 15.2)

25

3

Высокий

30

2

45

Задания части 2 выполняются на компьютере.

На компьютере должны быть установлены знакомые экзаменуемым программы.

  • Для выполнения задания 13.1 необходима программа для работы с презентациями.
  • Для выполнения задания 13.2 необходим текстовый процессор.
  • Для выполнения задания 14 необходима программа для работы с электронными таблицами.
  • Задание 15.1 предусматривает разработку алгоритма для исполнителя «Робот». Для выполнения задания 15.1 рекомендуется использование учебной среды исполнителя «Робот». В качестве такой среды может использоваться, например, учебная среда разработки «Кумир», разработанная в НИИСИ РАН (http://www.niisi.ru/kumir) или любая другая среда, позволяющая моделировать исполнителя «Робот». В случае, если синтаксис команд исполнителя в используемой среде отличается от того, который дан в задании, допускается внесение изменений в текст задания в части описания исполнителя «Робот». При отсутствии учебной среды исполнителя «Робот» решение задания 15.1 записывается в простом текстовом редакторе.
  • Задание 15.2 предусматривает запись алгоритма на универсальном языке программирования. В этом случае для выполнения задания необходима система программирования, используемая при обучении.

Решением каждого задания части 2 является отдельный файл, подготовленный в соответствующей программе (текстовом редакторе или

электронной таблице). Экзаменуемые сохраняют данные файлы

в каталог под именами, указанными техническим специалистом.

Задание № 11:  Поиск информации в тексте  (база, новое)     В одном из произведений И.С. Тургенева, текст которого приведен в подкаталоге каталога  Проза , присутствует эпизод, происходящий на речке Гнилотерке. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните фамилию главного героя этого произведения. ___________________________________________________ Ответ вносится в бланк. Задание проверяет умения пользоваться инструментами поиска текстовых процессоров.

Задание № 11: Поиск информации в тексте (база, новое)

В одном из произведений И.С. Тургенева, текст которого приведен в подкаталоге каталога  Проза , присутствует эпизод, происходящий на речке Гнилотерке. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните фамилию главного героя этого произведения.

___________________________________________________

Ответ вносится в бланк. Задание проверяет умения пользоваться инструментами поиска текстовых процессоров.

Задание № 12:  Поиск информации в файловой системе  (база, новое)   Сколько файлов, объемом более 1000 Кб каждый, содержатся в  подкаталогах каталога  DEMO-12 ? В ответе укажите только число. Сколько файлов с расширением .txt содержатся в подкаталогах  каталога  Проза ? В ответе укажите только число. Сколько файлов с расширением .txt или .docx, в имени которых есть буквы «я» или «Я», содержатся в подкаталогах каталога  Чехов ? В ответе укажите только число. ______________________________________________________ Ответ вносится в бланк. Задание проверяет умения пользоваться инструментами поиска файловой системы.

Задание № 12: Поиск информации в файловой системе (база, новое)

  • Сколько файлов, объемом более 1000 Кб каждый, содержатся в подкаталогах каталога  DEMO-12 ? В ответе укажите только число.
  • Сколько файлов с расширением .txt содержатся в подкаталогах каталога  Проза ? В ответе укажите только число.
  • Сколько файлов с расширением .txt или .docx, в имени которых есть буквы «я» или «Я», содержатся в подкаталогах каталога  Чехов ? В ответе укажите только число.

______________________________________________________

Ответ вносится в бланк. Задание проверяет умения пользоваться инструментами поиска файловой системы.

Задание № 13:  Создание презентации или текстового документа (повышенный, новое)   Выбирается одно из заданий 13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трех-четырех слайдов на тему «Белый медведь». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, ареале обитания, образе жизни и рационе белых медведей. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.  Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.  

Задание № 13: Создание презентации или текстового документа (повышенный, новое)

Выбирается одно из заданий

13.1

Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трех-четырех слайдов на тему «Белый медведь». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, ареале обитания, образе жизни и рационе белых медведей. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен. Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.

 

Выбирается одно из заданий 13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине, и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом, курсивом и подчеркиванием.  При этом допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.  Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.

Выбирается одно из заданий

13.2

Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине, и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом, курсивом и подчеркиванием. При этом допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца. Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.

13.2 Углерод  – один из химических элементов таблицы Менделеева. На Земле в свободном виде встречается в виде  алмазов  и  графита , а также входит в состав многих широко известных природных соединений ( углекислого газа, известняка, нефти ). В последние годы ученые искусственным путем получили новую структуру углерода ( графен ). Плотность алмаза Плотность графита 3500 кг/м 3 Температура воспламенения алмаза (на воздухе) 2100 кг/м 3 1000 °C Температура воспламенения графита (на воздухе) 700 °C

13.2

Углерод  – один из химических элементов таблицы Менделеева. На Земле в свободном виде встречается в виде  алмазов  и  графита , а также входит в состав многих широко известных природных соединений ( углекислого газа, известняка, нефти ). В последние годы ученые искусственным путем получили новую структуру углерода ( графен ).

Плотность алмаза

Плотность графита

3500 кг/м 3

Температура воспламенения алмаза (на воздухе)

2100 кг/м 3

1000 °C

Температура воспламенения графита (на воздухе)

700 °C

Задание № 14:  Электронные таблицы (Высокий)   В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам. В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B – фамилия, в столбце C – выбранный учеником предмет; в столбце D –тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.  На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания. 1. Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы. 2. Найдите средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой. 3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.

Задание № 14: Электронные таблицы (Высокий)

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по

выбранным ими предметам. В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B фамилия, в столбце C – выбранный учеником предмет; в столбце D –тестовый балл.

Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.

На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.

1. Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по

информатике, набрали более 600 баллов. Ответ запишите в ячейку H2

таблицы.

2. Найдите средний тестовый балл учеников, которые проходили

тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы

с точностью не менее двух знаков после запятой.

3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа

участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний

угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным

организаторами экзамена.

Задание № 14:  Электронные таблицы (Высокий)   Задание 14 – это задание 19, но по сравнению с прошлыми годами добавлена задача построения диаграммы. Баллы увеличены до 3.

Задание № 14: Электронные таблицы (Высокий)

Задание 14 – это задание 19, но по сравнению с прошлыми годами добавлена задача построения диаграммы.

Баллы увеличены до 3.

Задание № 15:  Программирование (Высокий)   Выбирается одно из заданий Задачи 15.1 и 15.2 – это задачи 20.1 и 20.2. Задачу 15.1 можно выполнять как с использованием среды Кумир, так, например, и с помощью PascalABC. Задача 15.2 требует написания программы на любом из  языков программирования. ________________________________________________________ Критерии оценивания не изменились.

Задание № 15: Программирование (Высокий)

Выбирается одно из заданий

Задачи 15.1 и 15.2 – это задачи 20.1 и 20.2.

Задачу 15.1 можно выполнять как с использованием среды Кумир, так, например, и с помощью PascalABC.

Задача 15.2 требует написания программы на любом из  языков программирования.

________________________________________________________

Критерии оценивания не изменились.

Оценивание Максимальное количество тестовых баллов на ОГЭ 2020 года по информатике – 19 . Суммарный балл 16-19 Оценка 10-15 «5» «4» 4-9 0-3 «3» «2» (не сдал)

Оценивание

Максимальное количество тестовых баллов на ОГЭ 2020 года по информатике – 19 .

Суммарный балл

16-19

Оценка

10-15

«5»

«4»

4-9

0-3

«3»

«2» (не сдал)

Секреты подготовки: Для получения учеником максимальной уверенности в собственных силах, стоит: тщательно разобрать демонстрационную версию, представленную на сайте ФИПИ; потренироваться в решении задач, предложенных образовательными порталами (« InternetUrok »,  «Незнайка, «Решу ОГЭ»,  http://www.gia9.ru/ и др.) проработать варианты заданий 2019 года, так как большинство задач очень близки по формулировке заданий ОГЭ-2020; выделить темы, которые вызывают затруднения и более детально проработать их.

Секреты подготовки:

Для получения учеником максимальной уверенности в собственных силах, стоит:

  • тщательно разобрать демонстрационную версию, представленную на сайте ФИПИ;
  • потренироваться в решении задач, предложенных образовательными порталами (« InternetUrok », «Незнайка, «Решу ОГЭ», http://www.gia9.ru/ и др.)
  • проработать варианты заданий 2019 года, так как большинство задач очень близки по формулировке заданий ОГЭ-2020;
  • выделить темы, которые вызывают затруднения и более детально проработать их.