Целеполагание. Постановка проблемы Компьютерная техника становится незаменимым средством повышения качества образовательного процесса. Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу построить образовательный процесс так, чтобы у воспитанников повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций, их работоспособность. В настоящее время имеется множество готовых упражнений для работы на интерактивной доске, однако, эти упражнения не всегда отвечают вашему замыслу. Поэтому у педагогов есть возможность самостоятельно создавать упражнения для использования на занятиях с интерактивной доской. Ход занятия Программное обеспечение SMART Notebook – продукт компании SMART Technologies, который позволяет, не обладая специальными навыками, создавать яркие, динамичные, наглядные уроки, используя рисунки, видео, галереи объектов и текстов, а также различные ресурсы, в том числе Интернет. Передвигая и изменяя объекты во время проведения занятия, педагог привлекает внимание детей. Изучение интерфейса программы SMART Notebook Для запуска программы SMART Notebook выполните команду Пуск, Все программы, SMART Technologies, SMART Notebook 18. Окно программы (рисунок 1) состоит из следующих областей: строка заголовка, строка меню, панель действий, панель инструментов, контекстуальная панель, панель вкладок и рабочая область. Рисунок 1 – Интерфейс программы SMART Notebook 18 Строка заголовка расположена в верхней части окна и содержит имя приложения и имя файла. На ее концах находятся стандартные кнопки: слева – кнопка вызова системного меню, справа – кнопки управления окном. Строка меню – содержит пункты меню программы, которые открываются щелчком левой кнопкой мыши по соответствующему меню. Панель действий – содержит кнопки, выполняющие какие-либо действия. Панель инструментов – содержит инструменты, предназначенные для быстрой активизации команд меню и функций программы. Контекстуальная панель – содержит инструменты. Панель вкладок. В левой части окна SMART Notebook 18 находится панель вкладок, которая содержит следующие вкладки: Сортировщик страниц – позволяет увидеть эскизы изображений страниц, менять порядок страниц. Галерея – содержит графикe, фоновые рисунки, мультимедийные материалы, файлы и страницы. Кроме того, можно включить в галерею свои собственные материалы. Вложения – отображаются файлы и ссылки на веб-страницы, вложенные в текущий файл. Свойства – позволяет изменять формат объектов, таких как цифровые чернила, фигуры, линии, текст и таблицы. На вкладке "Свойства" отображаются только опции, доступные для выбранного объекта. Надстройки – позволяет работать с надстройками SMART Notebook. SMART Response – интерактивная система голосования, которая позволяет учащимся отвечать на вопросы, используя любое устройство с выходом в Интернет – смартфон, планшет или компьютер. Рабочая область – область, в которой располагают объекты. Изменение фона страницы На экране первая страница документа. В левой части экрана щелкните на стрелке, расположенной на изображении страницы, и в отрывшемся меню выберите команду Установить заливку фона (рисунок 2). Рисунок 2 – Изменение фона страницы В открывшемся окне Эффекты заливки установите переключатель Сплошная заливка и выберите светло-голубой цвет. Создание текстовой надписи Выберите инструмент «Текст», щелкните в верхней части рабочей области страницы и введите текст «Измерение температуры с помощью термометра». Щелкните по инструменту «Выбрать», а затем по созданной надписи, чтобы её выделить Открой на боковой панели вкладку «Свойства» и оформите текст шрифтом Monotype Corsiva, размер 36, цвет – синий, начертание – полужирный, выравнивание – по центру (рисунок 3). Рисунок 3 – Создание текста на странице Вставка объектов из галереи Щелкните под текстом и в левой части окна откройте вкладку Галерея . В папке «Основные темы коллекции» находятся тематические папки с рисунками, интерактивными средствами, файлами страниц, фонами и темами (рисунок 3). Для быстрого поиска необходимого элемента воспользуемся поисковым инструментом. В окне поиска введите слово «термометр» и нажмите кнопку Поиск. Рисунок 3 – Вставка объектов из галереи В окне результата поиска щелкните по категории Рисунки и перетащите на страницу рисунок «Больной». Сверните категорию Рисунки, еще раз щелкнув по ее названию, и откройте категорию Интерактивные средства мультимедиа и перетащите изображение «Термометр» на страницу (рисунок 3). Потяните за серый бегунок возле шкалы термометра для изменения показаний температуры. Перейдите на вкладку «Сортировщик» , расположенную на боковой панели, и создайте новую страницу щелчком по кнопке «Добавить страницу». Добавьте текст «Погода» и оформите его по вашему усмотрению. Используя средство «Поиск» найдите рисунки по теме «Погода», добавьте несколько изображений на страницу. Рисование и настройка фигур С помощью инструмента "Фигура" вы можете создавать разнообразные фигуры. Вы можете добавить фигуру на страницу, а затем отредактировать ее свойства. И, наоборот, вы можете настроить цвет контура фигуры, цвет заливки, толщину линий, тип линий и прозрачность, а затем добавить фигуру на страницу. Перейдите на вкладку «Сортировщик» и создайте новую страницу. Нажмите инструмент «Фигуры», а затем выберите фигуру «Треугольник». Нарисуйте треугольник протягиванием мыши. Щелкните по инструменту «Выбрать», а затем по треугольнику, чтобы его выделить. Перейдите на вкладку свойства и в разделе «Эффекты заливки» установите сплошную заливку, цвет – светло-зеленый (рисунок 4). Рисунок 4 – Изменение свойств объекта П ерейдите в раздел «Тип линии», выберите темно-зеленый цвет для контура фигуры. Упражнение «Скрытые ответы» Создайте новую страницу. Используя инструмент Текст создайте следующие надписи: «10 + 5 = 15», «10 - 5 = 5», «9 + 1 = 10». Нарисуйте три круга, размер круга должен быть таким, чтобы он закрывал ответ. Измените у нарисованных кругов цвет заливки и цвет линии. Перетащите полученные круги на ответы (рисунок 5). Рисунок 5 – Упражнение «Скрытые ответы» Чтобы показать ответы, круг можно просто отодвинуть, но можно усложнить упражнение и назначить кругам анимацию. Для добавления анимации выделите первый круг и откройте на боковой панели вкладку «Свойства» (рисунок 6). Рисунок 6 – Добавление анимации к объекту В разделе «Анимация объекта» в списке «Введите» выберите пункт «Исчезание», «Скорость» – «Обычный», «События» – «При щелчке мышью на объекте». Теперь, чтобы увидеть ответ, необходимо нажать на круг, круг исчезнет и откроет ответ. Добавьте анимацию ко второму и третьему кругу. Упражнение «Волшебная лупа» Создайте новую страницу. Добавьте картинку «Лупа» из галереи. Нарисуйте круг по размеру лупы и примените заливку синего цветом. Наложите круг на лупу и сгруппируйте эти объекты (рисунок 7), для этого: наведите указатель мыши немного выше и левее объектов; нажмите левую кнопку мыши и протяните указатель по диагонали так, чтобы вокруг объектов появились пунктирные рамки, и отпустите кнопку мыши; щелкните на стрелке, находящейся в правом верхнем углу одного из объектов и выберите команду Группировать, Группировать. Рисунок 7 – Группировка объектов Переместите лупу в правую часть экрана, а в левой части экрана создайте три текстовые надписи: Мороз, Каток, Собака. Безударные гласные в корне каждого слова окрасьте белым цветом (цвет фона страницы и цвет буквы должен совпадать), таким образом, буквы станут невидимыми. Закрепим слово «Мороз», чтобы случайно не сдвинуть его, для этого выделите надпись со словом «Мороз», щелкните по стрелке в правом верхнем углу и выберите команду «Блокировка», «Закрепить» (рисунок 8). Рисунок 8 – Закрепление объекта на странице Закрепите слова «Каток» и «Собака». Для того, чтобы увидеть правильный ответ наведите лупу на скрытую букву (рисунок 9). Рисунок 9 – Упражнение «Волшебная лупа» Упражнение с интерактивным элементом «Конструктор занятий» Конструктор занятий позволяет преподавателю самостоятельно создавать задания по классификации объектов любой сложности. На страницу помещаются объекты, которые могут быть запрограммированы как «контейнеры» для других объектов с определенными свойствами. Каждый «контейнер» будет принимать только определенные, заданные именно для него объекты и «отталкивать» все остальные. Таких «контейнеров» на странице может быть любое необходимое количество. Создадим упражнение, в котором будем распределять четные и нечетные числа. Создайте новую страницу. Перейдите на вкладку «Галерея», в строке поиска введите слово «коробка», откройте раздел «Рисунки» и добавьте в нижнюю часть страницы два изображения с названием «картонная коробка». Закрепите изображения коробок на листе. Под коробками напишите текст «четные» и «нечетные». Перейдите на вкладку «Галерея», в строке поиска введите слово «числа», откройте раздел «Рисунки» и добавьте на страницу изображения чисел от 1 до 9 (рисунок 10). Рисунок 10 – Упражнение с «Конструктор занятий» Выделите коробку с надписью «четные», перейдите на боковую вкладку «Надстройки» и щелкните по кнопке «Конструктор занятий». Нажмите кнопку «Правка», изображение коробки станет заштрихованным и откроется панель настройки объектов. Перетащите четные числа в область «Принять эти объекты», а нечетные числа – в область «Отклонить эти объекты» и нажмите кнопку «Готово» (рисунок 11). Рисунок 11 – Настройка объектов Проверьте работу объекта – коробки с надписью «четные»: четные числа исчезают в коробке, а нечетные коробка не принимает. Самостоятельно настройте второй объект – коробку с надписью «нечетные» и проверьте его работу. Интерактивные занятия в коллекции LAT 2.0 RU Коллекция LAT 2.0 RU (Lesson Activity Toolkit) – важная составляющая программы Smart Notebook. Это коллекция интерактивных объектов, созданная с использованием Flash-технологий. Рассмотрим приемы создания и возможности коллекции на примере элемента «Анаграмма». Создайте новую страницу. Перейдите на боковую вкладку «Галерея». Щелкните по значку папки «LAT 2.0 RU», а затем по значку папки «Занятия», а затем «Анаграмма». Откройте раздел «Интерактивные средства и мультимедиа», откроются шесть элементов, которые отличаются только по цветовой гамме. Перетащите на страницу любой из шести элементов и дождитесь его загрузки. Щелкните по кнопке «Справка» в верхнем правом углу страницы. Справка содержит информацию о процессе создания занятия и его особенностях. Нажмите кнопку «Закрыть». Нажмите кнопку «Правка», откроется окно настройки занятия. Рисунок 12 – Настройка интерактивного занятия «Анаграмма» Заполните поля по образцу (рисунок 12), изображения найдите в сети Интернет, скопируйте и вставьте их в окно, а затем перетяните в нужное поле. Рассмотрим назначение остальных элементов управления: Флажок Пароль – позволяет защитить занятие от редактирования (при необходимости). Список «Скорость» – предлагает выбрать скорость игры. Флажок «Таймер» – предлагает учитывать время игры. Кнопка «Удалить» – позволяет удалить вставленные изображения. Для начала игры нажмите кнопку «ОК», а затем кнопку «Начало» в верхнем левом углу страницы. Перетаскивайте шарики с буквами, чтобы составить правильное слово. При необходимости используйте подсказки, для вызова подсказки нажмите кнопку «Ключ» (рисунок 13). Рисунок 13 – Интерактивное занятие «Анаграмма» Для перехода к следующему слову нажимайте кнопку «Следующий». По окончании игры нажмите кнопку «Сброс». |