СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Память"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале собраны приёмы по развитию памяти младших школьников на уроках. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Память"»

Память

Всем добрый день. Сегодня я презентую вам мастер класс и начать я хочу с небольшого интерактива. Я продиктую слова, ваша задача их запомнить. После того, как все слова мною будут продиктованы я попрошу вас записать их на листке. Начнём: развитие, приём, память, начальные классы, мастер-класс, урок, школьник, предмет.

Я продиктовала 10 слов, сколько слов удалось вам запомнить и записать? Посмотрев на эти слова и на ту деятельность, которую мы выполняли, многие из вас наверняка догадались о чём будет мой мастер класс. Сегодня я расскажу о приёмах развития памяти на уроках в начальной школе.

Актуальность.

Память является важнейшей частью жизни человека, и самым важным периодом развития памяти является младший школьный возраст. Именно этот период закладывает предпосылки для дальнейшего полноценного формирования памяти и ее совершенствования в будущем. Значимость памяти для младшего школьника заключается в том, что каждый последующий школьный курс является расширенной и усложненной версией прошлого, основанный на применении уже полученных ранее знаний.

В связи с этим, нам, учителям начальной школы, необходимо развивать память наших учеников, для качественно усвоения ими знаний, получаемых на уроках. Помимо этого, в педагогике и психологии память считается средством получения, хранения и воспроизведений полученной извне информации. На основе памяти человек приспосабливается к различным условиям, адаптируется, применяя весь полученный опыт. Понимание значимости и процессов развития памяти является важным аспектом успешной педагогической работы, включая период начальной школы.

Не редко на уроках мы сами можем наблюдать сниженную активность памяти наших учеников, часто они забывают то, что было пройдено на прошлом уроке, не говоря уже о прошлой четверти или прошлом году. В связи с этим я хотела бы поделиться в вами способами, которые способствовали бы развитию памяти учеников на уроках. Данные способы можно начинать вводить с первого класса и применять на всех последующих ступенях.

Задачи.

  1. развивать память младших школьников.

  2. интегрировать способы развития памяти в учебную деятельность на уроках.

Память.

Под понятием «зрительная память» обычно понимают все то, что мы можем запомнить в виде зрительного образа, детали которого не всегда можно описать словами. То есть это образ, который сохраняется у нас в памяти, когда нет чего-то, что воздействовало бы на органы чувств, на наши глаза, но тем не менее информация об этом доступна в образной форме.

Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно.

Логическая (смысловая) память предполагает осмысление материала. Она направлена на запоминание не внешней формы, а смысла. В основе лежат ассоциации, отражающие наиболее важные стороны изучаемого предмета или явления. Когда человек не может что-то запомнить, скорее всего, он просто не вник в суть. Осмысленный материал запоминается быстрее и, как правило, на всю жизнь. Это доказал немецкий психолог Герман Эббингауз.

Зрительная память «Сочини». Учащимся даётся ряд картинок. В зависимости от количества картинок, даётся определённое время для их запоминания. На одну картинку даётся пять минут. После ученики должны написать предложение-описание каждой картинки. Когда учащиеся начнут легко справляться с этим заданием, уровень сложности можно повысить. Тогда им необходимо будет написать небольшое сочинение, в котором будут присутствовать все предметы, изображённые на картинках.

Такой приём можно использовать на уроках русского языка или литературы. При изучение прилагательных хорошо подойдёт написание предложений – описаний, на литературном чтение можно писать тематические сочинения, используя подходящие иллюстрации. Такой приём способствует не только развитию память, но и развивает навык сочетаемости слов.

Слуховая память. Приём «Воспроизведи и соедини». Учащиеся на слух запоминают ряд слов. После записывают слова на лист бумаги и соединяют их по смыслу в единое предложение. Такой способ я использовала в начале мастер-класса, когда из слов у нас получилась тема мастер-класса. Такой приём мы можем использовать на каждом уроке, чтобы узнать тему урока или поставить цель. Например: знакомство, лебедь, Крылов, рак, басня, щука. Такой приём также развивает навык имения сочетать слова.

Смысловая память. «Текст и имена существительные». Данный приём можно использовать при работе с диктантами на уроках русского языка.