МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия
Мастер – класс «Парад эффективных методов и приемов инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»
/выступление на семинаре «Современные образовательные технологии и приемы в работе учителей начальных классов (из опыта работы учителей начальной школы МБОУ Одинцовской лингвистической гимназии)/
учитель начальных классов высшей квалификационной категории Ирина Викторовна Панюжева учитель начальных классов высшей квалификационной категории Ирина Евгеньевна Кучерова
Одинцово 2019
Слайд 1 «Парад эффективных методов и приемов инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»
Слайд 2 Здравствуйте, дорогие коллеги! Разрешите представиться Ирина Викторовна Панюжева, Ирина Евгеньевна Кучерова. Мы рады видеть Вас в стенах нашего учебного заведения. Желаем Вам творческих успехов, здоровья, семейного благополучия, любви и женского счастья. Разрешите представить вашему вниманию опыт работы коллектива ОЛГ по теме: «Современные образовательные технологии и приемы в работе учителей начальных классов в рамках реализации ФГОС.
Слайд 3 В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Стандарты нового поколения ставят перед нами задачи, которые невозможно будет решить без изменений процесса преподавания.
Слайд 4 Деятельностный метод обучения — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится не пассивной роли обучающихся, а активной, в максимальной степени самостоятельной учебно - познавательной деятельности школьника.
Слайд 5
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Изменилась роль учителя и роль ученика на уроке. Учение выступает как сотрудничество. Учитель становится не ведущим за собой, а идущим рядом с учеником. Ученик - субъектом учебного процесса
Слайд 6
Системно-деятельностный подход основывается на следующих дидактических принципах: принцип деятельности, творчества, вариативности, психологической комфортности, принцип непрерывности, принцип целостного представления о мире
Слайд 7
В последнее время заметно снизился интерес обучающихся к чтению. Роль семьи в формировании читательского навыка ребенка минимальна, а часто отсутствует. Проблема чтения становится значимой на государственном уровне.
Слайд 8 -10
Задача учителя вызвать интерес у обучающихся: через форму семейного чтения: тематические родительские собрания, семейные праздники «Самая читающая семья», формы урочной и внеурочной деятельности: классные театры, театрализованные мини-сценки, спектакли, минутки поэзии, интерактивные игры, конкурсы и викторины по произведениям известных детских писателей. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями обучающихся уже с первого класса. В связи с этим Вашему вниманию будут представлены эффективные методы и приемы инновационных технологий, которые мы используем на уроках литературного чтения. В основе каждого литературного произведения будь то сказка, рассказ или стихотворение лежит текст. Текст — это эпизод человеческой жизни, через который у ребенка формируется философия жизни и духовно-нравственная культура, поведение.
Слайд 11
Рассмотрим систему работы с текстом методом продуктивного чтения на отрывке из рассказа Виктора Владимировича Голявкина «Тетрадки под дождем» Проиграем фрагмент урока. Побудем в роли первоклассников.
До первичного чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем текст по его названию, по обложке книги - возникает мотивация к чтению.
Слайд 12
После этого ученики читают отрывок из текста (индивидуальная работа)
На перемене Марик мне говорит:
-Давай убежим с урока. Смотри, как на улице хорошо!
-А вдруг тетя Даша задержит с портфелями?
-Нужно портфели в окно побросать.
-Глянули мы в окно: возле самой стены сухо, а чуть подальше — огромная лужа. Не кидать же портфели в лужу!...
Слайд 13
Ребятам были предложены следующие задания к данному тексту.
Задание №1 Работа в парах. Договоритесь с соседом по парте, кто из вас будет читать за автора, а кто за Марика (формирование коммуникативных, регулятивных ууд).
Прочитайте рассказ по ролям, передавая настроение героя.
Задание №2 Выскажи свое мнение. Мог ли автор отказаться от предложения Марика, сказать нет? Придумайте как можно больше причин. Послушай, что скажет твой товарищ (формирование личностных ууд).
Задание № 3 Работа в творческих группах
После этого учитель акцентирует внимание ребят, что текст не несет смысловой завершенности. Предлагает обсудить в творческих группах, чем могла бы закончиться эта история. Ребята сочиняют продолжение этого рассказа, затем рассказывают его товарищам в классе. (формирование личностных и коммуникативных ууд). Прочитать пример детского сочинения.
Слайд 14
Задание № 4 Сравнение с эталоном
Прочитайте рассказ автора до конца. Сравните ваши рассказы с эталоном. Чей рассказ вам понравился больше и почему? (регулятивные: целеполагание, планирование с учётом конечного результата, прогнозирование, предвосхищение результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным; личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный, моральный выбор, жизненное самоопределение). … Мы сняли ремни с брюк, связали их вместе и осторожно спустили на них портфели. В это время звонок зазвенел. Учитель вошёл. Пришлось сесть на место. Урок начался. Дождь за окном полил. Марик записку мне пишет: Пропали наши тетрадки. Я ему отвечаю: - Пропали наши тетрадки. Он мне пишет: -Что делать будем? Я ему отвечаю: -Что делать будем? Вдруг вызывают меня к доске. — Не могу, — говорю, — я к доске идти. «Как же, — думаю, — без ремня идти?» — Иди, иди, я тебе помогу, — говорит учитель. — Не надо мне помогать. — Ты не заболел ли случайно? — Заболел, — говорю. — А с домашним заданием как? — Хорошо с домашним заданием. Учитель подходит ко мне. — А ну, покажи тетрадку. Я молчу. — Что с тобой происходит? Я молчу. — Придётся тебе поставить двойку. Он открывает журнал и ставит мне двойку, а я думаю о своей тетрадке, которая мокнет сейчас под дождём. Поставил учитель мне двойку и спокойно так говорит: — Какой-то сегодня ты странный...
Слайд 15
Задание № 5 Творческая работа «Краткое изложение»
Одним из видов творческой работы, является написания сжатого изложения, которое способствует развитию и совершенствованию речевой культуры школьников, умению из отрывка текста выделить главную мысль и заключить ее в предложение. На данный вид работы отводится до 30 минут. Работа проводится в парах, под руководством учителя (формирование личностных и информационных ууд).
Слайд 16
Вывод: Во время работы, с текстом обучающиеся читают, ведут диалог с автором, задают вопросы, прогнозируют ответы, проверяют себя по авторскому тексту — возникает читательская интерпритация. На уроках литературного чтения формируются основные виды ууд
Слайд 17 - 21
Для повышения читательского интереса нами используются следующие методы и приемы по литературному чтению:
текст с картинками (повышение читательского интереса)
текст «вертушка» - развитие оперативной памяти
«собери текст» - развитие концентрации внимания
текст «найди меня» (прочитайте текст, найдите два слова, одно из которых обозначает название морской или речной рыбы, а другое название домашнего парнокопытного животного) - развитие внимания
«перемешанные буквы» - способствует развитию мыслительных операций и орфографической зоркости
Слайд 22
Как известно, развитие «продуктивного чтения» и техники чтения часто тормозится из – за слаборазвитой оперативной памяти обучающихся. Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6 -8 слов. Дочитав до 3 -4 слова, забыл про 1. Поэтому никак не может понять смысл предложения. Чтобы повысить уровень развития оперативной памяти , повысить читательский интерес ребенка эффетивно используются так называемые «зрительные» диктанты.
Слайд23-24 В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если 1 предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» -8 букв, то 1 предложение 7 набора состоит уже из 4 слов «Небо покрылось серыми тучами» и содержит 25 букв, а последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв «По лесной заросшей тропке идет группа туристов». Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске или на экране выводится первое предложение. В течение определенного времени (это от 4 до 7 секунд) ребята читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение удаляется с экрана и ученики по памяти его записывают на листок.
Если кто – нибудь из ребят не успеет запомнить предложение, надо отреагировать очень спокойно и предложить переписать у соседа, а в следующий раз постараться запомнить самому. Аналогично работа проходит с другими предложениями данного набора.
На 6 предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут. В среднем на один набор уходит 3 дня (это когда практически все дети будут писать самостоятельно).
18 наборов – это 54 дня, около 2 месяцев. Результаты не заставят себя ждать, но при одном условии: зрительные диктанты ученикам предлагаются ежедневно (предложения можно менять, преследуя отработку словарных слов, изучаемой орфограммы)
Используя технологию творческой ориентации ТРИЗ («Теория решения изобретательных задач») нами используются «активные методы обучения». Отличительная особенность данной технологии – учащийся усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности Методики триз – идеальный инструмент для проблемного и развивающего обучения. Приемы могут использоваться практически на всех этапах работы на уроке.
«Свойства наоборот» (героям приписываются прямо противоположные качества. Красная Шапочка – злая, хитрая. Волк – добрый, доверчивый. Золушка – непослушная, ленивая, а мачеха – добрая и заботливая.
«Новое свойство» - персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые, несвойственные ему качества (Как могла изменить свой ход история про колобка, если бы он был не из теста, а из соломы?)
«Салат из сказок»
Данный метод позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста или задания. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками, которые могут варьироваться и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
«+» - соответствует тому, что знает ученик
«-» - то, что не знает или забыл
«?» - то, что ученику непонятно
«!» - то, что ученика удивило.
Данный метод обязывает ученика не просто читать механически, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями. (слайд 24)
Он используется на различных уроках для систематизации знаний обучащихся. (Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр. В России используется с 1997 года)
- первая строка — название темы (одно существительное)
вторая строка – описание темы в двух словах, два прилагательных
третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами
четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывает отношение к теме (целое предложение)
пятая строка – синоним, который повторяет суть темы
Использовать данный метод удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики например, былинного героя (слайд 29)
- Илья Муромец.
- Могучий, храбрый.
- Ехал, сражался, победил.
- Спасал Русь от врагов.
- Герой!
С помощью данного метода ребенок учится выделять части речи, работать над синонимами, обогащает словарный запас, развивает речь, логику, скорость мыслительных операций (слайд 30)
Учащимся предлагается несколько слов – подсказок, на основании которых учащиеся формулируют тему урока.
Задание: Чтобы определить тему урока, послушайте названия нескольких произведений, определите жанр и вспомните автора
«Телефон», «Краденое солнце», «Тараканище», «Мойдодыр», «Путаница», «Приключения Бибигона».
Учитель раздает детям жетоны, на которых изображены предметы. Задание: Найди себе товарища (по общему признаку). Что вас объединяет?
Метод «мозгового штурма» Данный метод предполагает постановку изобретательной задачи и поиска способов её решения.
Разберём суть данного метода на конкретных примерах. Например: читаете вы с детьми сказку про Алёнушку и братца Иванушку остановитесь на том месте, где просила Аленушка братца: «Не пей водицы, козленочком станешь». Не послушался Иванушка. Предложите детям поразмышлять над такой задачей: «Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал»? («Можно с собой взять водички», «В лесу поесть сочных ягод», «Поискать ручеек»
Для детей более старшего возраста (3 -4 класс) задача усложняется, ведь по сюжету сказки - леса нет, «солнце высоко, поле широко, а колодец далеко». (Сделать своей ногой след и из него напиться». Здесь уже ярче видна изобретательность – предлагается трансформировать «чужой след» в свой.
«Фантастическая добавка» , учащимся предлагается немного пофантазировать и представить себя на месте литературного героя (Представьте себя сыром из басни И. А. Крылова «Ворона и лисица» и перескажи эту сказку с позиции сыра;
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки (слайд 31)
Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: Кто? Когда? Где? Как? Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т. д. ( Кто автор этого произведения? Где и когда происходят события?)
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?», «Ты действительно думаешь, что …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. ( Правильно ли я поняла, что это сказка? Ты действительно думаешь, что это произведение о детях?)
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», Чем один герой отличается от другого? Чем один поступок отличается от другого?» и т.д.
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет дальше?»
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
Так как мы с Вами работаем в начальных классах, то эффективно использовать «Ромашку вопросов» оставив визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки».
Одной из форм системно - деятельностного подхода является проектно - исследовательская деятельность обучающихся, которая может использоваться на различных уроках, а так же во внеурочной деятельности школьника (слайд __)
Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую (слайд __)
Участвуя в проектной деятельности у обучающихся формируются информационные, познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД (слайд __) В нашей школе педагогами широко используется проектно-исследовательская технология.
Ежегодно ученики нашей школы становятся победителями и призерами зональных и районных научно-практических конференций.
Все методы и приемы, которые мы предоставили вашему вниманию, используются нами не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.
Реализация системно - деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, учебной мотивации, проведенный среди наших учеников, доказывает это утверждение. Цель реализации деятельностного подхода в обучении можно считать достигнутой, если удалось воспитать личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
И в заключение своего выступления разрешите пожелать Вам талантливых и благодарных учеников, леса поднятых рук, пишущего мела, удивительных находок, понимающих родителей, «независающего» компьютера, гениальных идей, высоких результатов, неожиданных премий, радующих контрольных, спокойных совещаний, заслуженных поощрений, хронически хорошего здоровья и огромного человеческого счастья!
Успехов в новом учебном году! Спасибо за внимание!
Приложение 1
«Проба пера»
Продолжение истории про Марика и его друга.
Стали мы решать, как нам убежать из школы и чтобы нас никто не заметил. Думали, думали и придумали. Марик надел портфель спереди, я встал ему на плечи, а сверху мы надели длинный халат тети Риты, она в нем полы всегда моет. Степка дал нам свою шляпу, а Ульяша отдала очки. Правда, я в них почти ничего не видел. Только дядя Юра, наш охранник почему – то нас сразу узнал. На урок мы опоздали, и нам сильно попало от нашей учительницы. С тех пор мы решили с уроков не убегать.
Сочинили: Андреева Алекса, Юфа Павел ,Черкасова Ульяна, Молочко Лиза
Приложение 2
Ворона и Лисица
Басня
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыра;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,—
И на приветливы Лисицины слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
И. А. Крылов
Приложение 3
Система работы с текстом методом продуктивного чтения на отрывке из рассказа Виктора Владимировича Голявкина «Тетрадки под дождем» /ученики читают отрывок из текста (индивидуальная работа)/
На перемене Марик мне говорит:
-Давай убежим с урока. Смотри, как на улице хорошо!
-А вдруг тетя Даша задержит с портфелями?
-Нужно портфели в окно побросать.
-Глянули мы в окно: возле самой стены сухо, а чуть подальше — огромная лужа. Не кидать же портфели в лужу!..
Приложение 4
Прием в форме синквейна.
Первая строка — название темы (одно существительное)
Вторая строка – описание темы в двух словах, два прилагательных
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывает отношение к теме (целое предложение)
Пятая строка – синоним, который повторяет суть темы
Примечание* Данный прием используется на различных уроках для систематизации знаний обучающихся.
Синквейн.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________