Конкурс профессионального мастерства.
Мастер-класс: «Паутина Шарлоты»
(Направление: Предметные результаты обучения)
Панарина Надежда Дмитриевна
МКОУ 1-Абрамовская СОШ
Таловский район
Воронежская область
Цель: научить работать с топографической картой, читать её и измерять расстояния.
“Карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”, так считал Семенов-Тян-Шанский. Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе “План и карта”. Но с знанием и умением ей пользоваться приходится сталкиваться не только на уроке, но и в других ситуациях. На туристических слетах всегда есть задания по ориентированию, да и при сдаче ОГЭ и ЕГЭ встречаются задания по умению работать с ней. Что же это за задания, например,
определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до колодца или определите по карте, в каком направлении от точки А находится колодец. (рис 1)
Рис.1
Для многих не секрет, что в 9 классе в большинстве случаев дети выбирают географию, как экзамен по остаточному принципу (более слабые) ученики, что проще сдать и получить аттестат. Но к этому времени учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее, и подготовка к ОГЭ часто напоминает изучение нового материала.
Существует много разных приемов правильно научиться ориентироваться по карте, запоминанию условных знаков и определению расстояний. Я для себя выбрала игровую форму, которая помогает внести немного оживления в работу на занятиях и назвала её «Паутина Шарлоты».
Для проведения нам понадобятся клубок ниток, карточки с условными топографическими знаками и любой придуманный текст в котором описан маршрут. Количество участников зависит от количественного состава группы, если занимающихся много, то их можно разделить на 2 группы. Главное условие –это, что бы каждый ученик принял участие.
План действий:
1 Каждый ученик берет карточку с условным знаком.
2 Оговаривается условный масштаб, например, 1 средний шаг – это 100 метров.
3 Ученик взявший карточку с началом маршрута (на ней указано направление север и объект) берет клубок и становится в центре класса.
4 Ведущий начинает читать текст.
5 Учащиеся по очереди в зависимости от названного условного знака начинают движение по заданному маршруту.
Карточки со знаками.
Вариант текста.
Наш путь от школы шел к отдельно растущему лиственному дереву ( выходит ученик у которого карточка с этим знаком, берет клубок у стоящего на старте и выполняет действия по тексту) на ЮВ - 600 метров.
Затем мы повернули к роднику (ученик №3) на восток и прошли 1000 метров.
Попив воды мы решили искупаться в озере (ученик №4) и пройдя на Юг 500 метров остановились на его берегу.
Отдохнув у озера мы решили набрать шишек с сосны, которая росла с северу от озера на расстоянии 300 метров.
Набрав шишек продолжили путь к деревянному мосту через реку на СВ 700 метров, чтобы половить рыбы.
Но рыба не ловилась, и мы пошли к ветряной мельнице на ЮЗ 750 метров
У мельницы нас ждал уже Саша, который предложил сходить за смородиной заросли кустарников располагались к ЮВ от мельницы на расстоянии 900 метров.
Поев смородины мы отправились в школу по прямой.
В каком направлении будет находиться школа и какое расстояние мы пройдем до неё?
В ходе игры учащиеся получают массу положительных эмоций и приобретают опыт ориентирования в окружающем пространстве.