СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс педагога – психолога на тему: «Психологическое здоровье педагога через познание себя»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения мастер-класса, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Мастер-класс мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс педагога – психолога на тему: «Психологическое здоровье педагога через познание себя»»

Мастер – класс педагога – психолога на тему:

«Психологическое здоровье педагога через познание себя»


Мастер-класс направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения мастер-класса, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Мастер-класс мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Цель: Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности)

Задачи проведения мастер-класса:

  1. Раскрыть участникам суть понятий «психологическое здоровье»,  «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера»;

  2. Познакомить со способами коррекции психоэмоционального напряжения. Способствовать формированию у участников мастер-класса способностей определять и управлять собственными эмоциями.

  3. Организовать обмен опытом в области взаимодействия.

  4. Повысить коммуникативные навыки педагогов.

Необходимые материалы: Листы формата А – 4 по числу участников, карандаши, фломастеры, проектор для презентации, подготовленные изображения с заданным рисунком для теста «Нарисуем свой характер», мягкая игрушка для приветствия,


Ход мастер-класса

  1. Введение в тему: «Психологическое здоровье педагога»

  2. Индивидуальная работа с педагогами по определению типа нервной системы

  3. Арт-терапия

  4. Теппинг-тест «Тип нервной системы». ( Методикае.П.Ильина.)

  5. Рефлексия (обсуждение, демонстрация работ, ответы на вопросы, беседа, индивидуальные консультации).



Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.

Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это обучение детей..

Упражнение «Представься».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.

Инструкция: передавая мягкую игрушку (мячик, яблоко, клубок) участники называют свое имя и любимое занятие. Каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него и добавляет свое имя и свое любимое занятие.


Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.


Упражнение «Нарисуй свой характер».

Нарисуем свой характер.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.

1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5. Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6. Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7. Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8. Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.


Арт-терапия (Избавление от гнева, агрессии)

Устройтесь поудобнее и вспомните, что вас иногда волнует: быть может, это что волнение за ребенка, либо сложившая ситуация на работе, а быть может это конфликт, а быть может.... что-то еще...

Возьмите в руку ручки, карандаши и начинайте рисовать свои негативных эмоции (нервозность, импульсивность, вспыльчивость, не понимание и пр.)

Изобразительное искусство обладает терапевтическими и успокаивающими свойствами. Именно этими свойствами и наделены раскраски антистресс. В них используются различные узоры циклического характера (простые и сложные), города, граффити, животные, растения, но самыми распространенными тематиками являются узоры «мандалы».

(Приложение 1.)

Чтобы еще лучше узнать себя, давайте пройдем Теппинг-тест «Тип нервной системы». ( Методикае.П.Ильина.) Данная методика позволяет определить силу нервных процессов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Такой простейший вид несловесных тестов, при выполнении которых человеку предлагается совершить простейшее действие, называется пробами (пробы).


Признаки психологически здорового человека. (распечатка-буклет)

  1. Ясное и адекватное восприятие реальности – отличительная черта здорового человека. Для него в мире множество возможностей для развития, он видит новое и интересное в обычных вещах, способен всегда учиться и расти, тонко чувствует неправду и всегда может понять, в чем заключается проблема и как ее исправить.

  2. Самоактуализированная личность умеет принимать себя и мир такими, какие они есть, мириться со своими минусами и несовершенствами, не устраивать трагедий из-за неудач, не жалеть о случившемся и не винить себя в событиях. Такой человек не пытается строить из себя кого-то, привлекать внимание, он естественен, существует в гармонии с собой.

  3. Поведение такого человека – не наигранное, простое и спонтанное. При этом он осознает все условности окружающего мира, но спокойно принимает их, чтобы никого не задевать. Если же что-то не устраивает или возмущает – честно и искренне выражает свою позицию и гнев. Имеет своё мнение и всегда нуждается в развитии своих способностей.

  4. У психологически здоровой личности удовлетворены низшие потребности и решены многие проблемы, поэтому его основная задача – развивать себя и своё дело, которому он себя целиком и полностью посвящает, можно сказать – служит. Также у него есть возможность и время на осознание, размышления о жизни и философию.

  5. Самоактуализированный человек самодостаточен, он не зависит ни от кого, от дружбы и общения. Спокойно переживает одиночество и находит в нем много плюсов, так как это прекрасное время для роста и развития. Он независим от мнений других и идет своим намеченным путем, не впадает в панику и тревогу, управляет своими эмоциями, осознает ответственность за свои решения и поступки.

  6. Среднестатистическому человеку необходимы люди, так как от них он черпает недостающую уверенность и любовь. Самоактуализированный - может существовать без них, ему всего хватает, нет нужды в приятных словах и поощрениях, он ощущает себя цельной личностью, которая занята предназначенным ей делом.

  7. Постоянно развивающийся человек обладает чудесным качеством – умением всегда радоваться – мелочам, событиям, людям, уметь находить необычное в обыденном, не уставать удивляться и наслаждаться жизнью.

  8. Восторг такого человека совсем не похож на эмоции обычного – восторг может быть невероятно ярким, всепоглощающим, ведущим к внутреннему перерождению и духовному росту.

  9. Все отношения с людьми у самоактуализированного человека - высокого уровня, очень глубоки, с тонкими переживаниями и чувствами. При этом круг близких людей небольшой, ведь требования к ним очень строги. И если люди вокруг перестают расти и развиваться, с ними становится не о чем общаться.

  10. Со всеми людьми - разного социального происхождения, пола, образования, убеждений - общается равно. Для него нет этих различий, с удовольствием учится новому. В этом проявляется демократичность.

  11. Четко отличает хорошее и доброе от плохого и злого, средство от цели, но при этом и сам процесс и его результат приносит ему удовольствие. Старается не делать никому зла и говорить только то, что действительно думает или может сделать.

  12. Обладает особым чувством юмора, которое высмеивает огромное самомнение человека и напыщенность. Шутит не часто, в юморе есть своя философия, смысл и подтекст.

  13. Оригинальность и креативность мышления, способность создавать произведения, творить.

  14. Способен не поддаваться массовой культуре. Не бунтует, спокойно и уважительно относится ко всем традициям, но предпочитает оставаться на своей волне. Не борется с несовершенством мира, а старается своими хорошими делами сделать его лучше. Существует сам по себе, вне культуры и в то же время – принадлежит всему миру.

  15. Любовь самоактуализированного человека – это ещё одна возможность самовыражения, он раскрывается в ней, максимально искренне ведет себя, не боится сильно любить и отдаваться чувствам, так как точно определяет где любовь, а где просто симпатия.

Если из перечисленных черт здорового человека, вы нашли хотя бы парочку у себя – тогда всё будет хорошо и поводов для сильного беспокойства пока нет. Главное – идите дальше, не переставая совершенствоваться, познавать и развивать себя. Если же схожих черт нет- то лучше обратиться за помощью к специалисту, который поможет вам в поиске себя.

Заканчиваем мастер-класс ритуальным прощанием.

«Чему я научилась» - рефлексия

Задание: Допишите незаконченные предложения.

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что….

- Мне понравилось…

- Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….


Спасибо Вам за Ваше активное участие!





Приложение 1.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!