СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс педагогам: "Использование АРТ - Терапии в работе с детьми ОВЗ и детьми инвалидами".

Нажмите, чтобы узнать подробности

"АРТ - ТЕРАПИЯ - использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализация на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, реабилитационная, мобилизующая.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс педагогам: "Использование АРТ - Терапии в работе с детьми ОВЗ и детьми инвалидами".»

ГОУ «Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат»













Мастер – класс для педагогов:

«Использование АРТ – терапии в работе с детьми ОВЗ и детьми инвалидами»











Выполнила: Пляскина Антонина Сергеевна









Город Борзя 2021 год

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ – ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И С ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ

Арт – терапия (термин был введен в 1938 г. Адрианом Хиллом) – использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализации на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, реабилитационная, мобилизующая.



Арт – тераия – метод коррекции и развития посредством художественного творчества (Э. Сеген, Ж. Демор, Л.С. Выготский, А.И. Грабаров, В.П.Кащенко.)

Значение психикоррекционной работы средствами арт – терапии в работе с детьми отмечали многие психологи: (Т.А. Добровольская, О.А. Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева), при ДЦП (Г.В. Кузнецова) и др.

Основная цель – гармонизация внутреннего состояния детей с ОВЗ и детей инвалидами

Задачи:

  • Воспитательные

  • Коррекционные

  • Психотерапевтические

  • Диагностические

  • Развивающие

Воспитательные: взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоению этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются отрытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные: достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические: «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах , переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций.

Диагностические: арт – терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе.

Развивающие: благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которой каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Основная техника арт – терапевтического воздействия – это техника активного воображения, открывающая детям с ОВЗ неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.

Приемы арт – терапии опираются на идею о том, что любой ребенок способен преобразовать свои внутренние конфликты и визуальные формы.

Формы:

Активная – ребенок сам создает продукт творчества: рисунки, сказочные истории.

Пассивная – ребенок использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картинки, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

Смешанная – ребенок использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картинки, сказки) для создания своих продуктов творчества.

Функции арт – терапии:


  • Эмоциональное развитие

  • Комплекс коррекционных упражнений

  • Речевое (вербальное) развитие

  • Социальное развитие

  • Общее физическое развитие





Процессы, поддающиеся коррекции методами арт – терапии:

  • Зрительные

  • Слуховые

  • Тактильные



Влияние методик арт – терапии на эмоциональное состояние:

  • Зрительные

  • Слуховые

  • Тактильные

  • Тонизирующие

  • Укрепляющие



Возможности арт – терапии:

Помогает устанавливать отношения между детьми; посредством искусства ребенок не только выражает себя, но и больше узнает о других детях;

Позволяет познавать себя и окружающий мир; в художественном творчестве ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты; все это происходит на бессознательном уровне, и ребенок узнает о себе много нового.

Развивает творческие возможности; во время занятий арт – терапии ребенок может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ и детей инвалидов. Они чаще всего очень дезадаптированы.

В основном использует средства невербального общения, это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах.



При проведении занятий с использованием элементов арт – терапии очень важно, чтобы дети воспринимали занятия с положительной точки зрения, а не как коррекционные занятия для отстающих.

Виды арт – терапии:

  • Музыкотерапия

  • Библиотерапия

  • Драмотерапия

  • Игротерапия

  • Изотерапия

  • Маскотерапия

  • Пескотерапия

  • Цветотерапия

  • Сказкотерапия



Одна из наиболее распространенных техник арт – терапии – изотерапия. Рисование дает возможность отобразить и увидеть свой внутренний мир, эмоциональные переживания, мечты и ресурсы.

Этапы терапевтического процесса:

  1. Прояснение отношения ребенка к процессу рисования, к самой работе.

  2. Описание рисунка с точки зрения ребенка.

  3. Обсуждение содержания рисунка.

  4. Описание рисунка с использованием слова «Я».

  5. Обсуждение цветовой гаммы рисунка.

Результат:

  • ощутимая стабилизация эмоционального состояния воспитанников, создание предпосылок для регуляции эмоциональных реакций;

  • ощутимая социальная адаптация в группе сверстников, уверенность в собственных силах, позитивное отношение к себе, облегчение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми;

  • возможность невербального контакта с детьми с синдромом Дауна, преодоление коммуникативных барьеров и психологических защит;

  • укрепление мелкой моторики рук;

  • расширение словарного запаса.







Вывод:

Изотерапия, имея индивидуальную коррекционно – развивающую направленность, успешно может применяться для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально – волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении.