ГОУ «Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат»
Мастер – класс для педагогов:
«Использование АРТ – терапии в работе с детьми ОВЗ и детьми инвалидами»
Выполнила: Пляскина Антонина Сергеевна
Город Борзя 2021 год
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ – ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И С ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ
Арт – терапия (термин был введен в 1938 г. Адрианом Хиллом) – использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализации на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, реабилитационная, мобилизующая.
Арт – тераия – метод коррекции и развития посредством художественного творчества (Э. Сеген, Ж. Демор, Л.С. Выготский, А.И. Грабаров, В.П.Кащенко.)
Значение психикоррекционной работы средствами арт – терапии в работе с детьми отмечали многие психологи: (Т.А. Добровольская, О.А. Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева), при ДЦП (Г.В. Кузнецова) и др.
Основная цель – гармонизация внутреннего состояния детей с ОВЗ и детей инвалидами
Задачи:
Воспитательные
Коррекционные
Психотерапевтические
Диагностические
Развивающие
Воспитательные: взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоению этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются отрытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные: достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Психотерапевтические: «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах , переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций.
Диагностические: арт – терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе.
Развивающие: благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которой каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Основная техника арт – терапевтического воздействия – это техника активного воображения, открывающая детям с ОВЗ неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.
Приемы арт – терапии опираются на идею о том, что любой ребенок способен преобразовать свои внутренние конфликты и визуальные формы.
Формы:
Активная – ребенок сам создает продукт творчества: рисунки, сказочные истории.
Пассивная – ребенок использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картинки, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
Смешанная – ребенок использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картинки, сказки) для создания своих продуктов творчества.
Функции арт – терапии:
Эмоциональное развитие
Комплекс коррекционных упражнений
Речевое (вербальное) развитие
Социальное развитие
Общее физическое развитие
Процессы, поддающиеся коррекции методами арт – терапии:
Зрительные
Слуховые
Тактильные
Влияние методик арт – терапии на эмоциональное состояние:
Зрительные
Слуховые
Тактильные
Тонизирующие
Укрепляющие
Возможности арт – терапии:
Помогает устанавливать отношения между детьми; посредством искусства ребенок не только выражает себя, но и больше узнает о других детях;
Позволяет познавать себя и окружающий мир; в художественном творчестве ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты; все это происходит на бессознательном уровне, и ребенок узнает о себе много нового.
Развивает творческие возможности; во время занятий арт – терапии ребенок может открыть в себе неизвестные ранее таланты.
Является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ и детей инвалидов. Они чаще всего очень дезадаптированы.
В основном использует средства невербального общения, это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах.
При проведении занятий с использованием элементов арт – терапии очень важно, чтобы дети воспринимали занятия с положительной точки зрения, а не как коррекционные занятия для отстающих.
Виды арт – терапии:
Музыкотерапия
Библиотерапия
Драмотерапия
Игротерапия
Изотерапия
Маскотерапия
Пескотерапия
Цветотерапия
Сказкотерапия
Одна из наиболее распространенных техник арт – терапии – изотерапия. Рисование дает возможность отобразить и увидеть свой внутренний мир, эмоциональные переживания, мечты и ресурсы.
Этапы терапевтического процесса:
Прояснение отношения ребенка к процессу рисования, к самой работе.
Описание рисунка с точки зрения ребенка.
Обсуждение содержания рисунка.
Описание рисунка с использованием слова «Я».
Обсуждение цветовой гаммы рисунка.
Результат:
ощутимая стабилизация эмоционального состояния воспитанников, создание предпосылок для регуляции эмоциональных реакций;
ощутимая социальная адаптация в группе сверстников, уверенность в собственных силах, позитивное отношение к себе, облегчение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми;
возможность невербального контакта с детьми с синдромом Дауна, преодоление коммуникативных барьеров и психологических защит;
укрепление мелкой моторики рук;
расширение словарного запаса.
Вывод:
Изотерапия, имея индивидуальную коррекционно – развивающую направленность, успешно может применяться для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально – волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении.