Мастер-класс регионального этапа конкурса «Педагог дополнительного образования Воронежской области» в рамках конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
Автор: Кулешова Анна Александровна, педагог дополнительного образования МКОУ Чесменская СОШ Бобровского муниципального района
Тема мастер-класса: «Технология обучения в сотрудничестве. Виды групповой работы в технологии сотрудничества».
Цель мастер-класса: Организация деятельности участников конкурса, в результате которой они познакомятся с данной технологией.
Задачи мастер-класса:
создать условия для демонстрации технологии обучения в сотрудничестве;
познакомить с видами групповой работы по данной технологии;
способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путём создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Раздаточный материал: листы с заданиями и инструкциями для групп, конструктор Lego.
Ход проведения
1. Эмоциональный настрой.
Я очень рада видеть Вас здесь. Предлагаю для создания атмосферы доверия и комфорта настроить себя на позитивное сотрудничество, провести упражнение-приветствие «Приветик».
Попрошу Вас всех встать в круг.
Передайте друг другу «приветик» лёгким пожатием рук. При этом не нужно ничего говорить, а только взглядом проследить за тем как «приветик» движется по кругу.
Я передаю свой тёплый дружеский приветик соседу слева.
… Ну, вот и вернулся ко мне Ваш сердечный приветик с дружеским пожеланием.
Надеюсь, что сегодня он сплотит нас, и наша встреча будет плодотворной.
2. Определение темы
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс: «Технология обучения в сотрудничестве».
- Как Вы думаете, что такое технология обучения в сотрудничестве?
Выразите в двух-трёх словах (Задание выполняем индивидуально).
Скажите, есть ли среди ответов коллег, тот, который близок вам по мысли? Назовите его.
- Предлагаю сделать общий вывод по заданному вопросу и сформулировать ответ
(Один из членов группы проговаривает ответ)
- На данном примере я показала Вам один из видов групповой работы, который называется «Снежный ком», этот прием можно использовать так же в письменном виде с помощью ориентировочных карт.
Объяснение
«Снежный ком»
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Аналогом является групповая работа, которая называется «Корзина идей»
- Что же такое технология обучения в сотрудничестве?
Давайте посмотрим как раскрывается это понятие в педагогической литературе.
Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определёнными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Основные принципы обучения в сотрудничестве
Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
единой цели, которую можно достичь только сообща;
распределённых внутригрупповых ролей, функций;
единого учебного материала;
общих ресурсов;
одного поощрения на всех.
Практическое занятие
Деление на группы
Итак, для дальнейшей работы нам необходимо объединиться в новые группы.
Чтобы объединить детей в группы, можно использовать разные способы.
Их множество.
Например:
(Формирование групп разными способами)
- По желанию
- По выбору педагога
- Случайным образом
- По определённому признаку
- По выбору «лидера»
Я предлагаю вам вариант по желанию.
Перед тем как начать работу, обратите внимание на правила групповой работы: (на доску вывешиваются правила)
Правила совместной работы
Не говорить всем сразу.
Внимательно слушай своего товарища.
Говори только по делу спокойно и ясно.
Обращаться друг к другу по имени.
Если работа по технологии обучения в сотрудничестве на начальной стадии, то правилам работы в группе надо уделять внимание и научить детей работать совместно (сообща).
Для успешной работы в группе возможно распределение ролей. Давайте познакомимся с ролями, которые находятся у вас на столах.
(На доску вывешиваются роли участников группы)
Роли:
Организатор (распределяет роли, следит за действиями всех членов группы)
Спикер (защита решения, ответа от имени группы)
Планировщик (исследует условия задачи и планирует работу)
Писарь (записывает решение)
Исполнитель (осуществляет попытки решения)
Хронометрист (следит за временем)
Переходим к групповой работе.
Прочитайте тему, над которой будете работать.
«Кривошипно – шатунный механизм. Маятник Капицы»
(На столах лежат инструкции с указанными темами; задания, которые должны выполнить участники групп; рекомендации для каждого задания).
По итогам работы каждой группы даются объяснения данному виду работы)
- На данном этапе мы использовали вид групповой работы, который называется «Охота за сокровищами»
Описание
«Охота за сокровищами»
Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, справочные пособия.
Существует аналогичный вид групповой работы, который называется «Пазлы»
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы делают выводы.
!!! Технология обучения в сотрудничестве в том числе подразумевает
Практика (работа по сборке маятника «Капицы».\
Пояснение педагога
Обычный маятник, если перевернуть его кверху ногами, неустойчив. Для него крайне трудно найти верхнюю точку равновесия. Но если совершать быстрые вертикальные возвратно-поступательные колебания, то положение такого маятника становится устойчивым.
Рефлексия.
ЯБЛОНЯ или облако тегов на доске мелом
Итог
Сегодня на нашем мастер-классе мы еще раз познакомили вас с технологией обучения в сотрудничестве, рассказали Вам о некоторых виды групповой работы, которые можно использовать в своей работе.
Взмахивая крыльями, каждый гусь создаёт дополнительную подъёмную силу для гуся, летящего впереди. Если стая летит в форме буквы «V», то за день она может преодолеть расстояние, по крайней мере, на 70% больше, чем тогда, когда каждая птица летела бы отдельно.
На примере нашей работы мы хотим сказать, что не только на занятиях можно использовать данную технологию. Людям и в жизни тоже надо искать пути и способы, как двигаться вместе и сотрудничать друг с другом так, чтобы достичь общей цели быстрее и легче.
Каждый раз, когда гусь выходит за пределы
ключа, он чувствует, как трудно лететь против
ветра одному, и быстро возвращается в ключ.
Если люди, так же как и гуси, будут сотрудничать с теми, кто идёт в одном с ними направлении, им легче будет преодолевать жизненные препятствия.
Спасибо за сотрудничество!