МАСТЕР-КЛАСС
Задача: научить работать над газетой.
Участники: обучаюшиеся творческого обьединения "Юный журналист"
Место проведения: СОШ №4
Ход занятия:
Добрый день! Мы сегодня поговорим о журналистике.
Журналистика - информационно-коммуникативная деятельность
Коммуникация -общение - процесс обеспечения взаимопонимания людей посредством обмена информацией -сведениями, мыслями, идеями, эмоциями.
Сущность журналистики в деятельности журналиста по сбору, обработке, компоновке и распространению информации в обществе.
Одна из основных функций журналистики - формирование и отражение общественного мнения.
Требования к журналистской информации:
Оригинальность,
Доступность
Уместность.
ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
1. Информационные:
* Информация (короткая (заметка), расширенная)
* Зарисовка
* Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета)
* Отчет (общий, тематический, с комментариями)
* Путевые заметки
* Обозрение
* Репортаж (событийный, тематический, постановочный)
2. Аналитические:
* Корреспонденция
* Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая)
* Обзор
* Рецензия (литературная, кино, театральная)
3. Художественно-публицистические:
* Очерк (сюжетный, описательный)
* Фельетон
* Памфлет
Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.
Из фактов компонуется информация.
Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров. Посмотрим, как подается факт в конкретных информационных жанрах.
ИНФОРМАЦИЯ - короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий.
ИНТЕРВЬЮ - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).
ОТЧЕТ - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события.
ЗАРИСОВКА - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.
ОБОЗРЕНИЕ - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).
РЕПОРТАЖ - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица.
НА ЗАМЕТКУ ТЕМ, КТО СОБИРАЕТСЯ БРАТЬ ИНТЕРВЬЮ
Начинающие журналисты часто ломают голову над содержанием вопросов для интервью, особенно, с известной личностью. Голову жалко, а ломать ее больно, поэтому, не мудрствуя лукаво, составляем списочек, состоящий из вопросов, затертых до предела. В результате получается «никакое» интервью. А известная личность продолжает отшивать журналистов, которые «уже достали тупыми вопросами»
Стандартные “избитые” вопросы
Что вы цените в человеке больше всего?
Кто вы по знаку зодиака?
Ваше любимое блюдо?
Ваши творческие планы?
Ваша мечта…
Ваш жизненный принцип…
Расскажите какой-нибудь курьезный случай из своей жизни.
Чего вы боитесь?
Как проводите свободное время?
Какую музыку вы слушаете (Ваши музыкальные предпочтения?)
Ваш любимый литературный (кино) герой?
Ваше хобби
Вы довольны своей жизнью?
В чем, по вашему, смысл жизни?
Вы считаете себя счастливым человеком?
Каким вы были учеником?
Почему ваша (песня, группа, книга, фильм) так называется?
История создания вашей группы
Какие взаимоотношения в вашей группе?
Пожелания нашим читателям
Что для вас “Любовь”?
Ваше отношение к поклонникам
Кем вы мечтали стать в детстве?
Почему вы играете именно эту музыку (поете именно эту песню)?
Совет начинающим (музыкантам, писателям, спортсменам, милиционерам…)
Как вы достигли нынешних успехов?
Было ли у вас в детстве прозвище?
Влияет ли на ваше настроение погода?
Ваш любимый анекдот?
Самый лучший подарок для вас…
Можете продолжить список в зависимости от опыта и фантазии
Вопросы нестандартные
Как бы вы нарисовали радость?
Чувствуете ли вы себя независимым?
Вы можете позволить себе быть честным?
Значит, я могу рассчитывать на вашу откровенность?
Что бы вы сделали, если бы о вас захотели вытереть ноги?
Что вас может обидеть ?
На сколько ваш успех -ваша заслуга?
С кем из героев мультфильмов вы себя ассоциируете?
Что вы видите на праздниках с трибуны (на концертах со сцены)?
Кого вы видите по утрам в зеркале?
Какой человек привлечет ваше внимание в толпе?
Каких врагов вы уважаете?
Кому вы завидуете?
Вы можете вспомнить эпизод детства, сыгравший решающую роль в вашей жизни?
Задание: Чтобы закрепить материал об интервью, предлагаю поиграть
«Интервью с предметом»
Каждая группа представляет собой какие-либо предметы (лампочки, столы, батареи парового отопления, кроссовки и т.д.) и готовят ряд вопросов для другой группы. Затем организуется «пресс-конференция», в которой принимают участие обе стороны.
Например: за стол садятся две «лампочки» и «две пары кроссовок. Все остальные начинают задавать им вопросы, соответствующие выбранному образу. Выигрывают те участники, чьи вопросы и ответы окажутся наиболее оригинальными и интересными.
ЗАГОЛОВОК
Каким может быть заголовок
Предложение, фраза из текста:
«Чудеса и превращения начинаются!»;
«В гостях у волшебной палочки» и т.д.
Одно емкое слово:
«Волшебство»;
«Серпантин»;
«Улыбка».
Пословица, поговорка, крылатое выражение:
«Стань добрее – будешь веселее».
Знакомое, применяемое часто в жизни выражение:
«Чудеса средь бела дня»;
«В добрый час».
Обращение, просьба, призыв, утверждение, вопрос:
«Где бывает Новый год?»;
«Откуда берется веселье?»;
«Даешь хорошее настроение!».
Строчки из песен:
«Что тебе подарить?»;
«И хорошее настроение не покинет больше Вас»;
«Если радость на всех одна».
Строчки из стихотворения:
«Говорят под Новый год …»;
«Дедушка Мороз, что ты нам принес?».
Смешные словосочетания (переделки):
«Честное волшебное»;
«Подаркины радости».
Междометия:
«Вот это да!»;
«Ну и ну!».
Задание 1: Давайте вернемся к вашим веселым подписям под картинками, хотели бы вы их изменить, если да, то почему?
Задание 2: Подпишите статьи. Придумайте им свои заголовки. А потом сравним с оригиналом.
Новости.
Играющие сидят в кругу лицом внутрь. Ведущий сообщает сидящему слева, что у него ужасная новость - случилось землетрясение, например. Тот передает следующему, что есть и хорошая новость - развалилась школа и теперь еще долго не будет уроков. Следующий передает дальше снова плохую новость, следующую из предыдущей, например, что мы все теперь будем глупыми и неграмотными и так далее. /Представляете вчера выпал первый снег/
ВЕРСТКА
Главная цель макета - пробудить в людях желание читать статьи и создавать привлекательные, выразительные полосы. Но макет также - возможность для вас как редактора показать читателям ваши приоритеты, статьи и темы, которые кажутся вам важными.
Макет - это комментарий посредством дизайна. Как и в мастерстве письма, здесь важна мысль, лежащая в основе конструкции, а не только то немногое, что видно невооруженным глазом.
основные правила верстки
1. Полосы внутри раздела должны различаться.
Это либо основная статья, набранная в три колонки, с паспортной фотографией, либо статья на четыре колонки с фотографией в рост. Вы придадите свежесть и энергию страницам новостей, если будете варьировать макет - на одних страницах статьи будут набраны в две колонки, на других - в четыре.
2. Иллюстрации также должны быть разнообразными.
Это означает, что иллюстрации не только должны различаться по объему и формату, быть не только горизонтально и вертикально вытянутыми: они также должны быть различны по своей природе. Нет закона, гласящего, что страницы новостей следует иллюстрировать фотографиями; вы можете использовать также карандашные рисунки, компьютерную графику, осветленные снимки.
ПРИНЦИПЫ ВЕРСТКИ
Как показывают исследования, люди воспринимают компоненты полосы в таком порядке:
основная фотография,
самый большой заголовок,
правый верхний угол страницы,
любая статья с иллюстрацией,
затем все статьи в зависимости от размера их заголовков.
Всех без исключения читателей раздражает, если страница не сфокусирована на чем-то, когда на полосе нет ни одной броской статьи или иллюстрации. Такие макеты скучны, сбивают с толку, затрудняют чтение.
1. Первое, что надо определить для каждой полосы, - объем и формат основного текста и фотографии. Не пытайтесь втиснуть в квадратную форму снимок, изображение на котором требует прямоугольного формата.
2. Сделайте фотографию как можно более крупной и не допускайте, чтобы другие иллюстрации забивали ее. Каждая полоса должна быть визуально сфокусирована, и если на ней располагаются несколько фотоснимков примерно одного размера, фокуса не будет. Читатель будет рыскать глазами по странице в поисках основного материала - и не сможет его найти. Правильный подход к делу поможет вам выбрать один по-настоящему сильный снимок и дать ему достаточно места на полосе.
3. Заголовок основной статьи должен быть как минимум на сорок процентов крупнее всех заголовков на полосе. Что толку иметь основную статью, о которой никто не знает, что она - основная.
4. Группируйте сходные по содержанию небольшие материалы вместе.
Коротенькие информационные заметки, спортивные результаты и другие подобные материалы следует группировать воедино. Читателю будет намного удобнее, если все они будут находиться в одном месте, а вам будет проще создать хороший макет страницы.
5. Не допускайте, чтобы в нижней части полоса распадалась на множество мелких заметок. Это называется «Эффект водопада». Лучше поместить одну большую статью на всю ширину свободного пространства в нижней части полосы либо переместить туда рекламу.
6. Не следует располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом. Например, если статья шириной в три колонки находится над другой статьей той же ширины, ее заголовок можно расположить на одной колонке - на средней.
9. Старайтесь не выстраивать заголовки в одну линию.
Заголовки, сталкивающиеся друг с другом, затрудняют чтение. А расположенные бок о бок заголовки одинаковой ширины затрудняют его еще больше. Если же эти заголовки достаточно объемны, то их легко принять за единое целое. Этого опять-таки легко избежать, используя фотографии.
11. Помните: выделить все - не выделить ничего.
Задание: Решите, чему вы уделите главное внимание. Ведь вопросов в вашей голове множество?
Вопрос-Ответ.
Для этой игры каждому играющему потребуются ручка и два небольших листочка бумаги. Каждый играющий пишет на первом листке какой-нибудь вопрос, как будто он задает его в радиопередаче или посылает в известный журнал, например "как приготовить жареное мороженое?", желательно, чтобы вопрос был достаточно остроумным. Далее все вопросы собираются в шляпу, перемешиваются и в случайном порядке снова раздаются играющим, каждый из которых пишет ответ на попавшийся ему вопрос, на втором своем листке. Процедура сдачи и перемешивания повторяется, но каждый получает уже вопрос с ответом, затем все по очереди читают то, что у них в итоге получилось.
Подведение итогов. «Разговор по кругу»
что запомнилось?
Чему научились?
Что вызвало затруднение?
Настроение: нарисуйте рожице то выражение, которое соответствует вашему настроению на занятии.
КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ЗАГОЛОВОК | Одно емкое слово | | |
Строчка из песни | | |
Строчка из стихотворения | | |
Призыв, восклицание | | |
Вопрос | | |
Крылатое выражение | | |
Пословица, Поговорка | | |
Междометие. | | |
Настроение
Деление на группы
1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| | | | |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| | | | |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| | | | |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| | | | |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| | | | |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 |