Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.»
МБОУ «Нижнеказанищенская гимназия им. А. Акаева» Мастер-класс по читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе. Учитель начальных классов Исмаилова А. А.
Цель: поделиться опытом работы по формированию читательской грамотности через разные типы заданий при работе с текстом.
Задачи:
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными приёмами и типами заданий;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах, индивидуальная работа).
Функциональная грамотность:
- Читательская грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление.
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Читательская грамотность:
2
1
Опора на внетекстовые знания:
- Понимать различные формы представления информации
- Применять информацию из текста в измененной ситуации
- Критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации
Опора на текст:
- Размышлять над содержанием
- Излагать мысли о прочитанном
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
1.приветствие
2
3
1
ДЗМ4стреYGWKO956svbЗАLG
Лишний пазл и есть слово
В
Развитие познавательного интереса.
- Цель методики: оценка переключения, устойчивости, распределения и объема внимания. Позволяют детям развивать свои навыки логического мышления, а также способствуют развитию креативности и усидчивости.
Команды:
2
3
1
Что мы знаем о …
2.Разминка. «Мозговой штурм»
2
3
1
«Мозговой штурм»
- Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.
2.Разминка. «Чтение в кружок»
Читай – Отвечай – Передавай Слушай – Думай - Задавай
3
2
1
Чтение в кружок
- Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
- Также мы можем на этом этапе использовать приём «Тонкий и Толстый вопрос». Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
- Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Тонкие вопросы могут начинаться со слов Кто? Что? Как? Когда? Где?
- Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Толстые вопросы могут начинаться со слов: объясните почему ? Почему вы считаете? В чем различие? И т.д.
Словарная работа. «Шерлок»
Детям предлагается соединить понятие и его определение, опираясь на контекст или же соединить неизвестное слово с его определением интуитивно.
3. Музыкальный конкурс
- МИМ-ТЕАТР
- СМЕНА ИНТОНАЦИИ
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Мим-театр и смена интонации
- Данный прием способствует развитию творческих способностей, тренировке фантазии и воображения.
синквейн о…
4. Конкурс капитанов
2
3
1
Басня
Синквейн
- 1. Существительное (тема).
- 2. Два прилагательных (описание).
- 3. Три глагола (действие).
- 4. Фраза из четырех слов (описание).
- 5. Существительное (перефразировка темы)
- Пока капитаны пишут синквейны остальным можно
предложить выдать паспорт героям
Синквейн
- Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Паспорт литературного героя
Создай паспорт.
- Суть приёма «Создай паспорт» в том, что осмысление прочитанного помогает в составлении обобщённой характеристики изучаемого явления по определенному плану.
Вставьте заголовок слайда
5. Домашнее задание
3
2
1
техника
с дырками
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Мнемотехника
- Прием мнемотехники направлен на заучивание произведения, опираясь на сюжетные образные картинки.
Мнемотехника
«Пол-арбуза»
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты...» — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!»
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
«Письмо с дырками»
- «Письмо с дырками» предполагает пропуск значимых слов в тексте.
- Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Стрекоза и Муравей
- Попрыгунья __________ Лето ____________ пропела; Оглянуться______________, Как ________ катит в глаза. ____________ чисто поле; Нет уж ________ тех _________ боле, Как под каждым ей __________ Был готов и _____, и ____. Всё прошло: с _________ холодной Нужда, ________ настает; ___________ уж не поет: И кому же в ___ пойдет На желудок петь_________! _______ тоской удручена, К Муравью __________она:
Инсценировка.
- Для развития креативности и творческого потенциала можно предложить подготовить инсценировку разным группам схожих басен. Например, И. Хемницера, Жан де Лафонтена, современной интерпретаций басен.
Инсценировка басни в современной интерпретации.
Подведение итогов.
Приемы:
Работа с текстом
- Мозговой штурм
- Чтение в кружок
- Шерлок
- Толстый и тонкий вопрос
Разв.позн.инт.
Шифр, Пазл
Ребус
Творчество
- Смена интонации
- Инсценировка
Характеристика героев
Развитие памяти
- Мнемотехника
- Пол-арбуза
- Письмо с дырками
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Чтение – ничто;
Осмысленное чтение – кое-что;
Чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство.
А.С. Пушкин.
СПАСИБО!