СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.»

     МБОУ «Нижнеказанищенская  гимназия им. А. Акаева»   Мастер-класс  по читательской грамотности  на уроках литературного чтения  в начальной школе.    Учитель начальных классов  Исмаилова А. А.

МБОУ «Нижнеказанищенская гимназия им. А. Акаева» Мастер-класс по читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе. Учитель начальных классов Исмаилова А. А.

Цель:  поделиться опытом работы по формированию читательской грамотности через разные типы заданий при работе с текстом. Задачи: раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными приёмами и типами заданий; отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах, индивидуальная работа).

Цель:  поделиться опытом работы по формированию читательской грамотности через разные типы заданий при работе с текстом.

Задачи:

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными приёмами и типами заданий;
  • отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах, индивидуальная работа).
 Функциональная грамотность: Читательская грамотность  Естественнонаучная грамотность  Математическая грамотность   Финансовая грамотность  Глобальные компетенции  Креативное мышление. Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

Функциональная грамотность:

  • Читательская грамотность 
  • Естественнонаучная грамотность 
  • Математическая грамотность 
  • Финансовая грамотность 
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление.

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

 Читательская  грамотность: 2 1 Опора на внетекстовые знания: Понимать различные формы представления информации  Применять информацию из текста в измененной ситуации  Критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации Опора на текст:  Умение понимать текст  Размышлять над содержанием  Излагать мысли о прочитанном Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

Читательская грамотность:

2

1

Опора на внетекстовые знания:

  • Понимать различные формы представления информации

  • Применять информацию из текста в измененной ситуации

  • Критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

Опора на текст:

  • Умение понимать текст

  • Размышлять над содержанием

  • Излагать мысли о прочитанном

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

1.приветствие 2 3 1 Соберите пазл. Расшифруйте. ДЗМ4стреYGWKO956svbЗАLG Лишний пазл и есть слово Разгадай ребус  В

1.приветствие

2

3

1

  • Соберите пазл.
  • Расшифруйте.

ДЗМ4стреYGWKO956svbЗАLG

Лишний пазл и есть слово

  • Разгадай ребус

В

Развитие познавательного интереса. Цель методики:   оценка переключения, устойчивости, распределения и объема внимания. Позволяют детям развивать свои навыки логического мышления, а также способствуют развитию креативности и усидчивости.

Развитие познавательного интереса.

  • Цель методики:   оценка переключения, устойчивости, распределения и объема внимания. Позволяют детям развивать свои навыки логического мышления, а также способствуют развитию креативности и усидчивости.
Команды: 2 3 1

Команды:

2

3

1

 Что мы знаем о … 2.Разминка. «Мозговой штурм» 2 3 1

Что мы знаем о …

2.Разминка. «Мозговой штурм»

2

3

1

«Мозговой штурм» Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

«Мозговой штурм»

  • Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.
2.Разминка. «Чтение в кружок»  Читай – Отвечай – Передавай  Слушай – Думай - Задавай 3 2 1

2.Разминка. «Чтение в кружок»

Читай – Отвечай – Передавай Слушай – Думай - Задавай

3

2

1

 Чтение в кружок Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Также мы можем на этом этапе использовать приём «Тонкий и Толстый вопрос». Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Тонкие вопросы могут начинаться со слов Кто? Что? Как? Когда? Где? Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Толстые вопросы могут начинаться со слов: объясните почему ? Почему вы считаете? В чем различие? И т.д.

Чтение в кружок

  • Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
  • Также мы можем на этом этапе использовать приём «Тонкий и Толстый вопрос». Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
  • Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Тонкие вопросы могут начинаться со слов Кто? Что? Как? Когда? Где?
  • Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Толстые вопросы могут начинаться со слов: объясните почему ? Почему вы считаете? В чем различие? И т.д.
 Словарная работа. «Шерлок» Детям предлагается соединить понятие и его определение, опираясь на контекст или же соединить неизвестное слово с его определением интуитивно.

Словарная работа. «Шерлок»

Детям предлагается соединить понятие и его определение, опираясь на контекст или же соединить неизвестное слово с его определением интуитивно.

 3. Музыкальный конкурс МИМ-ТЕАТР СМЕНА ИНТОНАЦИИ   Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

3. Музыкальный конкурс

  • МИМ-ТЕАТР
  • СМЕНА ИНТОНАЦИИ

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

 Мим-театр и  смена интонации Данный прием способствует развитию творческих способностей, тренировке фантазии и воображения.

Мим-театр и смена интонации

  • Данный прием способствует развитию творческих способностей, тренировке фантазии и воображения.
 синквейн о… 4. Конкурс капитанов 2 3 1 Басня

синквейн о…

4. Конкурс капитанов

2

3

1

Басня

Синквейн 1. Существительное (тема). 2. Два прилагательных (описание). 3. Три глагола (действие). 4. Фраза из четырех слов (описание). 5. Существительное (перефразировка темы)  Пока капитаны пишут синквейны остальным можно  предложить выдать паспорт героям

Синквейн

  • 1. Существительное (тема).
  • 2. Два прилагательных (описание).
  • 3. Три глагола (действие).
  • 4. Фраза из четырех слов (описание).
  • 5. Существительное (перефразировка темы)
  • Пока капитаны пишут синквейны остальным можно

предложить выдать паспорт героям

Синквейн Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Синквейн

  • Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Паспорт литературного героя

Паспорт литературного героя

Создай паспорт.  Суть приёма «Создай паспорт» в том, что осмысление прочитанного помогает в составлении обобщённой характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Создай паспорт.

  • Суть приёма «Создай паспорт» в том, что осмысление прочитанного помогает в составлении обобщённой характеристики изучаемого явления по определенному плану.
Вставьте заголовок слайда 5. Домашнее задание 3 2 1 Пол-арбуза Мнемо- техника Письмо с дырками Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

Вставьте заголовок слайда

5. Домашнее задание

3

2

1

  • Пол-арбуза
  • Мнемо-

техника

  • Письмо

с дырками

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

Мнемотехника Прием мнемотехники направлен на заучивание произведения, опираясь на сюжетные образные картинки.

Мнемотехника

  • Прием мнемотехники направлен на заучивание произведения, опираясь на сюжетные образные картинки.
Мнемотехника

Мнемотехника

«Пол-арбуза» Попрыгунья Стрекоза  Лето красное пропела;  Оглянуться не успела,  Как зима катит в глаза.  Помертвело чисто поле;  Нет уж дней тех светлых боле,  Как под каждым ей листком  Был готов и стол, и дом.  Всё прошло: с зимой холодной  Нужда, голод настает;  Стрекоза уж не поет:  И кому же в ум пойдет  На желудок петь голодный!  Злой тоской удручена,  К Муравью ползет она:   «Не оставь меня, кум милой!  Дай ты мне собраться с силой  И до вешних только дней  Прокорми и обогрей!» —  «Кумушка, мне странно это:  Да работала ль ты в лето?»  Говорит ей Муравей.  «До того ль, голубчик, было?  В мягких муравах у нас  Песни, резвость всякий час,  Так, что голову вскружило». —  «А, так ты...» — «Я без души  Лето целое всё пела». —  «Ты всё пела? это дело:  Так поди же, попляши!» Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

«Пол-арбуза»

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты...» — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!»

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

«Письмо с дырками» «Письмо с дырками» предполагает пропуск значимых слов в тексте. Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

«Письмо с дырками»

  • «Письмо с дырками» предполагает пропуск значимых слов в тексте.
  • Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Стрекоза и Муравей Попрыгунья __________  Лето ____________ пропела;  Оглянуться______________,  Как ________ катит в глаза.  ____________ чисто поле;  Нет уж ________ тех _________ боле,  Как под каждым ей __________  Был готов и _____, и ____.  Всё прошло: с _________ холодной  Нужда, ________ настает;  ___________ уж не поет:  И кому же в ___ пойдет  На желудок петь_________!  _______ тоской удручена,  К Муравью __________она:

Стрекоза и Муравей

  • Попрыгунья __________ Лето ____________ пропела; Оглянуться______________, Как ________ катит в глаза. ____________ чисто поле; Нет уж ________ тех _________ боле, Как под каждым ей __________ Был готов и _____, и ____. Всё прошло: с _________ холодной Нужда, ________ настает; ___________ уж не поет: И кому же в ___ пойдет На желудок петь_________! _______ тоской удручена, К Муравью __________она:
Инсценировка. Для развития креативности и творческого потенциала можно предложить подготовить инсценировку разным группам схожих басен. Например, И. Хемницера, Жан де Лафонтена, современной интерпретаций басен.

Инсценировка.

  • Для развития креативности и творческого потенциала можно предложить подготовить инсценировку разным группам схожих басен. Например, И. Хемницера, Жан де Лафонтена, современной интерпретаций басен.
Инсценировка басни  в современной интерпретации.

Инсценировка басни в современной интерпретации.

Подведение итогов.

Подведение итогов.

 Приемы: Работа с текстом Мозговой штурм Чтение в кружок Шерлок Толстый и тонкий вопрос    Разв.позн.инт. Шифр, Пазл Ребус  Творчество Мим-театр Смена интонации Инсценировка Характеристика героев Развитие памяти Синквейн  Паспорт Мнемотехника Пол-арбуза Письмо с дырками Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

Приемы:

Работа с текстом

  • Мозговой штурм
  • Чтение в кружок
  • Шерлок
  • Толстый и тонкий вопрос

Разв.позн.инт.

Шифр, Пазл

Ребус

Творчество

  • Мим-театр
  • Смена интонации
  • Инсценировка

Характеристика героев

Развитие памяти

  • Синквейн

  • Паспорт
  • Мнемотехника
  • Пол-арбуза
  • Письмо с дырками

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

 Чтение – ничто; Осмысленное чтение – кое-что; Чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство. А.С. Пушкин.   СПАСИБО!

Чтение – ничто;

Осмысленное чтение – кое-что;

Чтение осмысленное и прочувствованное совершенство.

А.С. Пушкин.

СПАСИБО!