Урок № 30 География, 8 класс. Дата____________
Тема: Реки России.
Цели урока: выявить особенности рек России; углубить знания обучающихся о российских реках; определять типы питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам; составлять описание рек по типовому плану; раскрывать значение рек для человека; объяснять понятия «режим реки», «расход воды», «годовой сток», «падение реки», «уклон реки».
Планируемые результаты:
Предметные: формирование представлений и знаний о реках России и их особенностях, о принадлежности рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока, о расходе воды, годовом стоке, падении, уклоне и режиме реки.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом параграфа и картами атласа; 2) осуществлять смысловое чтение и делать самостоятельные выводы; 3) анализировать рисунки; 4) создавать схемы.
Личностные: понимание значения рек для человека и хозяйства России.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, карты — физическая карта России, «Годовой речной сток», «Типы питания рек», «Сроки замерзания рек», «Принадлежность рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока», виде урок «Реки России», презентация «Реки России», мультимедийный комплекс.
Ход урока
Организационный момент Приветствие. Проверка готовности.
Актуализация опорных знаний
Работа в контурной карте
Задание:
Мотивация учебной деятельности
К бассейну какого океана относится Каспийское море? (море внутреннего сток)
Почему это море-озеро не пересыхает, находясь в климатических условиях с недостаточным коэффициентом увлажнения. (впадают реки Волга, Урал и др.)
Являются ли реки ценностью для человека? Если да, то в чём эта ценность?
Целеполагание.
Оформите конспект: дата, тема
По словам «помощникам» домыслите цель урока: (Слайд 3)
Изучим понятия: «режим реки», «расход воды», «годовой сток», «падение реки», «уклон реки»;
Определим типы питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам;
Изучение нового материала
Важнейшие характеристики рек
Задание:
Просмотреть видео урок «Характеристики реки» (Слайд 4)
Оформить конспект: определения «расход реки», «годовой сток», «падение реки», «уклон реки»
Выполнить самостоятельно решение по определению падения и уклона рек Нева и Ангара (один у доски) (Слайды 5-8)
Промежуточная рефлексия
Особенности российских рек
Задание:
Просмотреть видео урок «Классификация рек России» (Слайд 9)
Какое питание может быть у рек? (снеговое, дождевое, ледниковое и подземными водами)
Анализ рис. 55, с. 109 карта «Типы питания рек»
Оформить конспект: определение «режим реки»
От чего зависит режим реки?
З
аписать и проанализировать схему: (Слайд 10)
ФИЗМИНУТКА
Анализ рис. 57, с. 110 «Принадлежность рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока»
Обозначение крупных рек в контурной карте
Ознакомление с реками - рекордсменами с. 111
Промежуточная рефлексия
Какие особенности имеют российские реки?
Какая зависимость рек от рельефа и климата?
Закрепление нового материала.
Работа в группах
Задание:
Составить описание реки, используя карты атласа с. 26-27 и справочный материал по плану:
План | Описание |
Исток, Н1= ___м | |
Устье, Н2 = ___ м | |
Бассейн | |
Направление течения | |
Длина | (с. 236) | |
Площадь | |
Годовой сток | |
Падение реки | |
Уклон Реки | |
Характер течения | |
Тип питания (с. 109) | |
Режим реки (начало ледостава и ледохода) | |
Рекорд реки (с. 111) | |
Презентация работы в группах
Сравнить результаты работы групп с эталоном (Слайд 11-13)
Провести само- и взаимооценку
Рефлексия
Содержания учебного материала (Слайд 14)
Деятельности
Я научился…
У меня получилось…
Было трудно…
Просчитать итоговую оценку за урок в листе контроля
Эмоционального настроения
Задание:
Выразить свое удовлетворение от урока аплодисментами, чем сильнее аплодисменты, тем больше понравился урок.
Домашнее задание (Слайд 15)
§ 27 пересказ, выучить определения и номенклатуру рек России.