СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по использованию технологии кейс-игры при проведении внеклассных мероприятий

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по использованию технологии кейс-игры при проведении внеклассных мероприятий»

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-ИГРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕКЛАССНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ


Цель мастер-класса: актуализация знаний педагогов по использова- нию технологии кейс-игры в воспитательной деятельности.

Задачи:
  • расширить знания участников мастер-класса о технологии кейс-игры и еѐ применении в воспитательной деятельности классного руководи- теля;

  • способствовать формированию навыков практической работы над кейсом.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, кар- точки для практической работы, мультимедийная презентация по теме.

Ожидаемый результат:

участники мастер-класса получат знания

    • о том, что представляет собой технология кейс-игры;

    • об особенностях применения данной технологии в воспи- тательной деятельности классного руководителя;

    • о том, какие воспитательные задачи решаются при исполь- зовании кейс-игр;

    • о разновидностях данной технологии;

    • о правилах и алгоритме разработки кейсов.


Ход мастер-класса:
  1. этап. Приветствие. Вводное слово. Вхождение в тему.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Целью моей воспитательной работы в классе является воспитание высоконравственной, образованной, творческой личности. В рамках прове- дения внеклассных мероприятий я применяю такие воспитательные техноло- гии, как: технология системного мышления; критического мышления; арт- технология; кейс-технология; игровые технологии. Использую в работе такие методы и приемы как диспут, дискуссия, конференция, конкурс, викторина, презентация, синквейн, тренинг, интеллектуальная и ролевая игра.

Одной из интересных современных технологий, используемых мной в воспитательной работе с классом, является интерактивная технология «кейс

  • игры».

Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, знакома ли вам данная технология? Используете ли вы ее в работе?

Сегодня мы рассмотрим один из вариантов практического применения технологии кейс – игры в школе. Целесообразно использовать данную техно- логию в большинстве модулей рабочей программы, а именно: «Классное ру- ководство», «Самоуправление», «Школьный урок», «Профориентация», «Ра- бота с родителями», «Профилактика», «Курсы внеурочной деятельности».

  1. этап. Теоретическая часть. Обоснование основных идей кейс- технологии, актуальных при использовании ее в работе с детьми

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализо- вана в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология ста- ла внедряться лишь последние 3-4 года. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов), который способствует формированию функцио- нальной грамотности. Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.

Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Метод кейс игры способствует развитию умений:

    • анализировать ситуации;

    • оценивать альтернативы;

    • выбирать оптимальный вариант решений;

    • составлять план осуществления решений.

И как результат - устойчивый навык решения практических задач Эффективность кейс-метода заключается в следующем:

  1. развитие навыков структурирования информации;

  2. актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

  3. эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

  4. разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верно- го решения;

  5. повышение мотивации на расширение базы теоретического зна- ния для решения жизненных задач.

Виды кейсов, которые можно использовать на классных часах и вне- урочных мероприятиях:

  • метод инцидентов;

  • игровое проектирование;

  • ситуационно ролевая игра;

  • метод дискуссии;

  • кейс – стадии.

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматри- вать как особенно приближенную к практике, где получение информации со- ставляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую исто- рическую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определѐнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и меж- групповые дискуссии.

Кейс – стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез про- блемы и на принятие решений. Совместными усилиями группа обучающихся анализирует представленную ситуацию, разрабатывает варианты проблем, находит их практическое решение, оценивает предложенные алгоритмы и выбирает лучший из них.


Виды кейсов по способу представления материала:

Кейс может быть представлен в виде текста, содержащего жизненную ситуацию, цитаты, проблемного вопроса, видеоролика, отрывка из литера- турного произведения, отрывка фильма и т.д.

Печатный кейс может содержать графики, таблицы, диаграммы, ил- люстрации, что делает его более наглядным.

Мультимедийный кейс – мультимедийная презентация.

Видео кейс - может содержать фильм (отрывок фильма), аудио- и ви- деоматериалы.

Требования к содержанию кейса:

  1. Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

  2. Информация может быть представлена неполно, т.е. носить ориенти- рующий характер.

  3. Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Примерная структура кейса:

  1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни.

  2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст ме- ста, особенности действия или участников ситуации.

  3. Комментарий ситуации, представленный автором.

  4. Вопросы или задания для работы с кейсом.

  5. Приложения.

Кейс – это единый информационный комплекс, который, как правило, состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для ана- лиза кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.


  1. этап. Практическая часть. Проведение кейс-игры. Знакомство с алгоритмом проведения технологии

    1. Сегодня я хотел бы вам показать пример применения данной технологии на классном часе в начальной школе.

Тема: «Лучше по совести»

Цель: раскрытие на конкретных примерах значения понятия «совесть»; воспитание этого качества у детей.

Задачи:
  1. Способствовать формированию у обучающихся представления о понятии «совесть» как важнейшего морально-этического регулятора поведе- ния человека.

  2. Создать условия для формирования культуры общения (комму- никативные умения).

  3. Развить умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также способность признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Участники мастер–класса разделены на 6 рабочих групп. Каждая груп- па имеет свой номер. У каждой группы имеется раздаточный материал: кон- верт с набором слов, карточками с номерами (приложение 1), карточками для выполнения задания (приложение 2).

Уважаемые коллеги, вы разделены на рабочие группы. Вам предстоит работать в команде.


Задание 1

Составить предложения из слов.

  1. Фролов извинился перед учителем;

  2. Фролов сразу отнес найденную открытку учителю;

  3. Фролов не признался девочке в содеянном поступке и оставил деньги себе;

  4. Фролов признался, что нашел открытку и отдал еѐ девочке;

  5. Фролов обманул девочку, сказав, что видел, как кто-то поднимал открытку;

  6. Фролов вернул открытку, но сказал, что деньги потерял.


Задание 2

У каждой группы на столе заранее заготовлена карточка с номером фразы, которая является началом продолжения истории.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам придумать продолжение истории героя видеоролика. У вас на столе карточка с номером. Этот номер соответ- ствует номеру фразы на слайде. Данная фраза является началом вашего рас- сказа.

Каждая группа представляет свое завершение истории. Из каждого продолжения становится понятно, какой вариант выбора для героя был бы правильным.

Уважаемые коллеги, именно в этот момент происходит формирование

«я-позиции» у каждого ученика, формируется умение анализировать ситуа- ции, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решений, со- ставлять план осуществления решений.


Просмотр второй части видеоролика.

После просмотра проводится анализ поступка героя, соотнесение с личной позицией учеников, а так же определение тем для обсуждения на по- следующих занятиях. Опора на опыт участников: «Как вы бы поступили в подобной ситуации? Почему?».


Задание 3 (индивидуальное)

Для рефлексии можно использовать упражнение, которое позволит еще больше погрузить учеников в тему занятия, отследить сформированность личных качеств у каждого отдельного ученика, а также будет способствовать развитию самоанализа, побуждать к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов. Таким образом, в данной технологии реализуется и индивидуально-личностный подход.

Упражнение «Минута раскаяния»

Минуту подумаем и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам стыдно, мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуй- те написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас.

После выполнения данного упражнения дети по желанию сдают ли- сточки. Количество сданных листов указывает на доверительное отношение класса к классному руководителю, позволяет отследить откры- тость/замкнутость обучающихся. Содержание написанного является еще од- ним из способов выявления учеников группы риска, что позволяет опреде-

лить проблемы и более грамотно построить дальнейшую воспитательную ра- боту как с целым классом, так и индивидуальную.


3.2. Создание кейсов

Уважаемые коллеги, после ознакомления с примером проведения кейс- игры, с требованиями к их структуре попытайтесь самостоятельно составить кейс-игру для классного часа.

На карточках у каждой группы записана тема классного часа (прило- жение 2). Ваша задача – подумать и самим разработать кейс-игру, которую можно использовать на данном тематическом классном часе. На разработку игры дается 5 минут, разрешается использование интернет-ресурсов.

Работа проводится в группах, по окончании – совместно рассмотреть предложенные варианты кейс-метода.

3.4. Рефлексия

  • Было ли сложно при разработке игры? В чем заключались сложности?

  • С каким этапом справились быстрее (этап был наиболее прост для проработки)?

  • Где в системе воспитательной работы можно использовать данную разработку?

Метод кейс – игры можно использовать не только на классных часах, но и на уроках, а также на родительских собраниях. Данная форма проведе- ния родительских собраний является нестандартной, поэтому родители ак- тивно принимают участие в работе.

Классный час - это возможность для учителя доверительно поговорить с детьми о самом важном и интересном для них. И разговор этот не ограни- чен ни рамками школьной программы, ни формой организации.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам, не бояться ис- пользовать кейс-метод в работе, особенно в воспитательной, т.к. он направ- лен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на раз- витие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала, а главное

  • на развитие функциональной грамотности обучающихся.









Ссылка на презентацию мастер-класса:

Приложение 1


1. Фролов извинился перед учителем.

2. Фролов сразу отнес найденную открытку учителю.

3. Фролов не признался девочке в содеянном поступке и оставил деньги себе.

4. Фролов признался, что нашел открытку и отдал еѐ девочке.

5. Фролов обманул девочку, сказав, что видел, как кто- то поднимал открытку.

6. Фролов вернул открытку, но сказал, что деньги поте- рял.



1

2

3

4

5

6

Приложение 2


Тема

«Правила общения в сети Интернет»

Цель


Метод


Краткое опи- сание кейс - игры


Рефлексия




Тема

«Свобода не есть вседозволенность!»

Цель


Метод


Краткое опи- сание кейс - игры


Рефлексия





Тема

«Дружба»

Цель


Метод


Краткое опи- сание кейс - игры


Рефлексия


Тема

«Вредные привычки»

Цель


Метод


Краткое опи- сание кейс - игры


Рефлексия




Тема

«Добро и зло»

Цель


Метод


Краткое опи- сание кейс - игры


Рефлексия





Тема

«Чистота залог здоровья»

Цель


Метод


Краткое опи- сание кейс - игры


Рефлексия