Занятие № 1
Детские игрушки ( кукла «нухуко» у ненцев и кукла «акань» у хантов).
Цель: Дать представление об истории возникновения и технологии изготовлении традиционных кукол народов Севера.
Задачи:
1. Познакомить детей с традиционной игрушкой народов Севера.
2. Научить детей изготавливать ненецкую игрушку-куклу «Нухуко» и хантыйскую куклу «Акань».
Ученик должен узнать:
1. Историю возникновения традиционной куклы народов Севера.
Ученик должен научиться:
1. Делать куклу.
2. Шить на куклу одежду.
Содержание занятия:
-
Историческая справка о хантыйской кукле «Акань»
-
Историческая справка о ненецкой кукле «Нухуко»
-
Технологическая карта изготовления кукол и обработки клюва.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы, цели урока.
II. Объяснение нового материала.
1. Историческая справка о хантыйской кукле «Акань»
В этнографической литературе исследованию кукол обских угров посвящены отдельные статьи и обзорные материалы общесибирского характера. В этих работах, основанных на музейных коллекциях конца 19в – первой половины 20 века, описаны два традиционных типа кукол:
-кукла, головку которой заменяет клюв водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой; на нее нашивались вертикальные цветные полоски сукна, сверху надевалась меховая одежда, имитирующая взрослую;
-кукла, головка и одежда которой делались из ткани, «Лицо состояло из целого ряда цветных полос, концы которой завертывались, чтобы удлинить тело куклы» (Рейнсон-Правдин).
Отсутствие в куклах отличительных признаков человека – черт лица, туловища, рук, ног – отмечалось исследователями как свидетельство архаической природы детской куклы, сохранившейся у обских народов; были поставлены вопросы семантики куклы, требующие своего разрешения.
Рассмотрим подробнее типологию кукол. Первоначальная схема ее остается прежней. Первый архаический тип – кукла с головкой из утиного клюва. Она имела широкое распространение у ненцев и северных хантов, зафиксирована у восточных хантов, т.е. могла быть общим для всех «архетипом». Характерно, что она бытовала и бытует ныне, наряду со вторым типом кукол из ткани, – которые, видимо, «вышли» из нее, учитывая, что ткань является поздним материалом. В этой связи обращает на себя внимание конструктивная особенность тряпичной куклы: головкой ее и, одновременно, основой является вертикаль, образованная полосой свернутой в несколько слоев ткани, перегнутой надвое в средней части, образующей верхушку. Именно она заменяет теперь клюв утки – архаический тип головки,– который в соответствии с символическим характером изобретательности столь выразительно подчеркивал идею вертикали в изображении человека; мы знаем по одежде, какая важная семантическая роль отводится вертикали, наряду с горизонталью.
У кукол северных хантов, являвшихся предметом описания этнографов, этот конструктивный элемент проявляется в чистом виде. Он, правда, не был «замечен», возможно, и потому, что в старых куклах верхняя часть, «лицо», закрывалась горизонтальными цветными полосками, которые все внимание акцентировали на себе. Зато в локальных вариантах этого типа, особенно при сравнительном анализе кукол восточных хантов – юганских, аганских и тромаганских, пимских – этот конструктивный элемент максимально выявляет свою формообразующую функцию.
И вновь прослеживается преемственность – внутри типа: развитие формы головки идет, исходя из свойств материала, ткани, обладающей такими качествами, как декоративность цвета, пластичность. Горизонтальные «закрывающие» полоски у восточных хантов отсутствуют, вернее, видоизменяются – здесь сама вертикальная основа набирается из ряда цветных контрастных полос; они образуют на сгибе скругленную форму, и моделирует «лицо». Моделировка головки стремится к форме полуовала и близка к фигуративности утиной головки.
Обратимся к семантическому образу утки, водоплавающей птицы, который лег в основу обской куклы. Данные этнографии и фольклора дают множество материалов о связи этого образа с идеей продолжения рода, охранительной функцией. В образе гуся в фольклоре выступает Калтащ, которая заботилась о людях, «следила за рождением детей», называлась «Земная мать» или «Нижнего мира мать». В этом же образе «Весеннего гуся, осеннего гуся облик, имеющий богатырь», «Гусь богатырь» выступает сын Калтащ - «за миром наблюдающий человек».
С образом птицы устойчиво связано представление о душе человека – как идеи связанности с верхним миром; а с водоплавающей птицей – представление о душе предков и идее вечного обновления жизни.1
При первом знакомстве с декоративно-прикладным искусством народа ханты и ненцы поражает не только изящество и своеобразная красота одежды, предметов быта, орудий труда и средств передвижения, но и удивительная простота и точность исполнения. Все виды традиционного прикладного искусства народов, выразительного и своеобразного, представляют собой наиболее ранний этап развития культуры, который прошли многие народы мира. Среди наиболее ярких форм изобразительного искусства это – резьба по кости и дереву, берестяные изделия, удивительно красочные орнаменты на одежде, обуви, предметах обихода, игрушки. Игрушки, выполненные в технике аппликации, вышивки бисером. Этот вид декоративно-прикладного искусства у обско-угорских народов является особо привлекательным и доступным для детей.
Обско-угорская народная игрушка яркая, красочная и выразительная. Ее мотивы разнообразны, а пропорции четко соблюдены. Цветовая гамма узоров, орнаментация соответствуют декору народной аппликации обско-угорских народов. Умение северного жителя видеть художественный образ в привычных предметах поистине уникально, и прививается с детства. Девочек с детства приучали к мысли, что она будущая хозяйка, мать. Хантыйская кукла «Акань» очень схожа с ненецкой куклой «Нухуко» и представляет собой фигурку женщины, девушки, мужчины, ребенка, старика и старухи. У девочки целое кукольное хозяйство, она одевает, кормит. Куклы всегда были рядом с девочками, словно настоящие члены семьи. Если родители собирались в гости, девочка заранее шила куклу в подарок родственнице и также сама получала в подарок куклу. Первую куклу девочке шил кто-нибудь из взрослых. Позднее у нее появляется маленький «тунчанг» - сумочка для рукоделия, детская игольница и начинается игра-работа.
И.Гудков во время своих путешествий по Обскому Северу замечает, что игрушки девочек тесно связаны с семейно-хозяйственным бытом. «Здесь мы видим куклы, незатейливую домашнюю утварь и посуду: ступу и пест, которые служат для толчения «порсы» (муки, сделанной из мелкой сушеной рыбешки) деревянную колотушку для расколачивания оленьих сухожилий при изготовлении из них ниток; берестяные кузовки, служащие детям одновременно в качестве игрушек и сосудов для сбора ягод и хранения рыбьего жира. Игрушки подготавливают девочку к роли хозяйки».
У кукол нет лица, рук и ног, это связано с религиозным запретом: придав кукле человеческий облик, злой дух может вселиться в куклу, и может принести несчастье ее владелице. Поэтому от греха подальше, детские куклы не имеют лиц, ног, рук.
Таким образом, как бы оберегали ребенка от злых сил. Наряду с этим куклу связывали с культом умерших, и она служила вместилищем духа. Не удивительно, что согласно поверью, кукла может ожить, особенно если она имеет лицо, и тем более, если на ее лице изображены глаза. Обычай не расписывать лицо куклы был распространен в древнейшей Руси, сохранился у многих народов на долгое время.2
2. Историческая справка о ненецкой кукле «Нухуко».
С детства ребёнка окружают игрушки. С их помощью ребёнок открывает для себя мир и постигает накопленный поколениями опыт. У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены. Представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрную посуду, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие - луки, мечи, фигурки людей. Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Кукла «Нухуко» сшита из клюва утки, это не только потому, что выбор материала для изготовления кукол ограничен, здесь заложен глубокий смысл, т.к. птица в представлении ненцев соединяет все три мира: не только верхний со средним - земным, но еще и с нижним, миром предков. Ненцы считали, что птицы являются чистыми, невинными и летают к Нуму (богу). Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Кукла участвовала в обрядах. Куклы, явно также магического характера, и выполняли в свое время роль оберегов от зла. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, рождалось чувство красивого. Эти игрушки продолжали использовать как необходимые, хотя и не отдавали себе отчет, в чем собственно состоит их необходимость. В XVII – начало XX вв. как предполагают некоторые этнографы, они считались покровителями детей, поскольку с птицей были связаны представления о духах неба. Вероятно, если не все, то некоторые куклы играли подобную роль. В МАЭ хранится кукла-сядэй, сделанная для мальчика и данная ему “на счастье”. У взрослых женщин тоже есть куклы, которые играют роль хранителя очага, семейного благополучия, покровителем и оберегом на охоте, рыбалке. Одна такая кукла-оберег, хранящаяся в МАЭ, из кусочков ткани, с лицом из медной монеты, дана была ненцем своему взрослому сыну при отправлении его на зимовку. Она должна была охранять последнего. Следует в то же время отметить, что семантика, связанная с детской куклой, не была в свое время достаточно изучена, и с этой точки зрения некоторые высказанные в связи с ней мнения не являются достаточно убедительными. В наше время куклы не имеют такого религиозного значения как раньше, но к ним относятся с некоторым суеверием. Куклы всегда сопутствуют человеку. Они украшали наш быт, радовали глаз. Кукол любят и дети и взрослые. Для детей они забава, игра; взрослые же с удовольствием любуются ими, они напоминают им об игре и переносят их в мир детства. Игрушки применяются как оберег дома и развлечение ребенка. Но игра - священный процесс познания мира, а значит, игрушки священны. Они по-прежнему остаются оберегами.3
Лет с шести - семи девочки учатся шить куклы, лица, которых выполнены из утиного клюва, вместо туловища пришиваются кусочки цветной ткани и меха с орнаментом, напоминающим национальную одежду. Мать обдирает шкурку с утиной головы, вместе с носом сушит и отдает дочери, обучаясь шитью, девочка одевает своих кукол – в ягушку, малицу, платья, заплетает им из ниток косы.
Куклы изготовляли в большом количестве, но по форме они были однообразны. Некоторые куклы шились из обрывков оленьих шкур, другие имели одежду, сшитую из меха или сукна, третьи, наиболее многочисленные, состояли из лоскутка материи, к которому была пришита верхняя часть клюва птицы (дикой утки, гаги, гуся, турпана, лебедя), заменявшая голову. К клюву прикрепляли косы (если кукла изображала женщину), а на кусочек ткани надевали меховую шубку или несколько шубок — малиц и парок, украшенных полосками цветного сукна и довольно точно передающих покрой ненецкой одежды. На тряпочку-туловище нашивали несколько узких цветных полосок сукна.
Куклы изображали мужчин и женщин, детей в колыбельках. Куклы различались не только по одежде, но и по другим признакам. Так, по словам Г.Д. Вербова, голова из утиного клюва принадлежала кукле-женщине, голова из гусиного клюва — мужчине. Соответственно клювик утенка принадлежал кукле-девочке, клювик гусенка — мальчику (Г.Д. Вербов, устное сообщение, 1938 г.). Клюв иногда заменяли чуркой, монетой, глиняным черепком, кусочком стекла и т.д. Куклам шили спальные мешки, одеяльца и другие вещи.
Дети составляли из кукол целые семьи, приглашали в “чум”, составленный из трех палочек, “гостей” и разговаривали с ними. Обычно мать советует дочери, как лучше одеть куклу. К шести годам у девочек появляется свой специальный мешочек для рукоделия (туча), в котором находятся лоскутки для шитья, игольница, иголка, наперстница, наперсток, а также все необходимое для плетения бисером, штопки.
В такие самодельные куклы, сшитые из ткани, сукна или меха, дети играли в прошлые века и в начале нашего столетия. С появлением русских кукол, заграничных «Барби» ханты стали забывать свои традиционные игрушки. Сейчас куклы «Акань» и «Нухуко» редкость и увидеть их можно только на выставках, виде сувенирчиков. Можно сшить куклу и из других материалов – сукна, меха молодого оленя, белки, пушистых шкурок с утиных голов и из утиных клювов. Главное, чтобы кукла всегда носила яркий национальный характер.
Игрушка в культуре, игрушка для ребенка – всегда нечто большее, нежели просто предметный носитель некоторой общественно необходимой суммы знаний, умений и навыков, в целях которого она и создается взрослым сообществом.
По мнению ученых, искусство обско-угорских народов – это живая этнография в современном мире, уходящая своими корнями в глубокую древность. Поэтому каждая вещь, изготовленная северными мастерицами, является не только бытовым предметом, но и памятником культуры.
Кукла рассматривалась как эталон рукоделия. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. Процесс изготовления куклы требует не только сноровки, но и знания определенных тонкостей. Сначала кукла была ритуальной, а уже потом стала использоваться в качестве игрушки для детей. Поэтому каждая деталь имеет смысловую нагрузку.4
-
Технологическая карта изготовления кукол и обработки клюва.
Обработка клюва для изготовления кукол состоит из нескольких этапов. Приложение 1.
Технология изготовления куклы с головой утки. Приложение 2.
Технология изготовления куклы с головой из ткани. Приложение 3
III Закрепление
Контрольные вопросы:
-
Как называется традиционная кукла у ханты? Ненцев?
-
Назовите два традиционных типа кукол.
-
Почему образ утки лег в основу обской куклы?
-
С чем связаны представления об утке у народов обских угров?
IV. Подведение итогов. Ре Обработка клюва
Этап работы | Вид работы | Эскиз | Инструмент |
1 | Сделать надрез для снятия шкурки | | Нож, подкладная доска |
2 | Снять шкурку с головы с сохранением части клюва | | Нож, подкладная доска |
3 | Отделить нижнюю часть клюва от головы | | Нож, подкладная доска |
4 | Промыть в воде шкурку, приклеить на газету, просушить в течение 4-5 часов | | Клей, газета |
5 | Размять шкурку на заготовке, очистить верхнюю часть клюва. | | |
флексия. Технологическая карта изготовления куклы.
Этап работы | Вид работы | Эскиз | Инструмент |
1 | Для изготовления косы, скрутить нитки мулине, украсить бисером или лентами | | Ножницы, цветные ленты, мулине, бисер |
2 | Прикрепить получившуюся косу к внутренней части клюва | | Игла, нитки, ножницы |
3 | Изготовить выкройку из цветного сукна, для одежды | | Карандаш, мел, ножницы |
4 | Отделать выкройку полосками ткани, бисером, пайетками | | Игла, ножницы, нитки, цветные ленты, бисер, пайетки |
5 | Прикрепить одежду к внутренней стороне в основании клюва | | Игла, нитки, ножницы |
Приложение 3.
Технология изготовления куклы с головкой из ткани.
Этап работы | Вид работы | Эскиз | Инструмент |
1 | Кусочек ткани прямоугольной формы, скручиваем в трубочку и по середине сгибаем пополам (Моделировка головки стремится к форме полуовала и близка к фигуративности утиной головки.) | | Ножницы, мел, иголка, нитки |
2 | Для изготовления косы, скрутить нитки мулине, украсить бисером или лентами | | Ножницы, цветные ленты, мулине, бисер |
3 | Прикрепить получившуюся косу к изготовке головы | | Иголка, нитки |
4 | Изготовить выкройку из цветного сукна, для одежды | | Карандаш, мел, ножницы |
5 | Отделать выкройку полосками ткани, бисером, пайетками | | Игла, ножницы, нитки, цветные ленты, бисер, пайетки |
6 | Края одежды отделать мехом | | Игла, нитки, ножницы |
6 | Прикрепить одежду к приготовленной основе головы | | Игла, нитки, ножницы |
1 «Обские Угры» научное издание. Культурное наследие народов Западной Сибири. -Тобольск-Омск, 1999г.
с. 15
2 А.М. Сязи. Орнамент и вещь в культуре хантов нижнего приобья. Изд-во томского университета, 2000г,
с. 35
3 Хомич Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. – С.-Петербург: «Русский двор», 1995, с. 197-205.
4 Интернет материал
9