Мастер –класс по развитию речи на логопедических занятий у учащихся 1 классов с ОНР и ТНР
Слайд
1
Добрый день, уважаемые члены жюри и участники конкурса. Зовут меня Пеструилова Светлана Олеговна. Мне 44 года. С 2015 г. Я работаю в школе № 12 им. Маршала Жукова. Начинала свою профессиональную деятельность с работы учителя –логопеда а с 2011 г. Занималась в развивающих детских центрах Геленджика
Слайд 2
В 1998 г окончила РГУ в г. Ростове-на-Дону по специальности филолог, учитель русского языка и литературы.
Слайд 3
Общий трудовой стаж 22 года
Педагогический стаж 16 лет
Логопедический 5 лет
Слайд 4
Ежедневно работаю с детьми ОВЗ с 1 по 9 классы. В логопедической группе 35 детей. 15 из них 1 класс.
Инновации в работе
Принципы профессиональной деятельности
Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.
2. Принцип системности.
3. Принцип наглядности, способствующий повышению мыслительных способностей детей.
4. Принцип уважительного отношения к ребенку.
5. Принцип свободы выбора – как создание условий для саморазвития творческих способностей ребенка.
6. Принцип учета индивидуальных особенностей.
7. Принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач процесса образования детей.
Слайд 5
Экспертная и консультативная
Учебно-воспитательная
Научно-исследовательская
Культурно-просветительская
Слайд 6
Диагностическая и коррекционная
Экспертная и консультативная
Учебно-воспитательная
Научно-исследовательская
Культурно-просветительская
Слайд 7
В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Часто учащиеся 1-х классов сталкиваются с серьезными трудностями в овладении навыками чтения и письма. В частности, это проявляется при написании итоговых контрольных работ, где основным умением является способность быстро, внимательно и осознанно прочитать текст, для того чтобы выполнить дальнейшие задания. Мне часто приходиться сталкиваться в работе с тем, что у многих ребят нарушение чтения и письма приводит еще к более серьезным нарушениям. Диагноз : нарушение чтения и письма порой приводит к тому, что ребенок отказывается от общения со сверстниками.
Слайд 8
Распространенность нарушений чтения и письма среди детей 1-4 классов довольно высока. По данным различных авторов среди учащихся 7-8 летнего возраста детей с нарушениями чтения от 3 до 7-8%. А при отклонениях в развитии процент среди детей достигает 50-60%. Одним из таких отклонений является общее недоразвитие речи и тяжелое нарушение речи у детей ОВЗ , которое является серьезным препятствием для усвоения программного материала.
Слайд 9
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Я считаю, что эту проблему можно решить, если обучение по формированию навыка чтения и письма проводить в определенной системе. Позвольте познакомить Вас с системой логопедических занятий, которую я активно использую в своей работе.
Слайд 10
Занятия подобраны от простого к сложному. От усвоения букв алфавита до чтения слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.
Итак, первый блок составляют упражнения и игры, направленные на заучивание букв алфавита
Игры с разрезной азбукой в целях усвоения букв алфавита.
Быстрому заучиванию букв помогает такой игровой приём: учитель прочитывает по два раза каждую из пяти букв, смешивает их и вынимает по одной. Правильно прочитанные буквы ученик берёт себе, а неправильно – остаются у учителя. Постепенно количество букв увеличивается, и дети запоминают все буквы алфавита.
Эффективному усвоению букв алфавита помогают и другие упражнения.
Работа с таблицей.
Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают согласные одного ряда. Ориентирование на бумаге.
Дети запоминают предложенный им ряд букв и записывают на листке бумаги расположение их по памяти.
Упражнения с таблицей Шульте.
Ребёнок должен как можно быстрее найти буквы алфавита, по порядку называя их вслух и показывая карандашом.
"Зеркало» Буквы – модницы смотрят в зеркало. Какие это буквы?
Полустёртые буквы.
Шалунья – резинка стерла части букв. Давайте попробуем догадаться, какие это были буквы.
После успешного усвоения букв алфавита можно переходить к их слиянию. (второй блок)
Слитное прочтение двух рядом стоящих букв.
Сначала двух гласных, потом – гласного с согласным, затем – согласного с гласным, и, наконец, одного согласного звука с другим согласным и гласным.
Соединить в слово два гласных звука для ребёнка легче, так как он не ограничен временем прочтения каждой буквы. Независимо от воли обучаемого переход от одного звука к другому здесь происходит плавно, а ускорение прочтения уже самого первого слова способствует усвоению речевым аппаратом самого навыка такого перехода.
Прочтение первых слогов /ам, он, ап/ позволяет ребёнку освоить буквы, ощутить процесс перехода от одного звука к другому. А это значит, что для прочтения прямого слога ему остаётся лишь соединить согласный звук с гласным.
Чтение простейших трёхбуквенных слов.
Здесь применяется приём наращивания уже известных ученику двухбуквенных слов дополнительной буквой в начале, в середине или в конце слова так, чтобы получилось новое, уже трехбуквенное слово, например: ам – сам, ик – тик, он – сон, ох – мох и т. д.
Эффективность такого перехода к чтению трёхбуквенных слов очень высока, так как ученику в каждом образованном таким образом слове встречается только одна относительно новая буква.
Постепенно меняя в трёхбуквенных словах всего по одной букве, создаются целые цепочки новых трёхбуквенных слов, каждое из которых довольно легко прочитывается учениками, так как относительно новой для них в прочитываемом слове всякий раз опять же оказывается только одна буква из всех (ад – сад – суд – сед – дед – бед).
Игры и упражнения, применяемые на данном этапе обучения.
Детям очень нравятся упражнения на тренировку восприятия, предложенные Ли Кларком. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки.
Для развития избирательного внимания используется игра «Найди слово». Дети должны найти среди сочетаний букв слова, прочитать их.
«Четвёртый лишний».
Данное упражнение привлекает своим разнообразием. Выделение лишнего слова производится детьми по разным признакам.
По отличному от других слов гласному звуку, находящемуся в середине слова; по отличному первому звуку в слове (гласный – согласный); по количеству гласных в слове (лишнее слово с двумя, а не одной гласной); лишнее слово – отличающееся последним звуком.
Чтение по «ролям».
Вид работы, развивающий такие свойства внимания, как избирательность, способность к переключению. Напоминает традиционное чтение по цепочке и отличается тем, что ребенок должен читать только слова с заданной буквой (каждый ребёнок – со своей).
"Цепочка слов"
Дети выстраивают цепочку из слов, обращая внимание на первые и последние буквы в словах.
И, наконец, третий блок, - это чтение по слогам (слов, фраз, предложений, текстов).
Чтение однослоговых слов со стечением согласных в конце слова.
В практике обучения замечено, что всем детям, и тем более детям, имеющим речевое недоразвитие, намного легче читать слова, в которых согласный звук, а тем более два или три следуют после гласного и намного труднее, если слово начинается с нагромождения согласных звуков.
Исходя из этих особенностей нашего речевого аппарата, и предлагается обучать детей чтению сначала слов со стечением согласных в конце слова.
Например: бокс, борт, борщ, волк, диск и т. д.
Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.
Например: брат, врач, джаз, друг, знак, клён и т. д.
Чтение наиболее трудных однослоговых слов.
Любая трудность в прочтении любого слова в первую очередь определяется сложностью слогов, составляющих слово, и лишь затем их количеством. Овладение навыками прочтения самых трудных однослоговых слов в значительной мере предрешает успех прочтения в дальнейшем слов любой сложности. Для данной группы упражнений берутся все однослоговые слова, в которых при одном гласном звуке сосредоточено от 3-х до 5-и согласных звуков. Например: вдруг, вздох, центр, штраф, спорт, столб, штурм и т.п.
Чтение двуслоговых слов.
На этом этапе обучения игры и упражнения становятся более разнообразными и направленными, как на совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного, так и на развитие всех познавательных процессов. Я использовала такие упражнения как, «Финиш», «Фотоглаз», чтение за диктором и др. Особенно нравится детям игра в «Домино».
Чтение текста с пропущенными словами.
Листочками закрывается по одному слову в предложении. Дети должны догадаться при чтении и назвать его.
2. Игра в прятки.
Учитель начинает читать начало или окончание предложения, а дети должны найти данное предложение.
3. Мнимое слово.
В ходе чтения неправильно произносится слово, дети прерывают чтение, произносят и читают слово правильно.
4. Фотоглаз
Считывание слов с доски по одному. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное слово могло и отсутствовать.
5. Финиш
Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос, описание, мысли (сформулируйте теми же словами, что и в тексте или другими.
Чтение слов с твердым и мягким знаками /ъ, ь/.
Первые занятия на данном этапе обучения следует посвятить чтению слов с твердым знаком. Дети с ОНР, естественно, встретят затруднения в таких словах, и тогда логопед предлагает воспользоваться правилом: часть слова после ъ прочитывается так же, как если бы мы начинали читать новое слово. То есть, вместо Ъ можно представить просто пустое место. Но так как все же это одно слово, придумали место раздела заполнять нечитаемой, молчащей, немой буквой Ъ. Недаром Ъ иногда так и называют – разделительный знак. Примерно с третьего-четвертого занятия приступаем к чтению слов с Ь. Детям поясняется, что Ь – это буква, тоже не имеющая собственного звучания, но смягчающая произношение впереди стоящей буквы. Сначала дети читают пары букв с Ь и без Ь и сравнивают их звучание, потом упражняются в чтении слов с Ь и без Ь, и только потом знакомятся с чтением слов с мягким знаком внутри слова.
Чтение трехслоговых слов и словосочетаний из трехслоговых слов.
Отработка чтения таких слов и словосочетаний никаких особенностей не имеет. Дети уже владеют навыками слитного чтения слов из двух слогов, поэтому внимание уделяется только отбору речевого материала в соответствии с возрастом и речевым развитием детей с ОНР. Основное условие – соблюдение принципа постепенного усложнения речевого материала и систематическое выполнение упражнений. Виды работ здесь могут применяться самые разнообразные, как и те, которые использовались на более ранних этапах обучения.
И, наконец, чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.
К этому этапу дети овладевают способностью правильного и достаточно быстрого чтения, поэтому с удовольствием читают любые тексты, доступные их пониманию. Лучше всего, если это будут небольшие рассказы и сказки.
У детей расширяется словарный запас, уточняется смысловое значение многих слов. Детям с ОНР чтение по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи.
Слайд 11
Конечно, данные упражнения не новы для нас, но именно в такой системе они дают положительный результат и могут быть использованы как дополнительный материал при формировании навыка чтения и письма у младших школьников с ОНР ТНР.
А закончить свое выступление мне бы хотелось еще одним ярким примером из моей практики.
Спасибо за внимание.