СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер -класс по рассказу Замятина "Дракон" .Можно дать перед изучением поэмы "12" для понимания отношения писателя к револции

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по литературе»

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ     ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В «БРЕДОВОМ МИРЕ» РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (ПО РАССКАЗУ Е.И. ЗАМЯТИНА «ДРАКОН») МАСТЕР-КЛАСС учителя МАОУ СОШ №19 г.Димитровграда Калашниковой Марины Николаевны

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В «БРЕДОВОМ МИРЕ» РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

(ПО РАССКАЗУ Е.И. ЗАМЯТИНА «ДРАКОН»)

МАСТЕР-КЛАСС

учителя МАОУ СОШ №19 г.Димитровграда

Калашниковой Марины Николаевны

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ (ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ) -  11 класс (как общеобразовательный, так и профильный- социально-гуманитарный) ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА-  Трансляция педагогического опыта освоения и применения на практике технологии развития критического мышления через чтение и письмо

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ (ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ) -

11 класс (как общеобразовательный, так и профильный- социально-гуманитарный)

ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА-

Трансляция педагогического опыта освоения и применения на практике технологии развития критического мышления через чтение и письмо

ЗАДАЧИ: - показать на практике приемы работы с текстом в рамках данной технологии, - проследить результаты нового подхода к литературоведческому анализу эпического текста в школе, - продемонстрировать связь между критическим прочтением авторского текста и созданием собственного,  - показать эффективность использования технологии в рамках подготовки к итоговой аттестации выпускников по русскому языку, -повысить интерес к творческому наследию Е. И. Замятина.

ЗАДАЧИ:

- показать на практике приемы работы с текстом в рамках данной технологии,

- проследить результаты нового подхода к литературоведческому анализу эпического текста в школе,

- продемонстрировать связь между критическим прочтением авторского текста и созданием собственного,

- показать эффективность использования технологии в рамках подготовки к итоговой аттестации выпускников по русскому языку,

-повысить интерес к творческому наследию Е. И. Замятина.

Главное – подготовить учеников к жизни в обществе, научить их сотрудничать и уживаться с людьми в современном мире  Одна из целей – научить работать с текстом научным и художественным и создавать собственные творческие письменные работы . РКМЧП Творческое сотрудничество ученика и учителя, необходимость развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу

Главное – подготовить учеников к жизни в обществе, научить их сотрудничать и уживаться с людьми в современном мире

Одна из целей – научить работать с текстом научным и художественным и создавать собственные творческие письменные работы .

РКМЧП

Творческое сотрудничество ученика и учителя, необходимость развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу

В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: ФАЗА ВЫЗОВА  ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛА  ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  • ФАЗА ВЫЗОВА
  • ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛА
  • ФАЗА РЕФЛЕКСИИ
Е. И. ЗАМЯТИН «ДРАКОН»

Е. И. ЗАМЯТИН «ДРАКОН»

КЛАСТЕР КОГТИ ОГОНЬ ПЕЩЕРА ЛЕГЕНДА ИГРА СТРАХ

КЛАСТЕР

КОГТИ

ОГОНЬ

ПЕЩЕРА

ЛЕГЕНДА

ИГРА

СТРАХ

«Чтение с остановками» Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане -- слева, справа, вверху, внизу -- голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь -- белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи. На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху -- пустые. И дыра в тумане: рот.

«Чтение с остановками»

Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане -- слева, справа, вверху, внизу -- голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь -- белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху -- пустые. И дыра в тумане: рот.

 Кто же оказывается драконом в рассказе?   Правильными ли были наши первые ассоциации?   В каком мире существует дракон?   Какую черту подмечает автор в образе дракона?  - Как вы понимаете слово «драконо-люди»?
  • Кто же оказывается драконом в рассказе?
  • Правильными ли были наши первые ассоциации?
  • В каком мире существует дракон?
  • Какую черту подмечает автор в образе дракона?
  • - Как вы понимаете слово «драконо-люди»?
Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим: -- ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает! -- Ну, и что же -- довел? -- Довел: без пересадки -- в Царствие Небесное. Штыком. Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.

Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

-- ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

-- Ну, и что же -- довел?

-- Довел: без пересадки -- в Царствие Небесное. Штыком.

Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.

- Что проясняет диалог?  - Обратите внимание на речь дракона. Как она характеризует героя?  - Какая черта в очередной предстает перед нами, усиленная лексическим повтором?  - Каковы ваши предположения по поводу дальнейшего развития действия?
  • - Что проясняет диалог?
  • - Обратите внимание на речь дракона. Как она характеризует героя?
  • - Какая черта в очередной предстает перед нами, усиленная лексическим повтором?
  • - Каковы ваши предположения по поводу дальнейшего развития действия?
И вдруг -- из пустых рукавов -- из глубины -- выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу -- и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана. -- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость! Дракон сбил назад картуз -- и в тумане два глаза -- две щелочки из бредового в человечий мир. Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их -- в бредовом мире -- не было слышно. Скрежетал трамвай. -- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты! Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул -- и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное. Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку. Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.

И вдруг -- из пустых рукавов -- из глубины -- выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу -- и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.

-- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!

Дракон сбил назад картуз -- и в тумане два глаза -- две щелочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их -- в бредовом мире -- не было слышно. Скрежетал трамвай.

-- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!

Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул -- и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.

Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.

Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.

 Оправдались ли наши предположения по поводу финала?   В чем неожиданность развязки?  По каким признакам мы это определили?  - В чем неожиданность поступка дракона?   Что меняется в его образе?
  • Оправдались ли наши предположения по поводу финала?
  • В чем неожиданность развязки?

  • По каким признакам мы это определили?
  • - В чем неожиданность поступка дракона?
  • Что меняется в его образе?
«Двойной дневник» Цитата Комментарий Люто замороженный, Петербург горел и бредил Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди дыра в тумане: рот несся вон из мира трамвай оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть Оксюморон  Метафора   Метафора  … …   …

«Двойной дневник»

Цитата

Комментарий

Люто замороженный, Петербург горел и бредил

Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане

Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир

драконо-люди

дыра в тумане: рот

несся вон из мира трамвай

оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть

Оксюморон

Метафора

Метафора

Кластер  БРЕДОВЫЙ МИР УБИЙСТВО РЕВОЛЮЦИЯ ДРАКОН ЖИЗНЬ ДУША СОЛДАТ ГЛАЗА

Кластер

БРЕДОВЫЙ МИР

УБИЙСТВО

РЕВОЛЮЦИЯ

ДРАКОН

ЖИЗНЬ

ДУША

СОЛДАТ

ГЛАЗА

 Творческая интерпретация информации:   прием «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе);  прием «Напишите письмо» ;  прием «Нарисуйте бредовый мир» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы) ;  прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).

Творческая интерпретация информации:

  • прием «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе);
  • прием «Напишите письмо» ;
  • прием «Нарисуйте бредовый мир» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы) ;
  • прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).