ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В «БРЕДОВОМ МИРЕ» РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
(ПО РАССКАЗУ Е.И. ЗАМЯТИНА «ДРАКОН»)
МАСТЕР-КЛАСС
учителя МАОУ СОШ №19 г.Димитровграда
Калашниковой Марины Николаевны
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ (ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ) -
11 класс (как общеобразовательный, так и профильный- социально-гуманитарный)
ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА-
Трансляция педагогического опыта освоения и применения на практике технологии развития критического мышления через чтение и письмо
ЗАДАЧИ:
- показать на практике приемы работы с текстом в рамках данной технологии,
- проследить результаты нового подхода к литературоведческому анализу эпического текста в школе,
- продемонстрировать связь между критическим прочтением авторского текста и созданием собственного,
- показать эффективность использования технологии в рамках подготовки к итоговой аттестации выпускников по русскому языку,
-повысить интерес к творческому наследию Е. И. Замятина.
Главное – подготовить учеников к жизни в обществе, научить их сотрудничать и уживаться с людьми в современном мире
Одна из целей – научить работать с текстом научным и художественным и создавать собственные творческие письменные работы .
РКМЧП
Творческое сотрудничество ученика и учителя, необходимость развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу
В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
- ФАЗА ВЫЗОВА
- ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛА
- ФАЗА РЕФЛЕКСИИ
Е. И. ЗАМЯТИН «ДРАКОН»
КЛАСТЕР
КОГТИ
ОГОНЬ
ПЕЩЕРА
ЛЕГЕНДА
ИГРА
СТРАХ
«Чтение с остановками»
Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане -- слева, справа, вверху, внизу -- голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь -- белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.
На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху -- пустые. И дыра в тумане: рот.
- Кто же оказывается драконом в рассказе?
- Правильными ли были наши первые ассоциации?
- В каком мире существует дракон?
- Какую черту подмечает автор в образе дракона?
- - Как вы понимаете слово «драконо-люди»?
Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
-- ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
-- Ну, и что же -- довел?
-- Довел: без пересадки -- в Царствие Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.
- - Что проясняет диалог?
- - Обратите внимание на речь дракона. Как она характеризует героя?
- - Какая черта в очередной предстает перед нами, усиленная лексическим повтором?
-
- - Каковы ваши предположения по поводу дальнейшего развития действия?
И вдруг -- из пустых рукавов -- из глубины -- выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу -- и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
-- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз -- и в тумане два глаза -- две щелочки из бредового в человечий мир.
Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их -- в бредовом мире -- не было слышно. Скрежетал трамвай.
-- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул -- и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.
Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
- Оправдались ли наши предположения по поводу финала?
- В чем неожиданность развязки?
- По каким признакам мы это определили?
- - В чем неожиданность поступка дракона?
- Что меняется в его образе?
«Двойной дневник»
Цитата
Комментарий
Люто замороженный, Петербург горел и бредил
Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане
Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир
драконо-люди
дыра в тумане: рот
несся вон из мира трамвай
оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть
Оксюморон
Метафора
Метафора
…
…
…
Кластер
БРЕДОВЫЙ МИР
УБИЙСТВО
РЕВОЛЮЦИЯ
ДРАКОН
ЖИЗНЬ
ДУША
СОЛДАТ
ГЛАЗА
Творческая интерпретация информации:
- прием «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе);
- прием «Напишите письмо» ;
- прием «Нарисуйте бредовый мир» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы) ;
- прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).