СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по математике»

МАСТЕР-КЛАСС

«Математика - это удивление,

а через удивление познается мир»

Актуальность проблемы развития творческих способностей студентов объясняется потребностью общества в творчески мыслящих людях.

Я cчитаю, что с развитием творческих способностей вырабатываются у студентов навыки и умения с интересом и продуктивно трудиться, способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях.

Педагогическое мастерство педагога, на мой взгляд, и состоит в том, чтобы умело сочетать различные формы работы: групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее и типичное для групп и индивидуальное для отдельных обучающихся. Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого студента, его индивидуальных особенностей.


Цель: создание условий для развития творческих способностей студентов, формирование умения анализировать, обобщать, сравнивать.



Задачи:

1.формировать устойчивые мотивы к учению;

2.развивать творческие способности через предмет:

а) учить самостоятельно работать;

б) высказывать и проверять предположения, строить догадки;

в) обобщать изученные факты;

г) творчески применять знания в новых ситуациях;

3. развивать нравственное воспитание учащихся через предмет.


3.Ведущая педагогическая идея.

Ведущей идей является отказ от авторитарного характера обучения в пользу поисково-творческого, исключение учебных перегрузок студентов и создание условий для сохранения их здоровья.

  1. Создание атмосферы дружелюбия и увлеченности.

Проблема, как организовать разнообразную творческую деятельность студентов на уроке, какими способами преподнести строгие математические истины, что сделает процесс познания интересным и увлекательным – эти вопросы стоят перед любым преподавателем математики.

Возможности студентов различны, но они должны приводить в движение развитие творческой деятельности на каждом этапе урока.

Для этого важно пробудить мыслительный процесс студента. Большое значение имеет начало урока. Всегда передо мной стоял вопрос, как быстро настроить студентов на работу, но сделать это без «кнута».

. Иногда тему урока зашифровываю ребусом, анаграммой.

Такие организационные моменты не только повышают интерес студентов к предмету, но представляют математику как «замечательную» науку.

В устных упражнениях присутствуют не только задания, связанные с темой урока, но и задачи – шутки, занимательные задачи, головоломки.

Составляя планы, продумывая содержание учебного материала и ход урока, я стараюсь учитывать интересы, склонности, способности и возможности студента

2.Использование исторического и иллюстрированного материала.

Изложение новой темы, нового раздела математики начинаю с вводной части, возбуждающей интерес и внимание студентов.

3-5 минутный увлекательный рассказ, связанный с историей математики, дает возможность показать студентам, что математика как наука возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека


3.Использование нестандартных задач.

Чтобы у подростка выработалось положительное отношение к людям, к самому себе, развивались творческие способности, нужно чтобы окружающая жизнь, его деятельность требовали от него активного выражения этого отношения. Одним из эффективных средств является решение задач, полезных и интересных из общетехнических дисциплин, биологии, географии, задач, связанных с будущей профессией.

Нестандартная задача в большинстве случаев воспринимается как вызов интеллекту, и порождает потребность реализовать себя в преодолении препятствия, в развитии творческих способностей.

4.Задания со сменой установки.

Это позволяет мне не только проверить знания студентов по теме, но и развивать у них зрительную память, быстроту реакции, внимание.

Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигур). Студентам предлагается запомнить их в том же порядке. Затем задание убираю, а студенты должны ответить на вопросы устно или письменно.

Например:

52. 0. 45. 248. 1941.

1. Сколько всего чисел?

2. На каком месте стоит число, которое не является натуральным?

3. На каком месте стоит трехзначное число?

4. Назовите первое число?

5. Какому историческому событию соответствует последнее число?


5.Занимательные задачи.

Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость от выполнения однообразных упражнений можно с помощью занимательных задач

Такие задачи полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету. В таких задачах математика предстает перед студентами новой гранью. Занимательность не исчерпывается только задачами.

Это может быть юмор, доступный пониманию детей, софизм, логический парадокс, интересный исторический факт, пословицы, которые можно применить к математическим чертежам (приложение1).

Логический парадокс.

Если лжец говорит про себя, что он лжец, то кто он?

Исторический факт.

Известный древнегреческий ученый Пифагор установил замечательные соотношения между гипотенузой и катетами в прямоугольном треугольнике. А еще он и олимпийский чемпион в кулачном бою (по боксу).

6. Использование дидактических игр.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес студентов к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Одно из направлений такого поиска связано с разработкой и внедрением учебных игр. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у студентов вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Использую дидактические игры на различных этапах урока.

Обучающей будет игра, если студенты, участвуя в ней, приобретают новые знания и умения, или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.

8. Лабораторные и практические работы.

Положительную роль в развитии математического мышления и творческой деятельности играют лабораторные и практические работы.

В процессе их выполнения студенты, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые математические определения, совершенствуют свои знания, вырабатывают умения пользоваться ими, обнаруживают связь математики с жизнью.

Примеры практических работ, которые я использую в своей практике:

1.Задания по вычислению объемов, площадей;

2.Вычерчивание диаграмм;

3.Составление разного рода смет;

4. Моделирование.

9.Домашние творческие работы.

Главная моя забота на уроке – активная творческая познавательная и практическая деятельность студентов.

Я стараюсь спланировать эту деятельность, подготовить необходимые учебные материалы, что во многом обеспечивает мне успех занятий.

У многих студентов наблюдается улучшение мыслительной деятельности, появились навыки логического мышления, а самое главное – появилось чувство уверенности в своих силах, они научились самостоятельно мыслить, применять знания в практической жизни.



Итак,

Методы и формы развития творческой деятельности студентов на уроках математики:

1.Создание атмосферы дружелюбия и увлеченности.

2.Использование исторического и иллюстрированного материала.

3. Использование нестандартных задач.

4. Задания со сменой установки.

5. Занимательные задачи.

6. Использование дидактических игр.

7. Лабораторные и практические работы.

8.Домашние творческие задания















  • Быстрый счёт

  • Умножение на 11: 14*11=154

4+1=5

  • Умножение двузначных чисел (близких):

-2 +3

78*83= 6474 78+3=81

83-2=81

80*81-6=6480-6=6474

Быстрый счёт: умножение палочками


Умножение «палочками»
21х34=714


"ЭКОНОМИКА И МАТЕМАТИКА»



План


1. Теоретическая часть
2. Практическая часть
3. Рефлексия мастер-класса

Ход мастер-класса

Цель: на основе актуальных задач
используя собственный опыт, представить научно-практическую
значимость математических знаний для интеллектуального и
нравственного развития личности.

Модель мастер-класса представляет следующие компоненты:

  • теоретико-аналитический;

  • описательно-методический;

  • деятельностно-практический.

Теоретико-аналитический компонент (актуализация знаний)

Я думаю вы догадались о чем пойдет речь? Да действительно речь пойдет о деньгах а точнее о финансах. Сейчас много говорят о финансовой грамотности этак тема очень актуальна и поэтому я решила взять её на свой мастер
Как известно, основы восприятия окружающего мира, в том числе и финансовых вопросов возникают у человека с ранних лет. Преимущественно в школьном возрасте. Именно поэтому очень важно, чтобы финансовая грамотность детей была правильно сформирована именно в этот период. Эта задача ложиться на родителей и частично на учителей. Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается тривиальным вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?

Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.

Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, а денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

II. Описательно-методический компонент (изучение нового материала)

В концепции модернизации Российского образования подчёркивается: ««Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, ко­торые могут самостоятельно принимать решения, спо­собные к к сотрудничеству, с чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».

Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Рассмотрим, как же можно работать над этим учителю математики.

Это может быть внеурочное занятие, консультация при подготовке учащихся к ОГЭ, ЕГЭ или просто урок. Это блок реальная математика друзья.

Итак я представлю вам фрагмент такого занятия, а точнее интегрированного урока «экономика и математика»

Начнем мы с небольшой теории и посмотрим, знаете ли вы основные экономические термины:

  • Основной закон, в котором отражены экономические основы государства (конституция)

  • Финансовый документ с планом доходов и расходов (бюджет)

  • Стоимость товара, выраженная в деньгах (цена)

  • Финансовое учреждение для накопления денег (банк)

  • Обесценивание денег (инфляция)

  • Сфера обмена денег на товары и услуги, и товары и услуги на деньги (рынок)

  • Обмен товара на товар (бартер)

  • Всеобщий эквивалент, «товар товаров» (деньги)

III. Деятельностно-практический компонент (практикум)

Отлично, а теперь перейдем непосредственно к математике

Нужно составить наиболее экономичную продуктовую корзину. Это задания ОГЭ и ЕГЭ

В таблице представлены цены на продукты в трех торговых точках.

Задание: Выбрать наиболее экономичный продуктовый набор состоящий из – 2б. хлеба, 3кг.мяса,1 кг колбасы,0,5кг. Сыра, 1 чай 1кг.гречки.(сделайте вывод)

«Магнит»

«Сюрприз»

«Гермес»

Мясо

290 руб *3=870

310 руб *3=930

300 руб *3=900

сыр

380 руб. *0,5=190

290 руб *0,5=145

360 руб *0,5=180

колбаса

365 руб *1=365

315 руб *1=315

290руб *1=290

Хлеб

29руб *2=58

30 руб *2=60

31руб *2=62

сахар

65 руб

67 руб

63руб

гречка

85 руб *1=85

92 руб *1=92

83руб *1=83

Чай

150 руб *1=150

165 руб *1=165

165руб *1=165

Рис

68 руб

69

64

итого

1718

1767

1680


Оптимально: 1596

























Приложение 1

Графики функций – пословицы.

  1. Повторение – мать учения.

  1. Любишь с горки кататься, люби и саночки возить.

К



ак аукнется, так и откликнется.