Алгебра, 8 класс. Учитель 1 категории Федорович А.Н.
Тип урока | Комбинированный, |
Цели урока: | Обобщение знаний и умений учащихся, применяемых при решении задач с составлением уравнений. Развитие у учащихся логического мышления, навыков исследовательской и самостоятельной работы, культуры математической речи. Отработка вычислительных навыков. |
Задачи: | Образовательные: отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос. Развивающие: развивать умение самостоятельно принимать решение, доказывать, давать самооценку, выступать в роле эксперта; развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к математике. Воспитательные: воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи по отношению друг к другу. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения. Предметные: умение определять за неизвестное, более удобное значение (не дробное); умение решать линейные уравнения с одной переменной; умение распознавать типы задач; умение решать задачи алгебраическим методом. Метапредметные: Р: умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией; отличать верно выполненное задание от неверного. П: - умение строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. К: - осознание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии; учет разных мнений и интересов и обоснование собственной позиции. |
Методы работы | Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, самостоятельная работа, работа в парах. Методы контроля и самоконтроля: устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль |
Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (по образу), проблемный – объяснение с опорой на наглядность, частично-поисковый. |
Оборудование: | компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями, лист самоконтроля. |
Образовательные ресурсы: | учебник, задачник для подготовки к ОГЭ |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент.( 2минуты) | – Мы друг друга понимаем? – Хорошо всегда считаем? – Все заданья выполняем? – А задачи мы решаем? – На уроке засыпаем? – На уроке мы будем работать под таким эпиграфом: “Повторять да учить – ум точить”. – Как вы понимаете эти слова? | Слушают учителя. (Да, да, да!) (Да, да, да!) (Да, да, да!) (Да, да, да!) (Нет, нет, нет!) (Если мы будем постоянно повторять и учить, то наши знания будут увеличиваться, мы станем умнее.) | Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место. Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе. |
II. Формулирование темы урока.(1 минута) | Формулирование темы (Проблема, побуждающий диалог.) – Посмотрите на слайд, что вы видите. (Слайд 2) - Как вы думаете что мы сегодня будем делать? - Какие типы задач вы знаете?(Слайд №2) -К какому типу относится эта задача? - Каким способом решается эта задача? (слайд №2) (с помощью пропорций? Или эта задача на проценты? Или будем составлять уравнение? По мере надобности) - Составление уравнений в задачах - называется алгебраическим способом решения задач. - кто сможет сформулировать тему нашего урока? | (-текст задачи или задачу) (-Решать задачи) (-Задачи на движение: по суше и по воде, задачи на пропорциональность, задачи на проценты, задачи на составление уравнения.) (-к задачам на составление уравнений) - Будем составлять уравнение. - Тема: Решение задач алгебраическим способом. | Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации. Регулятивные УУД: -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные УУД: -находить и выбирать способ решения. -прогнозировать результат вычисления. -использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. |
III. Актуализация знаний. (5 минут) Упростите выражение (задание №6 из ОГЭ) Найдите значение выражения (задание №9 из ОГЭ) | – А сейчас мы проверим, как вы точите свой ум. Устный счет. Запись примеров на темы: Алгебраические дроби, Квадратные корни. Учащиеся решают примеры по очереди. I.Слайд №3 II.Слайд №4 Проверка вместе с учителем решённых примеров. | Устно решают примеры. Объясняют выбор действия. Рассуждают и отвечают на вопросы | Регулятивные УУД: планируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом). Познавательные УУД: устанавливают закономерность. Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения. |
V.Планирование работы (2 минуты) | Формулирование цели урока. Давайте сформулируем цели. - Скажите тема вам знаком? -что мы будем делать на этом уроке? -Вернёмся к нашей задачи. Повторите, каким способом она решается. - Давайте вспомним алгоритм решения таких задач. ( на слайде 5, появляются последовательно алгоритм решения) 1.Анализ задачи. 2. Перевод задачи на математический язык – введение буквы. (краткая запись) 3.Составление уравнения по условию задачи. 4. Решение полученного равенства. 5. Ответ. 6. Проверка. | -Да. Решать задачи. -Алгебраическим способом или составлением уравнения. Повторить алгоритм решения задач. (Проговаривают, алгоритм решения) | Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные УУД: Умение распознавать задачу и решать её. |
IV. Физминутка (1минута) | Под музыку выполняют движения, повторяют счёт. | Выполнение упражнений детьми | |
VI. Работа над новым материалом на экране и в рабочих тетрадях. (4 минут) | После того, как мы вспомнили алгоритм. Слайд 6 Пошагово прорешаем задачу и запиши её в тетрадь. Появляются слайды с решением задачи. Задача из учебника: В 12 ящиков можно разложить такое же количество яблок, что и в 18 корзин. Определите, сколько килограммов яблок вмещает ящик и сколько корзина, если известно, что в ящик вмещается на 3 кг яблок больше, чем в корзину. | Пишут задачу в тетрадь и озвучивают этапы. | |
VII. Практическая деятельность. Самоопределение к деятельности (3 минут) Взаимопроверка (1минута) | Работа в парах Задача из учебника: №169, с.50. Задача №2 Отдел имеет премиальный фонд, и к концу квартала каждому сотруднику планировалось выдать премию в размере 500 р. Но 2 сотрудника ушли из одела, поэтому каждый получил по 700 р. Сколько рублей было в премиальном фонде? А сейчас проведём взаимопроверку. Слайд 7. Обменялись тетрадями и проверили. (Если решили верно без ошибок ставить 5, одна ошибка 4, две ошибки 3) слайд на доске после решения задачи. | Решение задач. Проверяют решение. | Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные УУД: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение. Познавательные УУД: Умение составлять уравнение по условию задачи |
VIII. Закрепление изученного материала. (4 минуты) проверка (1 минута) Задание из ОГЭ, №22 (2 балла) | Задача №3 Эта задача решается самостоятельно обучающимися. Рыболов проплыл на лодке от пристани некоторое расстояние вверх по течению реки, затем бросил якорь, 2 часа ловил рыбу и вернулся обратно через 5 часов от начала путешествия. На какое расстояние от пристани он отплыл, если скорость течения реки равна 2 км/ч, а собственная скорость лодки 5 км/ч? Отвечают на вопросы: Что взяли за «х»? Какое уравнение составили? Какой ответ получился? Проверка решения задачи. Слайд 8. Решение задачи на экране. | Проверка проводится самостоятельно каждым обучающимся. На экране решение задачи. Обучающиеся обсуждают решение задачи. Высказывания ребят (-Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сделать вычисления. | Коммуникативные УУД: понимать и принимать совместно со сверстниками решение Регулятивные УУД: принимают учебную задачу. Познавательные УУД: Умение составлять уравнение по условию задачи |
IХ. Подведение итогов. (3 минуты) | Закончи предложение. – Какая тема была сегодня на уроке? – Какие виды задач мы решали? – Каким способом мы решали эти задачи? Взяли карточку «Подведение урока» Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я приобрел Я понял что… У меня получилось… Я смог… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… | Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. | Регулятивные УУД: планируют своё высказывание(продумывают, что сказать). Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения. |
Рефлексия. (1минута) | Рефлексия. Лист самоконтроля ученика. | Самооценка обучающихся | Регулятивные УУД: -оценивать свою работу |
Домашнее задание (2 минуты) | Задача№1 (Базовый уровень) В коллекции 85 марок, причем марок на спортивную тематику на 20 больше, чем с животными, и в 3 раза больше, чем с автомобилями. Сколько в коллекции марок каждого вида? Задача №2 (Базовый уровень) Площадь прямоугольника равна площади квадрата. Одна из сторон прямоугольника на 4 см больше стороны квадрата, а другая- на 3 см меньше её. Найдите сторону квадрата. Задача №3 (Повышенный уровень) Туристы проплыли на лодке от лагеря некоторое расстояние вверх по течению реки, затем причалили к берегу и, погуляв 3 часа, вернулись обратно через 5 часов от на- чала путешествия. На какое расстояние от лагеря они отплыли, если скорость течения реки равна 3 км/ч, а собственная скорость лодки 6 км/ч? | Разбор домашнего задания. | |
В коллекции 85 марок, причем марок на спортивную тематику на 20 больше, чем с животными, и в 3 раза больше, чем с автомобилями. Сколько в коллекции марок каждого вида?
Площадь прямоугольника равна площади квадрата. Одна из сторон прямоугольника на 4 см больше стороны квадрата, а другая- на 3 см меньше её. Найдите сторону квадрата.
Туристы проплыли на лодке от лагеря некоторое расстояние вверх по течению реки, затем причалили к берегу и, погуляв 3 часа, вернулись обратно через 5 часов от начала путешествия. На какое расстояние от лагеря они отплыли, если скорость течения реки равна 3 км/ч, а собственная скорость лодки 6 км/ч?