Мастер-класс
«Использование мнемотаблиц на уроках литературы»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а также узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе, активно принимали участие в изучении учебного материала. Но подчас нам приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «ребёнок просто отсиживает урок».
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
Как же помочь детям? Как облегчИть восприятие теоретического материала, научить учащихся самостоятельно рассуждать, делать выводы?
Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике.
Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. (Слайд 2)
(Это все на слайде). Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.
В настоящее время данная технология широко используется методике преподавания.
Феноменальная память - это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют мнемотаблицы. (слайд №3)
(Это в слайде). Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Но бывает так, что ребенку сложно изобразить понятный рисунок. Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала, найти в Интернете). Все мы помним знаменитое стихотворение Лермонтова М.Ю. «Парус», перед вами изображение мнемотаблицы не с рисунками, а с фото из Интернета. (слайд 4)
В 7 классе в 1-м полугодии по программе Чертова Виктора Фёдоровича мы изучали творчество Фёдора Ивановича Тютчева, и домашним заданием было выразительное чтение наизусть стихотворения «Фонтан». Ученик выполнил домашнее задание с помощью мнемотаблицы. Обратите внимание на слайд (слайд 5)
Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту.
Я предлагаю вам текст стихотворения Лермонтова М.Ю. «Утёс», стоящий из двух строф, прошу вас разделиться на две группы. Первая группа изобразит приемом мнемотаблицы 1-ую строфу, вторая – вторую. (5-7 мин.)
Ну, что, уважаемые коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось.
А вот что получилось у меня. (мое изображение)
Хотелось бы внести нотку позитива и представить вашему вниманию фрагмент видео, в котором никто не был знаком с использованием мнемотаблиц.
Видео. Спасибо за внимание!