Мастер-класс
- Здравствуйте, уважаемая комиссия, коллеги!
- Уважаемые коллеги, я родилась в Краснотурьинске, а мои родители из Татарстана. А где родились вы? А вы?
- Мы с вами живем рядом с Уральскими горами, кто-то живет у моря, кто-то живет на Дальнем востоке, но есть одно, что нас объединяет. Как вы думаете, что это? (Мы живем в России - мы россияне).
- Правильно, нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.
- И сейчас, я предлагаю Вам поиграть. Вам нужно выбрать по одному предмету из предложенного набора картинок, который, по-вашему, мнению, в мире считают символом России.
Валенки Сандалии Кеды Кроссовки | Самовар Сковорода Вилка Пиала | Балалайка Скрипка Гитара Барабан | Матрешка Барби Робот Лего |
(Педагоги выбирают)
- Считая все эти предметы символами России в нашем современном мире, мы можем сказать, что они стали историческим прошлым нашей страны. Ведь кто каждый день пьет чай из самовара, играет на балалайке, ходит в валенках, приобретает в качестве подарка матрешку? Хотя матрешку мы можем еще купить.
- Посмотрите, какой красивый сундучок я принесла! А что в нем лежит, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут одной семьей.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы - Матрешки
- Сегодняшние дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки практически нет ни у кого. Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, но ведь именно она всегда несла огромный потенциал социального наследия. Матрешка – самая известная русская игрушка, которая привлекает внимание своей яркой раскраской и вызывает интерес ребенка. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Матрешка помогает в воспитании интереса к истории России, народному творчеству.
- Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша не рассказать!
Очень любят наши детки с тобой вместе поиграть!
Игра 1
(Встают в круг, даю ее в руки каждому участнику по очереди, побуждая их выполнить задание)
У кого в руках матрешка,
Тот потопает немножко!
У кого в руках матрешка,
Тот похлопает в ладошки!
У кого в руках матрешка,
Тот задорно нам сплясал!
Кто матрешку в руки взял,
Тот красиво приседал!
У кого в руках матрешка,
Тот попрыгает немножко!
Кто матрешку в руки взял,
Тот наклоны показал!
Игра 2
- Встаньте в круг, руки за спину, глаза закройте и слушайте внимательно.
Обхожу вокруг участников позади их. Матрешку держу в руке и приговариваю
Хожу, брожу, матрешку в руках держу
Разберу пополам, деткам в руки дам
Незаметно вкладываю по половине матрешки в руки участникам и говорю:
Ты тихонечко сиди, ничего не говори
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Затем говорю:
Матрешка, ты где? Покажись!
Участники, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выходят и соединяют обе половинки так, чтобы совпал рисунок и отдают мне.
Игру повторить несколько раз (первый раз – одна матрешка, затем игру усложнить – несколько матрешек)
-Спасибо за игру! Можете присесть на свои места.
- А сейчас, я предлагаю вам разгадать ребусы.
Родина
Россия
Столица России – город Москва
Береза
Матрешка
Семья
- Матрешку знают не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют, а так же люди дарят друг другу как сувенир. В матрешке скрыт глубокий смысл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются дети, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи.
- И сейчас, я хочу предложить вам создать еще одну семью. Самостоятельно сделать уникальную, сделанную с душой матрешку – одного из членов семьи из фетра. Дедушка у нас уже есть.
- Конечно, Если эту матрешку сшить и набить ватой или другим наполнителем получится очень интересная игрушка. Но мы, сегодня, будем не шить, а склеивать детали.
- Но прежде чем, мы начнем делать, предлагаю поиграть с пальчиками:
Мы красавицы матрешки (сжимать и разжимать пальцы)
Разноцветные одежки (шевелить пальцами)
Раз – Матрена, два – Малаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять (загибаем по очереди пальцы)
Нас не трудно сосчитать (сжимать и разжимать кулаки)
- Вам нужно склеить матрешку по образцу.
Начинаем с головы. На голову приклеиваем волосы.
Платок приклеиваем к основанию
Голову с волосами приклеиваем на платок.
Затем приклеиваем детали декора матрешки.
Ах, матрешечка, матрешка!
Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть!
Можно с нею поплясать,
Рисовать и посчитать!
И узор придумать новый,
Сказку деткам почитать!
Наша русская матрешка
Не стареет много лет,
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет!
- А пока наши педагоги работают, остальным участникам нашего мероприятия я хочу рассказать, как можно использовать матрешку в нашей работе.
1.Во-первых, хочется начать с формирования элементарных математических представлений.
С помощью матрешки дети учатся сравнивать и сопоставлять по их размеру, ширине, высоте, определять их геометрическую форму, изучают понятия «больше» и «меньше», определяют количество кукол в каждой матрешке, учатся считать в прямом и обратном порядке при вытаскивании кукол изнутри друг друга.
2.Во-вторых, матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка. Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики. Ее можно использовать и на физкультурных занятиях. Например: в эстафетах «Добеги до матрешки». А сколько физкультминуток про матрешку существует.
Сколько дидактических игр можно придумать с матрешкой, это и «Собери Матрешку», «Укрась фартук матрешке», «Где живет матрешка», «Найди половинки матрешек», «Домики для матрешек» и многие другие.
3. В-третьих, с помощью матрешки дети могут изучать историю своей страны, ребенок знакомится с русским народным творчеством, традиционной русской культурой. Так, на примере одежды деревянных кукол можно обсудить с детьми, как одевались на Руси в ту или иную эпоху.
Матрешку можно использовать как средство развития знаний о семье и родственных связях. Например, объяснить ребенку особенности родственных связей, можно, поставив задачу такого плана: «В нашей семье есть одна большая матрешка по имени Катя, а другая, поменьше - Валя. Обе они - родные сестры. При этом у Кати есть дочь, которую зовут Саша, а у Вали - сын Паша. Скажите, кем друг другу приходятся Саша и Паша?».
4.Матрешка используется и в художественно-эстетическом развитии ребенка. Это и знакомство детей с декоративно – прикладным искусством. Ее можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию. Для того чтобы ребенку было интересней и познавательней можно использовать художественное слово: это стихи, потешки и песенки о матрешке.
5. И, конечно же, матрешку можно использовать в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи детей. А также дети могут составить небольшой рассказ о матрешке, придумать имена, дать описательную характеристику. Так, дети научатся правильно излагать свои мысли, освоят азы грамотности, а также отработают коммуникативные способности, что важно для будущей взрослой жизни.
- И вот наши самодельные матрешки из фетра готовы! А какие они яркие и красивые у нас получились.
- Посмотрите, какая большая и дружная семья у нас получилась.
А КОГДА СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТО И ДУША НА МЕСТЕ
- Всем спасибо за участие!