Цель: повысить уровня профессиональных компетентностей учителей, участников мастер – класса, рассмотрев особенности реализации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира.
Задачи:
Представить собственный опыт работы по заявленной теме мастер-класса.
Организовать практическую деятельность участников мастер – класса по выполнению различных вариантов заданий по окружающему миру, показать основные формы и приемы работы в рамках реализации исследовательской деятельности.
Создать условия для включения всех участников мастер – класса в активную познавательную деятельность.
Форма проведения: мастер – класс с педагогами.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на мастер – классе по теме «Исследовательская деятельность в начальной школе»
(Слайд 1).
Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по-настоящему увлечь предметом исследования, показать значимость их деятельности и вселить уверенность своих силах.
Кто такие исследователи? (Слайд 2)
Слово исследование буквально переводится как «следование изнутри» и обозначает процесс научного изучения чего-либо.
Что такое исследование? Подберите синоним. (Слайд 3)
Опыт, эксперимент, наблюдение, изучение, обзор, поиск
Как вы думаете, какими качествами обладают исследователи?
Любознательность, жажда знаний, тяга к новому, неизведанному наблюдательность терпение творчество трудолюбие пытливый эрудированный целеустремленный
А могут ли ученики быть исследователями?
Ребенок с первых уроков и каждый день делает открытия.
Главное в работе учителя – научить детей самостоятельно добывать знания. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Очень важно научить планировать и организовывать собственную деятельность, доводить свой замысел до конечного результата (Слайд 4).
«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития», — говорил Г. В. Плеханов. Именно это заставляет задуматься о том, что грамотно организованная и обоснованная исследовательская работа – это «выращивание» талантливых детей, педагогическая поддержка их на пути самореализации и развития.
Коллеги! Сегодня я предлагаю вам на некоторое время стать учениками и сделать вместе первые шаги в исследовательской деятельности.
Если у каждого человека по одной идее, и они ими обменяются, то у каждого будет уже по две.
Сегодня я хочу предложить Вам рассмотреть различные варианты заданий, которые можно применить на уроках в начальной школе на примере изучения предмета «Окружающий мир». Изучаем тему: «Почему нужно правильно питаться? Из чего состоит наша пища?»
Так как предмет «Окружающий мир» является комплексным, (интегрированным) предметом, что дает возможность проводить исследование в нескольких направлениях.
Группа 1
Вы сегодня ученые-исследователи, которые должны определить какие полезные элементы содержит здоровая пища.
Проведите опыт. В продуктах кроме железа содержится ещё очень много полезных веществ. Прочитайте текст «Питательные вещества» и заполните таблицу.
Группа 2
Вы сегодня – команда шеф-повара в ресторане, который поручил вам составить здоровое меню на 1 день.
Используйте информацию энциклопедии. Составьте меню для завтрака, обеда и ужина. Ваша задача: составить рацион на день с использованием этих продуктов в соответствии с необходимым суточным количеством белков, жиров и углеводов для человека. Представьте свою работу.
Задание 2 для всех
Представьте, что Вы пошли в магазин, где необходимо собрать две корзины.
Ваша задача наполнить продуктовую корзину зеленого цвета продуктами, отражающими здоровое питание, а корзину красного цвета напротив, продуктами, употребление которых приводит к ухудшению здоровья человека.
Рефлексия
Мы достигли вместе с вами поставленной цели?
Что стало для вас открытием в ходе работы мастер – класса?
Что заинтересовало больше всего?
Какие вопросы появились в связи вновь полученной информацией?
Подводя итоги нашего мастер – класса, хотелось бы отметить, что исследовательская деятельность на уроках окружающего мира осуществляется в процессе работы с разными источниками и формами представления информации. Она может быть представлена в виде таблиц, иллюстраций, памяток и т.д. В настоящее время ученики сталкиваются с большим объёмом информации. Поэтому такая систематическая работа помогает им разбираться в инструкциях, планировать свою деятельность, выделять главную мысль из большого объёма информации, уметь выразить собственное мнение.
Закончить наш мастер – класс я хочу словами В.А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Эти слова как нельзя лучше относятся как к нашим ученикам, так и к нам, педагогам!