МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАОУ СОШ № 48
Мастер-класс ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
Ход урока.
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение заданий 15.1, 15.2, 15.3).
Задачи:
образовательные: - расширение и углубление знаний по культуре речи;
- повторение знаний обучающихся лексике, типах речи, о композиции сочинения - рассуждения по лексическому значению слова, о способах толкования слова, о правилах написания аргументов.
развивающие: - развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текст публицистического характера;
воспитывающие: - формирование нравственных качеств учащихся.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - MicrosoftWord, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку
Планируемый результат: уметь выполнять задания 15.1, 15.2, 15.3 ОГЭ: владеть языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, проверяемых во время ОГЭ по русскому языку.
Ход урока:
-
Организационный момент.
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу по подготовке к итоговой аттестации. Мы будем писать сочинение - рассуждение на темы, связанные с анализом текста и на лингвистическую тему.
Учитель:Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение?
Ученик: Знать композицию (строение) сочинения - рассуждения по лексическому значению слова, знать понятия "тезис", "аргументы", "вывод", способы толкования значения слова, уметь аргументировать свой тезис, логично строить работу.
Учитель: Этим мы и займёмся сегодня на уроке - повторим теоретические сведения и вместе напишем сочинение)
II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.
Задание: определить лексическое значение слова:
- человечность – человечный.
Составление кластера.
III. Отбор материала к сочинению. Работа с текстом: совместная и по группам.
ӀV. Рефлексия.
V. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность».
Ход урока.
Эпиграф на доске (запись в тетради):
«Пока человек чувствует боль – он жив.
Пока человек чувствует чужую боль – он Человек».
1. Эмоциональный настрой.
Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». (то есть «настоящего», полноценного в нравственном отношении; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть). Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка) .
2. Собеседование с классом:
-
Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, и соберем материал к сочинению.
- Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).
Синонимы: гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, альтруизм, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь.
Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
Слайд 1.
Крылатые выражения о человечности
- Георгий Александров -
-
Тот будет человечен, кто сумеет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.
- Конфуций -
- Василий Сухомлинский -
Слайд 2.
Обратимся к словарю:
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
Философский словарь
Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, гуманитет, доброта, добротолюбие, отзывчивость. Словарь русских синонимов
Челове́чность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме.
Слайд 3.
Проявления человечности в повседневной жизни
-
Помощь нуждающимся, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность – одно из них.
-
Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди.
-
Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность.
-
Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и спасатели.
-
Семейные отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами – одно из проявлений человечности.
3. Актуализация знаний.
У: В третьей письменной части ОГЭ по русскому языку необходимо написать сочинение-рассуждение. Вам предоставят 3 темы, среди которых нужно выбрать 1 и написать сочинение.
Максимум баллов за третью часть – 7.
Сочинение на предложенную тему является важной частью государственной итоговой аттестации по русскому языку, без качественного выполнения которой невозможно претендовать на высокий балл по экзамену.
На экзамене вы пишете либо сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, либо объяснение своего понимания фраз из текста, либо ответить на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.
Что нужно для того, чтобы успешно написать сочинение?
О: знать алгоритм написания сочинения,….
Просмотрим презентацию
Для того, чтобы создать текст, вспомните как строится схема – сочинения – рассуждения.
Перед вами лежит пошаговая инструкция написания сочинения(алгоритм).
Работать будем по группам.
1 группа работает над сочинением 15.1
2 группа – 15.2
3 группа – 15.3
Учащиеся каждой группы зачитывают алгоритм
В каждой группе будет работать консультант, который поможет вам в работе.
Перед вами лежат кимы.
1 группа зачитывает задание
2 группа зачитывает задание
3 группа зачитывает задание
Для анализа мы возьмём текст Бориса Васильева.
(Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)
Текст КИМ
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву)
Вопросы классу:
- Какова тема этого текста?
- Назовите стиль данного текста. (Художественный).
- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).
- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
- Какова основная мысль текста?
Продолжаем работу с банком данных аргументов.
У: В каких произведениях раскрыта тема проявления человечности ?
Работа с текстом по группам.
Слово учителя: подводя итог нашему разговору о человечности, послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).
ӀV. Рефлексия.
- Какие навыки вы приобрели сегодня на уроке?
- Какие из этапов работы над сочинением остались за рамками нашего разговора, что вам предстоит сделать дома?
- Назовите самую непреодолимую преграду на пути к пятерке, получению максимального балла на экзамене.