Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мишковская средняя общеобразовательная школа»
Мастер – класс
Проект «Рифмы»
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ «Мишковская СОШ»
Гапеева Елена Николаевна
Цель мастер-класса:
представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Задачи мастер-класса:
1.Передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
2.Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Оборудование: компьютерная презентация, ёлочные шарики, тарелка, шкатулка, простые карандаши, ручки, проекты, конверт с картинками, клей.
Доброе утро, уважаемые коллеги. Позвольте представиться. Меня зовут Гапеева Елена Николаевна, я учитель начальных классов МБОУ «Мишковская СОШ».
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
На своем мастер-классе я хотела бы поделиться опытом работы по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка». Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
Наш мастер класс пройдет в виде мини проекта, мы будем создавать проект по теме «Рифмы»
Уважаемые коллеги, мне потребуется шесть человек.
- Возьмите, пожалуйста, по одному новогоднему шарику, посмотрите, пожалуйста, какого цвета Ваша елочная игрушка. Мы видим, что у всех разного цвета игрушки, это послужит нам для образования групп для выполнения заданий. Поделитесь на группы. У нас должно получиться три группы:
Уважаемые коллеги при выборе игрушки, вы прошли мини тест и от того какого цвета вы выбрали шарик, зависит какой талант вам нужно развивать в себе, итак, готовы слушать:
-
красные - В этой группе собрались лидеры во всем, увлеченные, активные, их жизнь насыщена массой поворотных эффектов.
-
синие - Хорошо чувствуют мир невидимого, не выносят одиночества, безгранично преданы.
У меня в руках загадочная шкатулка. В этой шкатулке находится предмет, при помощи которого мы будем сегодня создавать проект. Я загадаю вам загадку об этом предмете, а вы попробуйте отгадать, что находится в этой шкатулке.
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где пройдется,
Там след остается. (карандаш)
(показываю карандаш)
Что можно делать при помощи карандаша?
Можно записывать свои мысли, свои мечты.
Послушайте такую притчу о карандаше (видеозапись «Притча о карандаше»).
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь, способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку.
Мы с вами возьмем этот карандаш и посмотрим, на что он способен, попробуем стать поэтами? Вы скажете у нас нет таких способностей. Но этого не надо бояться. Ведь все мы с вами творцы, только надо прислушаться к своему сердцу. Я раскрою вам секрет этого мастерства.
2. Практическая работа.
-игра доскажи словечко.
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – …ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком –… вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – …дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – …ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – …синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое –… смех.
– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)
- Вот вы и назвали тему урока
- С древних времен люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк.
- Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова. Но самое главное – надо уметь рифмовать.
- Что такое рифма?
- Давайте послушаем, как на эту тему рассуждают герои известной сказки Николая Носова Незнайка и Цветик.
(видеоролик )
- Что такое рифма?
-Что значит слово «рифмовать»?
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Рифмовать – значит подбирать слова для получения рифмы.
1.Рифмующиеся слова.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
- Давайте попробуем найти рифмы, прочитаем стихотворение. Найдите в стихотворении и подчеркните рифмующиеся слова. | 2 группа будет искать рифму не в стихах, а в скороговорках. | Загадки |
Я раскрашу над собой Зонт, как небо, голубой, Дождь увидит – удивится И сейчас же прекратится. | Тучки-овечки пьют воду из речки. Течет речка, печет печка. | По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. |
2.
Игра « Верни слово» Исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место. | «Доскажи словечко» | Игра «Четвёртый лишний» |
…выпал жаркий-жаркий. Ах, как душно в зоопарке! … пропал у пони, …вянут на газоне. А мартышка не страдает, …уплетает. | Всё бело, бело, бело Много снега…( намело) А водитель спозаранку Крутит круглую... (БАРАНКУ) Михаил играл в футбол И забил в ворота... (ГОЛ) | - ребёнок, сынок, утёнок, волчонок - мимоза, берёза, коза, заноза - кошка, окошко, собачка, лукошко |
(Цель:Учить детей восстанавливать поэтические строчки, сохраняя их смысл и ритмическую структуру.)
3.
Составьте словарик своих собственных рифм | Найдите картинку, сходную слову по звукоритмической структуре. | Игра « Найди пару» Цели: Учить детей сопоставлять слова, сходные и различные по звукоритмической структуре, развивать зрительную память. -Соедините слова двух столбиков так, чтобы получилась рифма. |
1.Белочка, девочка, бабочка, рамочка… 2.Птичка, синичка, лисичка, невеличка… 3.Книжка, стрижка, Мишка, Гришка… | Ложка – Пирог – Нос- | Опушка трава Дрова гребешок Ёлочка избушка Петушок иголочка |
4.Игра «Сочини последнюю строчку»
Раздаются карточки, где отсутствует последняя строчка.
Прочитайте начало стихотворения. Обсудите в группах концовку. О чем можно сказать в последней строке? К какому слову надо подобрать рифму? Закончите стихотворение. |
Карточка 1 Снегирек Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик – он промок, Ветерок, подуй слегка, (Обсуши нам снегирька) | Карточка 2 Скучный дождь Надоело, надоело – Смотришь в небо, солнца ждешь, А на землю то и дело (Сыплет скучный серый дождь) | На уроке не спешу, Аккуратно я пишу. И поэтому в тетрадь (Мне учитель ставит пять) |
5.Игра «Буриме»
Сочините стихи на заданные рифмы |
… курочка … дудочка Пришла курочка, В клюве дудочка. Заиграла дудочка, Заплясала курочка. | … подружка … ватрушка К празднику подружки Напекли ватрушки. Съела подружка Мою ватрушку. | … птичка … спичка У маленькой птички Ножки как спички. Опасные спички У маленькой птички. |
ведётся комплексная работа над осмыслением текста, рифмой и ритмом.
Работу ведём в конце 2 класса , коллективно сочиняя одно стихотворение. Игра «Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. И это не просто развлечение, а полезное занятие, развивающее творчество, чувство юмора, расширяющее словарный запас. Рифмы для буриме должны быть неожиданными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. Выбирать рифмы для начала следует попроще: мышка -книжка –крышка –шишка или зайка - стайка – шкатулка -булка. Вот что может получиться:
На столе лежала книжка, На полянку вышел зайка.
Пробежала мимо мышка. Видит – там синичек стайка.
На неё упала крышка, Он открыл свою шкатулку,
Вмиг на лбу у мышки – шишка. Дал синицам с маком булку.
6.Я предлагаю вам составить синквейн.
Давайте вспомним порядок написания синквейна.
Порядок написания Синквейна
Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное, определяющее содержание синквейна).
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка - три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Учитель: Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово творчество
Участники: пишут синквейн
В 3-4 классах составляем синквейн
Напоминаю, что синквейном называется нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк («синквейн» от фр. «пять»). Эта стихотворная форма возникла в 20 веке США под влиянием японской поэзии (хокку и танка), а позднее стала популярной и в России. Это задание творческое, в то же время позволяет обобщить полученные знания.
Учитель: прочитайте, что у вас получилось.
Участники: Творчество
Чарующее, волшебное
Окрыляет, поражает, открывает
Не даёт стоять на месте
Развитие.
Учитель: мы с вами сегодня стали мастерами – поэтами и создали проект «Рифма»
И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего утомляются дети в бездействии. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.
Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Уважаемые коллеги, большое спасибо за активную работу, помощь и поддержку. Искренне надеюсь, что наше занятие заинтересовало вас, и вы сможете изученный прием использовать на своих уроках.
9