СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по проекту "Рифмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного мастер-класса является передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по проекту "Рифмы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мишковская средняя общеобразовательная школа»












Мастер – класс



Проект «Рифмы»

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»



















Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ «Мишковская СОШ»

Гапеева Елена Николаевна




Цель мастер-класса:
представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Задачи мастер-класса:
1.Передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
2.Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Оборудование: компьютерная презентация, ёлочные шарики, тарелка, шкатулка, простые карандаши, ручки, проекты, конверт с картинками, клей.
































Доброе утро, уважаемые коллеги. Позвольте представиться. Меня зовут Гапеева Елена Николаевна, я учитель начальных классов МБОУ «Мишковская СОШ».

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

На своем мастер-классе я хотела бы поделиться опытом работы по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка». Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.

Наш мастер класс пройдет в виде мини проекта, мы будем создавать проект по теме «Рифмы»

Уважаемые коллеги, мне потребуется шесть человек.

- Возьмите, пожалуйста, по одному новогоднему шарику, посмотрите, пожалуйста, какого цвета Ваша елочная игрушка. Мы видим, что у всех разного цвета игрушки, это послужит нам для образования групп для выполнения заданий. Поделитесь на группы. У нас должно получиться три группы:

Уважаемые коллеги при выборе игрушки, вы прошли мини тест и от того какого цвета вы выбрали шарик, зависит какой талант вам нужно развивать в себе, итак, готовы слушать:

  • красные - В этой группе собрались лидеры во всем, увлеченные, активные, их жизнь насыщена массой поворотных эффектов.

  • синие - Хорошо чувствуют мир невидимого, не выносят одиночества, безгранично преданы.

  • желтые - Натуры щедрые, веселые, целеустремленные, любят всегда быть счастливыми.

У меня в руках загадочная шкатулка. В этой шкатулке находится предмет, при помощи которого мы будем сегодня создавать проект. Я загадаю вам загадку об этом предмете, а вы попробуйте отгадать, что находится в этой шкатулке.

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где пройдется,

Там след остается. (карандаш)

(показываю карандаш)

Что можно делать при помощи карандаша?

Можно записывать свои мысли, свои мечты.

Послушайте такую притчу о карандаше (видеозапись «Притча о карандаше»).

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь, способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку.

Мы с вами возьмем этот карандаш и посмотрим, на что он способен, попробуем стать поэтами? Вы скажете у нас нет таких способностей. Но этого не надо бояться. Ведь все мы с вами творцы, только надо прислушаться к своему сердцу. Я раскрою вам секрет этого мастерства.

2. Практическая работа.
-игра доскажи словечко.

Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – …ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком –… вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – …дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – …ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – …синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое –… смех.

– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)

- Вот вы и назвали тему урока

- С древних времен люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк.

- Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова. Но самое главное – надо уметь рифмовать.

- Что такое рифма?

- Давайте послушаем, как на эту тему рассуждают герои известной сказки Николая Носова Незнайка и Цветик.

(видеоролик )

- Что такое рифма?

-Что значит слово «рифмовать»?
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Рифмовать – значит подбирать слова для получения рифмы.


1.Рифмующиеся слова.

1 группа

2 группа

3 группа

- Давайте попробуем найти рифмы, прочитаем стихотворение.

Найдите в стихотворении и подчеркните рифмующиеся слова.

2 группа будет искать рифму не в стихах, а в скороговорках.


Загадки

Я раскрашу над собой

Зонт, как небо, голубой,

Дождь увидит – удивится

И сейчас же прекратится.

Тучки-овечки пьют воду из речки.

Течет речка, печет печка.

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

2.

Игра « Верни слово» Исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.

«Доскажи словечко»

Игра «Четвёртый лишний»

…выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
… пропал у пони,
…вянут на газоне.
А мартышка не страдает,
…уплетает.

Всё бело, бело, бело
Много снега…( намело)

А водитель спозаранку

Крутит круглую... (БАРАНКУ)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота... (ГОЛ)

- ребёнок, сынок, утёнок, волчонок

- мимоза, берёза, коза, заноза

- кошка, окошко, собачка, лукошко


(Цель:Учить детей восстанавливать поэтические строчки, сохраняя их смысл и ритмическую структуру.)

3.

Составьте словарик своих собственных рифм

Найдите картинку, сходную слову по звукоритмической структуре.

Игра « Найди пару»
Цели: Учить детей сопоставлять сло­ва, сходные и различные по звукоритмической структуре, развивать зрительную память.
-Соедините слова двух столбиков так, чтобы полу­чилась рифма.

1.Белочка, девочка, бабочка, рамочка…

2.Птичка, синичка, лисичка, невеличка…

3.Книжка, стрижка, Мишка, Гришка

Ложка –

Пирог –

Нос-

Опушка трава
Дрова гребешок Ёлочка избушка
Петушок иголочка

4.Игра «Сочини последнюю строчку»

 Раздаются карточки, где отсутствует последняя строчка.

Прочитайте начало стихотворения. Обсудите в группах концовку. О чем можно сказать в последней строке? К какому слову надо подобрать рифму? Закончите стихотворение.

Карточка 1

             Снегирек

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок,

Ветерок, подуй слегка,

(Обсуши нам снегирька)

Карточка 2

Скучный дождь

Надоело, надоело –

Смотришь в небо, солнца ждешь,

А на землю то и дело

(Сыплет скучный серый дождь)


На уроке не спешу,

Аккуратно я пишу.

И поэтому в тетрадь

(Мне учитель ставит пять)

5.Игра «Буриме»

Сочините стихи на заданные рифмы

… курочка

… дудочка

Пришла курочка,

В клюве дудочка.

Заиграла дудочка,

Заплясала курочка.

… подружка

… ватрушка

К празднику подружки

Напекли ватрушки.

Съела подружка

Мою ватрушку.

… птичка

… спичка

У маленькой птички

Ножки как спички.

Опасные спички

У маленькой птички.

ведётся комплексная работа над осмыслением текста, рифмой и ритмом.

Работу ведём в конце 2 класса , коллективно сочиняя одно стихотворение. Игра «Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. И это не просто развлечение, а полезное занятие, развивающее творчество, чувство юмора, расширяющее словарный запас. Рифмы для буриме должны быть неожиданными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. Выбирать рифмы для начала следует попроще: мышка -книжка –крышка –шишка или зайка - стайка – шкатулка -булка. Вот что может получиться:

На столе лежала книжка, На полянку вышел зайка.

Пробежала мимо мышка. Видит – там синичек стайка.

На неё упала крышка, Он открыл свою шкатулку,

Вмиг на лбу у мышки – шишка. Дал синицам с маком булку.

6.Я предлагаю вам составить синквейн.

Давайте вспомним порядок написания синквейна.

Порядок написания Синквейна

Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное, определяющее содержание синквейна).

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка -  три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Учитель: Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово творчество

Участники: пишут синквейн

В 3-4 классах составляем синквейн
Напоминаю, что синквейном называется нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк («синквейн» от фр. «пять»). Эта стихотворная форма возникла в 20 веке США под влиянием японской поэзии (хокку и танка), а позднее стала популярной и в России. Это задание творческое, в то же время позволяет обобщить полученные знания.

Учитель: прочитайте, что у вас получилось.

Участники: Творчество

                      Чарующее, волшебное

                      Окрыляет, поражает, открывает

                      Не даёт стоять на месте

                      Развитие.

Учитель:  мы с вами сегодня  стали мастерами – поэтами и создали проект «Рифма»

И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего утомляются дети в бездействии. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.

Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Уважаемые коллеги, большое спасибо за активную работу, помощь и поддержку. Искренне надеюсь, что наше занятие заинтересовало вас, и вы сможете изученный прием использовать на своих уроках.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!