Горы - монотипия. Мастер-класс по рисованию пейзажа для детей 8-9 лет
Мастер-класс по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности школьников " Горный пейзаж"
Автор: Дель Евгения Андреевна, Учитель начальных классов, Муниципальное казенное образовательное учреждение Мироновская средняя общеобразовательная школа
Описание: работу можно выполнить с детьми 8-9 лет. Материал может быть полезен родителям, воспитателям дошкольных учреждений. Длительность мастер - класса 60 минут.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: знакомство детей с разновидностью пейзажного жанра "Горный пейзаж".
Задачи:
-учить детей рисовать пейзаж горных массивов используя разные изобразительные техники: работа в технике гуашь, монотипия, пальчиковая палитра;
-совершенствовать навыки построения композиции, умение планировать этапы работы в парах
-расширять кругозор детей посредством знакомства с богатством и разнообразием природы родной страны.
Добрый день ребята. День добрый уважаемые гости, мне и ребятам приятно видить Вас у нас в гостях на нашем мастер- классе по рисованию .И для начала предлагаю поиграть в игру дрозд.
Игра дрозд
Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят:
" Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки и у тебя щёчки . Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга".
При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена.
Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.
Игра подарок
Ребятам раздаются подарочные пакетики, (в которых лежат валик, кисть широкая, пластиковая карточка, бутылка пластмассовая 0,5л или 0,33л). Гуашь, листы пластиковые для валика и вода уже приготовлены и стоят на партах у ребят. Ребята дарят друг другу поочерёдно и при этом произносят, за что дарят. После чего ребята смотрят, что в подарочных пакетиках .
- Что это у вас, спрашивает учитель? (валик, кисть, бутылка, карта)
- Что ими делают в быту? (красят)
- Что красят? (стены, потолки, забор)
-А вам это зачем сейчас на мастер - классе? (наверное, будем рисовать)
Да, вы правы. Прошу вас займите свои парты и достаньте все содержимое из пакетиков.
Представьте на минутку, что вы с родителями поехали в новый дом, где родители делают ремонт. В этом доме нет ни мебели, ни ваших школьных принадлежностей, а вам скучно, нечем заняться и очень хочется рисовать. Вы смотрите в окно и видите горный пейзаж. И вы беретесь рисовать горный пейзаж этими инструментами на обоях (на партах вместо обоев ватман, приклеенный на двусторонний скотч)
Я вам предлагаю нарисовать горный пейзаж.
- Кто знает, что такое пейзаж? (в переводе с французского слово "пейзаж" (paysage) означает "природа). Пейзаж обычно изображает открытое пространство. Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи.
Горный пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения - виды гор, горные вершины, горные склоны. Картины с горным пейзажем, пожалуй, самые романтичные в этом жанре пейзажа. Горная романтика привлекает многих людей. Некоторые из них заболевают горами на всю жизнь.\
В России более 2000 горных вершин, 54 вершины имеют высоту более 4000 м. Самая высокая точка России — гора Эльбрус в составе Кавказа (5642 м).
Для работы понадобятся материалы:
-лист бумаги А3
-гуашь
-кисти
-тряпочка
-пластиковые карточки (старые пластиковые (мягкие) доски для лепки пластилином, их нарезаем на небольшие карточки, которые послужат инструментом для рисования)
Ход мастер-класса:
Этапы:
1. Рисуем небо. Для этого создаём голубую полосу сверху и белую снизу, рисуем валиком. Затем, пока краска мокрая, делаем плавный переход от голубого к белому. Вы можете добавлять голубого и белого цвета, если нужно.
2. Рисуем извилистую бледно-голубую полосу у линии горизонта. Так мы обозначили дальние горы.
Ниже нарисуем холмы, которые расположены ближе. Для этого добавим в бледно-голубую краску немного зелёного и чуть-чуть белого. Цвет должен получиться темнее и ярче.
Ниже рисуем холмы зелёным, белым и серым цветами. Детали прорисуем более тёмным цветом.
Далее изобразим холм, который на переднем плане. Здесь уже видна трава, которую мы рисуем короткими мазками. Местами добавляем теней, подмешивая чёрную гуашь.
Рисуем горы широкими мазками. Цвет вверху будет слегка темнее, чем небо, а ближе к горизонту переходить в белый. Может показаться, что горы парят в воздухе.
Простыми, уверенными движениями рисуем формы гор, мазками сверху вниз наискосок, нанося краску довольно жирно, что бы был не просто слой на изображении, а даже присутствовала фактура. Появляется некоторый объем, сохнуть гуашь будет дольше. Наложим на палитру густую белую гуашь и возьмём немного на край мастихина или карточки. Далее проведём линию, соскребём всё лишнее и процарапаем острым краем различные кривые полоски, пока краска не высохла. Так мы изобразили разломы и трещины гор.
Смешаем тёмно-зелёный и чуть фиолетово - синего цвета почти без белил и нарисуем контрастно по отношению к фоновым цветам – 2 ели
( слева) - крупной плоской кистью тыкая в лист небрежно.
5. Нарисуем дерево на переднем плане справа: ствол закрасим охрой, с одной стороны тонкой кисточкой нанесём белую гуашь, а с другой — тёмно-коричневую; короткими мазками изобразим ветви. По желанию вы можете добавить цветы пластиковой бутылкой (розовый цвет, затем белый и сиреневый цвет). Всё зависит от вашей фантазии и способностей. Ниже под деревом можно изобразить цветы с листочками.
В работе с детьми я всегда предоставляю право выбора, основываясь на общей задаче создать свою собственную композицию, своё собственное виденье мира. Вот, что у нас получилось.
Творческих вам успехов