СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по русскому языку на тему: « Развитие текстовой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по русскому языку . Тема :« Развитие текстовой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС».

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по русскому языку на тему: « Развитие текстовой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС»»

Мастер- класс по русскому языку на тему:

« Развитие текстовой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС»

Уважаемые коллеги, Михаил Михайлович Бахтин – исследователь языка, говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». В жизни постоянно возникают ситуации, когда нужно написать какой-нибудь текст. Это может быть и сочинение в школе, и письмо другу, и сообщение в Интернете, а может быть рассказ или статья. Многие знают: совсем не просто писать так, чтобы получилось понятно и интересно. Но этому можно научиться.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются также и в процессе использования клоуз- теста.

Что понимается под клоуз-тестом?    Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором на уроках русского языка позволяет формировать  коммуникативное и контекстное мышление.

   В методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.

  Обязательным условием формата клоуз-теста являются пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста.

может использоваться клоуз-тест на уроке русского языка:

-  при обучении изложению

-  как подготовительная работа с текстом перед сочинением-рассуждением,

-  при обучении чтению и пониманию текстов разных типов;

-  при изучении нового материала, при проведении обобщающих уроков, на первых вводных уроках в начале года, при повторении;

   Главным условием построения качественного клоуз-теста является то, что пропущенное слово обязательно можно найти из контекста. Не угадать, а именно найти, опираясь на контекст, зная законы построения текста.    Сначала предлагается вопрос на первичное восприятие общего смысла текста с пропусками. Этот вопрос задаётся на этапе перед заполнением пропусков. Такой вопрос, с одной стороны, заставляет ребят увидеть главное в тексте, уловить наиболее общее, невзирая на пропуски. С другой стороны, для учителя это диагностический вопрос: если дети на него отвечают, то можно приступать к заполнению пропусков. Часто это вопрос об основной мысли, теме текста, задание на подбор заголовка.

   В качестве обучающего момента необходимо использовать памятку по выполнению клоуз-теста.

Памятка (для учащихся)

§  Прочитайте весь текст два раза (в том числе название и имя автора).

§  Восстанавливая пропущенное слово, имейте  в виду, что пропущенное слово, как правило, -  ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.

§  Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах.

§  Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.

   При работе с клоуз-тестом очень важно выдерживать принцип от простого к сложному. Начинать можно с текстов, в основе которых одно - два высказывания, то есть очень короткий текст. Затем постепенно увеличивать объём.

О критериях оценки

Каждое слово оценивается из 5 баллов. Максимум (5 баллов) ставится, если слово не противоречит авторской концепции, всем трем названным позициям.

Баллы снимаются:

-  если слово не соответствует авторской концепции - снимается 2 балла;

-  если слово лексически и логически не соответствует смыслу соседних предложений – снимается 1 балл;

   Работа над клоуз-тестом проходит на уроке успешно, если:

-ученики обосновывают выбор слова, опираясь на текст, на смысл текста;

-была возможность каждому учащемуся доказать свой вариант вставки; учитель мотивировал каждого ученика на работу;

-дети понимают замысел автора и готовы вступить с ним в диалог;

-ребята заинтересовались работой с текстом, самим текстом (тема, проблема текста близка и интересна учащимся); идёт активная работа со стороны учащихся;

     Этот тест предназначен для учащихся при изучении раздела «Лексика».  

Шаги по работе с клоуз-тестом 1. Знакомство с понятием «клоуз-тест»

Объясняется, как нужно восстанавливать пропущенное слово (которое чаще всего ключевое), – чтобы оно находилось во взаимосвязи с другими словами текста и поддерживалось ближним и дальним контекстом. После самостоятельной работы по восстановлению слов была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов.

2. Формулировка цели урока: преобразовать данный текст в вариант, который ближе всего соответствовал бы оригиналу.

3. Обучающимся раздаются тексты

     Даже (1)…     , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью « (2)  …    ».   Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в  (3)  …  по деревне в направлении фермы (4)    …     , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5)   …      на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по    (6) …     телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.     (7)  …     машина – телевизор начинал работать  (8)    …      . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9)     …     . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 километров от города» (фрагмент)

 

Карта текста

 Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов.

Варианты выбора (показываются на слайде на 2 этапе работы с текстом в качестве подсказки):

1)  трактор, телега, машина, электричка;

2)  Хлеб, Милиция, Молоко, Cовхозная;

3)  обед, пыли, завтрак, объезд;

4)  громыхая, с молоком, пустая, с доярками;

5)  удары, помехи, звуки, раздражения;

6)  крышке, антенне, голове, экрану;

7)  удалялась, приближалась, уезжая, ломалась;

8)  плохо, нормально, волшебником, утром;

9)  странным образом, одинаково, в обед, по-разному

Пропущенные слова: а) машина, б) молоко, в) обед, г)пустая, д) помехи, е) экрану,  ж) удалялась,  з) нормально, и) одинаково.


Записываются и обсуждаются все варианты, выбирается тот, который соответствует задаче писателя.

Прием «Неоконченные предложения»

Главная мысль текста …

Своим текстом автор хотел сказать…

Евгений Гришковец хотел рассказать о том, что…

3.      Индивидуальное выполнение клоуз-теста (отводится ограниченное время – 5 минут). Во время работы используется «Памятка для учащихся» (см. выше)

4.      Создание и ведение «Бортового журнала»

Прием «Бортовой журнал»

Мои версии

Версии моих одноклассников

Авторская версия

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

5.      Фиксация возникающих в парной и коллективной работе класса вариантов в таблице «Бортовой журнал»

 Выразительное чтение текста без пропусков. 

     Даже  машина, которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью «Молоко».  Машина  и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в  обед  по деревне в направлении фермы пустая , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные  помехи  на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по   экрану  телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.  Удалялась машина – телевизор начинал работать   нормально. Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала странным образом . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова)

Евгений Гришковец «80 километров от города» 

9.      Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств (если останется время).

     Применение данной методики позволило повысить интерес учащихся к русскому языку, повысить уровень речевого развития.

          Можно достичь следующих результатов:

•      развить положительное отношение к заданиям творческого характера;

•      изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы

•      создать атмосферу доверия, сотрудничества, выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.