Мастер - класс по теме: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"
Подготовила
КОНЮХОВА С.А.,
учитель начальных классов
МОУ «Школа №2 города Дебальцево»
Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи:
- Обосновать актуальность формирования коммуникативных умений
- Показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию коммуникативных УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно» А. Дистервег
Виды УУД
личностные
коммуникативные
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
познавательные
регулятивные
"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"
Актуальность темы педагогического опыта
Необходимость работы по формированию коммуникативных универсальных действий младших школьников обусловлена требованиями, предъявляемыми к результатам обучения в соответствии с ГОС НОО.
Реализация технологии учебного сотрудничества в образовательном процессе позволяет выполнить требования ГОС НОО к формированию характеристик выпускника начальной школы, его личностных, предметных и метапредметных компетенций: « основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
5
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
1
4
УУД
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Где же идёт развитие коммуникативных УУД?
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
разрешение конфликтов
постановка вопросов
3
2
7
Дискуссия, диалог
Групповая и парная работа
Мозговой штурм
Исследовательский метод
Проектное обучение
Развитие коммуникативных УУД
коммуникация
как условие интериоризации (речевые действия )
как взаимодействие
(учёт позиции собеседника)
как кооперация, сотрудничество
Инновационные педагогические технологии
Интериоризация - переход извне внутрь.
Технология «критического мышления»
Нетрадиционные уроки
8
Сотрудничество в группе равных является источником развития децентрации - уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере. (Г.Н. Цукерман)
Научную базу
составили работы В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.Н. Цукерман, Рубинштейна С.Л., И.М. Чередова, С.П. Ивановой и др.
В их исследованиях убедительно показана не только сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной школы по поводу усвоения учебного содержания (русский язык, математика и другие предметы), но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.
Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации групповой (коллективной) формы обучения в начальной школе.
Сотрудничество
Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно, истоки которого берутся из педагогики сотрудничества. Идея гуманного подхода к ребенку прошла через сердца и труды всех классиков педагогики.
Сухомлинский В.А . считал, что «сотрудничество педагогов с детьми возможно лишь на принципах равноправия, соучастия педагогов и воспитанников в общем деле. Воспитанник понимается как участник общих дел, а не как объект воспитания».
Методист и учёный Соловейчик М.С. считает, «что сотрудничество - это атмосфера доброты, уважения, взаимопонимания, общая заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от познавательных побед».
Цукерман Г.А. в своей книге «Зачем детям учиться вместе?» рассматривала «сотрудничество как умение учиться — умение не только следовать, быть ведомым, но и обходиться без учителя учить самого себя, самостоятельно приобретать новые знания, умения, навыки».
Задание «Кулак»
Коммуникативные действия продуктивнее!
Загадка - что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.
ВИДЫ ЗАГАДОК:
- метаграммы,
- логогрифы,
- ребусы,
- шарады и т.д.
Технология обучения составлению загадок
Какой?
Что бывает таким же?
блестящий
монета
бурлящий
вулкан
круглый
арбуз
Какой?
Что бывает таким же?
начищеннаямонета
блестящий
проснувшийся вулкан
бурлящий
спелый арбуз
круглый
Работа в группах
Техники и методики правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению
Чтение «Зашумленный текст»
Ребенку предлагают текст, прочтение которого затруднено из-за различных линий, штрихов, рисунков.
Птичка свила гнёздышко на кусте. Дети пришли в лес. Они нашли гнёздышко и сняли его на землю.
Чтение «Пол-арбуза»
Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв или нижнюю часть текста
Техники и методики правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению
Чтение «Сплошной текст»
Текст набран без пробелов. Задача ученика прочитать его правильно.
Птичкасвилагнёздышконакусте. Детипришливлес. Онинашлигнёздышкоиснялиегоназемлю.
– Гляди,Вася,триптенчика!
Чтение «Буквы потерялись»
Прочитать текст, вставив нужную букву.
Пт0чка св0ла гн0здышк0 на ку0те. Де0и пр0шли в л0с. О0и на0ли гн0з0ышко и сн0ли е0о на зе0лю.
– Гл0ди, В0ся, тр0 пт0нч0ка!
Техники и методики правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению
Тексты с наращиванием
Это тексты-лесенки. Каждая следующая строка повторяет предыдущую с добавлением нового.
- Птичка свила гнёздышко
- Птичка свила гнёздышко на кусте.
- Птичка свила гнёздышко на кусте.
Дети пришли
- Птичка свила гнёздышко на кусте.
Дети пришли в лес.
Чтение «Разный шрифт»
Текст написан разным шрифтом. Задача ученика прочитать текст быстро.
Пти чка с ви ла гн ёзды ш ко на ку сте . Дет и при шли в лес . Они наш ли гнёз ды шко и сня ли его на зе млю .
– Гл яд и, Вася , три п т ен чика !
Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем поднимать! В зале море, посмотри, Так итог мы подвели.
Вот прошёл мой мастер-класс. Попрошу, коллеги, вас: Чтоб урок пошёл всем впрок, Подвести простой итог! Если мастер - класс полезен, Или просто интересен, Поднимите синий шар! Шар зелёный – непонятно И приемы все невнятны!