СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс по теме: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить  с приёмами работы на уроке, способствующими формированию коммуникативных универсальных учебных действий.  

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс по теме: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"»

Мастер - класс по теме:

Мастер - класс по теме: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"

Подготовила

КОНЮХОВА С.А.,

учитель начальных классов

МОУ «Школа №2 города Дебальцево»

Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Задачи:  Обосновать актуальность формирования коммуникативных умений  Показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию коммуникативных УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Задачи:

  • Обосновать актуальность формирования коммуникативных умений
  • Показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию коммуникативных УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно»   А. Дистервег

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно» А. Дистервег

Виды УУД личностные коммуникативные  Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.  В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.  Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием. познавательные регулятивные

Виды УУД

личностные

коммуникативные

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

познавательные

регулятивные

"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"

Актуальность темы педагогического опыта    Необходимость работы по формированию коммуникативных универсальных действий младших школьников обусловлена требованиями, предъявляемыми к результатам обучения в соответствии с ГОС НОО.   Реализация технологии учебного сотрудничества в образовательном процессе позволяет выполнить требования ГОС НОО к формированию характеристик выпускника начальной школы, его личностных, предметных и метапредметных компетенций: « основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Актуальность темы педагогического опыта

Необходимость работы по формированию коммуникативных универсальных действий младших школьников обусловлена требованиями, предъявляемыми к результатам обучения в соответствии с ГОС НОО.

Реализация технологии учебного сотрудничества в образовательном процессе позволяет выполнить требования ГОС НОО к формированию характеристик выпускника начальной школы, его личностных, предметных и метапредметных компетенций: « основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  5 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра  1 4 УУД  Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.  Где же идёт развитие коммуникативных УУД? Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. разрешение конфликтов  постановка вопросов 3 2 7

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

управление поведением партнёра

1

4

УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Где же идёт развитие коммуникативных УУД?

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

разрешение конфликтов

постановка вопросов

3

2

7

Дискуссия, диалог Групповая и парная работа Мозговой штурм Исследовательский метод Проектное обучение Развитие коммуникативных УУД коммуникация  как условие интериоризации (речевые действия )      как взаимодействие (учёт позиции собеседника)     как кооперация, сотрудничество   Инновационные педагогические технологии Интериоризация - переход извне внутрь. Технология «критического мышления» Нетрадиционные уроки 8

Дискуссия, диалог

Групповая и парная работа

Мозговой штурм

Исследовательский метод

Проектное обучение

Развитие коммуникативных УУД

коммуникация

как условие интериоризации (речевые действия )

как взаимодействие

(учёт позиции собеседника)

как кооперация, сотрудничество

Инновационные педагогические технологии

Интериоризация - переход извне внутрь.

Технология «критического мышления»

Нетрадиционные уроки

8

Сотрудничество в группе равных является источником развития децентрации - уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере. (Г.Н. Цукерман) Научную базу составили работы В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.Н. Цукерман, Рубинштейна С.Л., И.М. Чередова, С.П. Ивановой и др. В их исследованиях убедительно показана не только сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной школы по поводу усвоения учебного содержания (русский язык, математика и другие предметы), но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи. Сотрудничество  детей друг с другом является основой для организации групповой (коллективной) формы обучения в начальной школе.

Сотрудничество в группе равных является источником развития децентрации - уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере. (Г.Н. Цукерман)

Научную базу

составили работы В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.Н. Цукерман, Рубинштейна С.Л., И.М. Чередова, С.П. Ивановой и др.

В их исследованиях убедительно показана не только сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной школы по поводу усвоения учебного содержания (русский язык, математика и другие предметы), но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.

Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации групповой (коллективной) формы обучения в начальной школе.

Сотрудничество   Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно, истоки которого берутся из педагогики сотрудничества. Идея гуманного подхода к ребенку прошла через сердца и труды всех классиков педагогики. Сухомлинский В.А . считал, что «сотрудничество педагогов с детьми возможно лишь на принципах равноправия, соучастия педагогов и воспитанников в общем деле. Воспитанник понимается как участник общих дел, а не как объект воспитания». Методист и учёный Соловейчик М.С. считает, «что сотрудничество - это атмосфера доброты, уважения, взаимопонимания, общая заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от познавательных побед».  Цукерман Г.А. в своей книге «Зачем детям учиться вместе?» рассматривала «сотрудничество как умение учиться — умение не только следовать, быть ведомым, но и обходиться без учителя учить самого себя, самостоятельно приобретать новые знания, умения, навыки».

Сотрудничество

Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно, истоки которого берутся из педагогики сотрудничества. Идея гуманного подхода к ребенку прошла через сердца и труды всех классиков педагогики.

Сухомлинский В.А . считал, что «сотрудничество педагогов с детьми возможно лишь на принципах равноправия, соучастия педагогов и воспитанников в общем деле. Воспитанник понимается как участник общих дел, а не как объект воспитания».

Методист и учёный Соловейчик М.С. считает, «что сотрудничество - это атмосфера доброты, уважения, взаимопонимания, общая заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от познавательных побед».

Цукерман Г.А. в своей книге «Зачем детям учиться вместе?» рассматривала «сотрудничество как умение учиться — умение не только следовать, быть ведомым, но и обходиться без учителя учить самого себя, самостоятельно приобретать новые знания, умения, навыки».

Задание «Кулак»

Задание «Кулак»

Коммуникативные действия продуктивнее!

Коммуникативные действия продуктивнее!

Загадка - что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки. ВИДЫ ЗАГАДОК: метаграммы,  логогрифы, ребусы, шарады и т.д.

Загадка - что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.

ВИДЫ ЗАГАДОК:

  • метаграммы,
  • логогрифы,
  • ребусы,
  • шарады и т.д.
Технология обучения составлению загадок   Какой? Что бывает таким же?   блестящий монета бурлящий вулкан круглый арбуз

Технология обучения составлению загадок

Какой?

Что бывает таким же?

блестящий

монета

бурлящий

вулкан

круглый

арбуз

Какой? Что бывает таким же?  начищеннаямонета блестящий проснувшийся вулкан бурлящий спелый арбуз круглый

Какой?

Что бывает таким же?

начищеннаямонета

блестящий

проснувшийся вулкан

бурлящий

спелый арбуз

круглый

Работа в группах

Работа в группах

Техники и методики правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению   Чтение «Зашумленный текст» Ребенку предлагают текст, прочтение которого затруднено из-за различных линий, штрихов, рисунков. Птичка свила гнёздышко на кусте. Дети пришли в лес. Они нашли гнёздышко и сняли его на землю.  Чтение «Пол-арбуза» Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв или нижнюю часть текста

Техники и методики правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению

Чтение «Зашумленный текст»

Ребенку предлагают текст, прочтение которого затруднено из-за различных линий, штрихов, рисунков.

Птичка свила гнёздышко на кусте. Дети пришли в лес. Они нашли гнёздышко и сняли его на землю.

Чтение «Пол-арбуза»

Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв или нижнюю часть текста

Техники и методики правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению Чтение «Сплошной текст» Текст набран без пробелов. Задача ученика прочитать его правильно.   Птичкасвилагнёздышконакусте. Детипришливлес. Онинашлигнёздышкоиснялиегоназемлю. – Гляди,Вася,триптенчика! Чтение «Буквы потерялись» Прочитать текст, вставив нужную букву. Пт0чка св0ла гн0здышк0 на ку0те. Де0и пр0шли в л0с. О0и на0ли гн0з0ышко и сн0ли е0о на зе0лю. – Гл0ди, В0ся, тр0 пт0нч0ка!

Техники и методики правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению

Чтение «Сплошной текст»

Текст набран без пробелов. Задача ученика прочитать его правильно.

Птичкасвилагнёздышконакусте. Детипришливлес. Онинашлигнёздышкоиснялиегоназемлю.

Гляди,Вася,триптенчика!

Чтение «Буквы потерялись»

Прочитать текст, вставив нужную букву.

Пт0чка св0ла гн0здышк0 на ку0те. Де0и пр0шли в л0с. О0и на0ли гн0з0ышко и сн0ли е0о на зе0лю.

Гл0ди, В0ся, тр0 пт0нч0ка!

 Техники и методики правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению Тексты с наращиванием  Это тексты-лесенки. Каждая следующая строка повторяет предыдущую с добавлением нового. Птичка свила гнёздышко Птичка свила гнёздышко на кусте. Птичка свила гнёздышко на кусте. Дети пришли Птичка свила гнёздышко на кусте. Дети пришли в лес. Чтение «Разный шрифт»  Текст написан разным шрифтом. Задача ученика прочитать текст быстро.  Пти чка с ви ла  гн ёзды ш ко на ку сте . Дет и при шли в лес .  Они  наш ли  гнёз ды шко и сня ли  его на зе млю . – Гл яд и, Вася , три  п т ен чика !

Техники и методики правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению

Тексты с наращиванием

Это тексты-лесенки. Каждая следующая строка повторяет предыдущую с добавлением нового.

  • Птичка свила гнёздышко
  • Птичка свила гнёздышко на кусте.
  • Птичка свила гнёздышко на кусте.

Дети пришли

  • Птичка свила гнёздышко на кусте.

Дети пришли в лес.

Чтение «Разный шрифт»

Текст написан разным шрифтом. Задача ученика прочитать текст быстро.

Пти чка с ви ла гн ёзды ш ко на ку сте . Дет и при шли в лес . Они наш ли гнёз ды шко и сня ли его на зе млю .

Гл яд и, Вася , три п т ен чика !

  Раз, два, три, четыре, пять –  Начинаем поднимать!   В зале море, посмотри,  Так итог мы подвели.  Вот прошёл мой мастер-класс.  Попрошу, коллеги, вас:  Чтоб урок пошёл всем впрок,  Подвести простой итог!  Если мастер - класс полезен,  Или  просто интересен,  Поднимите синий шар!  Шар зелёный – непонятно  И приемы все невнятны!

Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем поднимать! В зале море, посмотри, Так итог мы подвели.

Вот прошёл мой мастер-класс. Попрошу, коллеги, вас: Чтоб урок пошёл всем впрок, Подвести простой итог! Если мастер - класс полезен, Или  просто интересен, Поднимите синий шар! Шар зелёный – непонятно И приемы все невнятны!