Мастер-класс.
«Игры на кухне: играя, речь мы развиваем!»
Подготовила учитель-логопед: Бязрова Л.Ю.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели, специалисты и родители будут действовать согласованно.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методики развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.
При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития старших дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей.
Учитывая все выше изложенное, я поставила целью своей работы повысить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
Для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки, методическая литература), проведение мастер класса по различным темам моей логопедической деятельности. Сейчас хочу представить одну из форм взаимодействия с родителями мастер-класс «Игры на кухне: играя, мы развиваем речь!»
Цель: познакомить родителей с игровыми приёмами при организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений. Знакомить с речевыми играми.
Задачи:
-Повышать компетентность и знания родителей о нарушениях речи старших дошкольников.
-Привлекать внимание родителей к речевым проблемам детей.
-Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе проведения специальных игр для коррекции и профилактики нарушений устной речи детей в условиях домашнего окружения, развивать речь и воображение ребёнка.
-Активизировать словарь, расширять кругозор ребёнка, привлекать его к выполнению простейших поручений.
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
-Развивать фонематический слух.
Ход мастер-класса.
Неправильная нечистая речь создает сначала ребенку, а потом и взрослому, массу комплексов. Он становится замкнутым и малообщительным. Спешите исправлять недостатки уже сейчас, чтобы помочь крохе избежать подобных проблем в будущем. Этим можно заниматься и дома. Домашняя обстановка раскрепощает ребенка, и ему проще свободно заниматься. Предлагаем вашему вниманию ряд полезных и интересных игр, которые вы сможете организовать самостоятельно.
Вы готовите обед, а ребенок вертится вокруг вас, отвлекает, растаскивает продукты и кухонные принадлежности - в общем, безобразничает и не дает покоя. И что же делать? Играть с детьми везде и повсюду!!! Далее я опишу развивающие игры, которые можно организовать прямо на кухне. Вы можете изменять игры с учетом возраста и способностей вашего ребенка. Все они подобраны для того, чтобы развивать у ребенка память, фантазию, мышление, ловкость , координацию движений, тренировать мелкую моторику рук .
Как утверждал Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Часто мы слышим от родителей вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Сегодня мы будем учиться играть с детьми (с вами) на кухне. Вот уж неподходящее место для игр, скажете вы. Конечно, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать её. И только потом, совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберётся с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы. Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий. Поможем научиться терпению.
Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам. Дадим понять, как заботимся о своей семье. Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.
Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным. Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то они не теряют. Значит, не прогоняйте ребенка из кухни. Важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности.
Для начала мы рассмотрим игры на развитие речевого дыхания.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
Техника выполнения упражнений:
воздух набирать через нос;
плечи не поднимать;
выдох должен быть длительным и плавным;
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
«Чайник закипел», «Буря в стакане».
Для организации игры понадобится стакан, вода и трубочка для коктейля.
В стакан с водой вставить трубочку для коктейля. Сначала потихоньку
выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит,
еще усиливаем выдох- вода бурлит.
«Кораблики».
Для игры нужны таз с водой, мелкие плавающие предметы.
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.
Можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Дуем на кораблики с разной силой. Можно устроить соревнование.
«Что пахнет»
Для игры «Что пахнет?» нужны фрукты и овощи.
Нарезать фрукты, овощи кусочками. Разложить в блюдца. Завяжем глаза и начинаем играть. Сделать глубокий вдох носом, на выдохе сказать: « Ах, как пахнет лимон (апельсин, чеснок и т.п.)!»
Ребёнок: Вдох - выдох - Ах как пахнет лимон!
Игры на обогащение словаря ребенка.
Расширяем словарный запас и учим словообразованию.
«Разные слова»
В игре можно использовать любые предметы.
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
-Давай, назовем какой апельсин –
Холодный или теплый, грязный или чистый, мытый или не мытый, целый, тяжелый.
Таким же образом подбираем слова к другим предметам.
Ребёнок: Круглый, оранжевый, вкусный, ароматный, кисло-сладкий, цитрусовый, большой.
«Какой предмет?»
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
«Охота на слова»
Цель: Дать понятие об овощах, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, развивать быстроту переключаемости, активизировать словарь.
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т.д.) на слова можно «охотиться», которые достаем из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще. Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т.д.
«Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.
Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
Игры на развитие грамматического строя:
«Помощники»
Назови одним словом прибор, с помощью которого:
варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире.
Ребёнок: Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.
«Большой – маленький»
Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Булка- булочка, апельсин- апельсинчик, кастрюля- кастрюлечка и т.д.
«Великаны»
Нож- ножище, помидор – помидорище, батон - батонище.
«Готовим вместе»
Цель: Формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных. - Как будет называться блюдо? Варим кашу из манки, из риса и т.п.
пюре из картошки, колеты из мяса; суп из курицы из грибов, из лука, из рыбы - и так далее.
Из яблок получается яблочный сок, из груш, из свеклы.
Ребёнок образует относительные прилагательные.
Учим предлоги: после похода в магазин раскладываем продукты сообща: куда положить овощи, куда положить фрукты, куда положить крупу, куда положить хлеб.
- Конфеты положим в вазочку и поставим около сахарницы. Салфетки сложим в салфетницу и поставим на поднос. Порошок надо поставить в шкафчике под раковиной возле коробки…
«Один и много»
Например:
Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы…
«Раскладываем и пересчитываем»
Цель: Закреплять навыки счёта, упражнять в сравнении количество предметов. Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество предметов.
«Чего не стало?»
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов– 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный холодильник, красное полотенце, красный стол, красное окно, красная рука и прочие.
«Я внимательный»
Будем называть предметы, которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот ложка – она железная. Вот тарелка – она фарфоровая.
Развитие связной речи
«Кухонные сказки».
Можно придумывать сказки или истории про различные предметы, например: про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т.п.).
Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы.
Ребёнок рассказывает сказочную историю.
Игровое упражнение на слоговую структуру слов
- Назови продукты в которых один, два, три слога.
-Возьми столько макарон, горошин, фасоли и т.п. сколько в этом слове слогов.
-Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов.
-Отстучите определенное количество раз и предложите найти на кухне предмет с таким количеством слогов.
Развитие артикуляционной моторики
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
1.Высунь язык и продержи на нем конфету.
2.Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу и т.д.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Загадочные шарики» В воздушные шарики насыпьте разные крупы, можно сделать по два шарика с одинаковым наполнителем. Играем. «Определи на ощупь», «Найди пару».
Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.
Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.
Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.
Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Моем посуду.
Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.
Играем с кастрюлями.
Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.
Увлекательными могут быть игры с соленым тестом.
Рецепт приготовления теста: 2 стакана муки,1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 ст. ложки растительного масла – всё смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Вылепите буквы, украсьте их по вашему желанию, подсушите и играйте с настроением:
«Угадай букву» (с закрытыми глазами или в «чудесном мешочке»)
«Отберите согласные буквы, гласные», «Составь слог, слово».
Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Для игры можно использовать тарелки разных цветов. Насыпьте фасоль в них, считайте – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадите разных животных возле каждой тарелки, подберите их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из крупы, определить, что ему попалось в руки.
Можно насыпать муку или манку на поднос и проявить фантазию рисовать по ней пальчиками: «Допиши букву», «Напиши букву», «Разные дорожки» и т.п.
«Конструктор» Если ваш ребенок очень любит строить, подарите ему пару упаковок губок для мытья посуды (они бывают разных цветов и размеров) – и у вашего ребенка будет возможность возводить поролоновые башни и дома с помощью оригинального, легкого и экономичного конструктора.
«Умелые ножницы» Дайте малышу в руки ножницы небольшого размера – и он сможет настричь вам в салат зелень, вырезать из пакетов из-под сока, коробок из-под конфет понравившиеся ему картинки (какие-то из этих картинок пригодятся, чтобы наклеить их в логопедическую тетрадь!).
Игры на развитие фонематического слуха. Подготовка к звуковому анализу слов.
Развиваем слуховое внимание, слуховые дифференциации.
Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации контрастных неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, соотнесение с предметными образами.
1.Слушаем звуки.
Послушай и запомни звуки: размешать сахар в чашке, хлопнуть крышкой по кастрюле, прошуршать пакетиками со специями, погреметь горохом или манкой в стеклянной банке и т.д. Предъявляет сначала два звука, потом три и т.д. до 7-8 звуков.…
Ребенок отгадывает, закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки.
2.«Звучащие баночки», «Что звучит?», «Найди пару».
Для этой игры понадобятся пластмассовые баночки или сшитые небольшие мешочки, разная крупа или мелкие предметы: ракушки, камешки.
Насыпать в баночки разные крупы. Потрясти баночку, отгадать, что там звучит.
Определить одинаковые наполнители, составить пары.
Ребенок выполняет действия, называет крупы.
3.Включить запись звуков кухни. Детям нравятся современные гаджеты. Использование интернета в телефоне доставит много радости и большим и маленьким.
4.«Покупки»
Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть звук «Р». Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?
Ребёнок отвечает на вопросы.
5.«Необычный ужин»
Попробуем приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки! И если ребёнок скажет «селёдка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твёрдого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
Ребёнок: Салат, сырники, морс, суп.
Ш.Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
Обмен мнениями.
В заключение предлагаю несколько простых советов:
1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д.
Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
7 совет. Если ваш ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите его своей похвалой.
Таким образом, проводя логопедические игры, логопед в детском саду и родители дома могут оказывать разноплановое воздействие на формирование и развитие речи ребенка.