Мастер- класс по теме «Использование приёмов мнемотехники на уроках биологии»
Приёмы мнемотехники в преподавании биологии позволяют справиться обучающимся с огромным по объему материалом. Особенно актуально это, когда количество часов по изучаемому предмету по программе уменьшается, а требования при составлении экзаменационных заданий, олимпиадных заданий, ВПР и других проверочных работ возрастают. Ребёнок оказывается в море информации, в том числе и с цифровыми образовательными ресурсами на различных сайтах, образовательных платформах. Наша задача - помочь им обрабатывать эту информацию. Чтобы облегчить запоминание детям большого объема трудной в понимании информации, нужно всего лишь:
-
Сделать эту информацию понятной для ребенка.
-
Облегчить процесс запоминания информации.
Помочь справиться с этой задачей помогает мнемотехника – совокупность методов, служащих для запоминания и воспроизведения информации.
Приемов мнемотехники существует много. Покажу на примере, как мы системно подходим к изучению сложных тем. Как показали результаты экзаменов прошлых лет, выпускники при сдаче ЕГЭ и в олимпиадных заданиях делают много ошибок при решении задач на жизненные циклы растений, где необходимо определять хромосомные наборы спорофита, гаметофита, спор, гамет, зиготы знать чередование процессов митоза и мейоза в жизненном цикле.
-
Для начала необходимо усвоить базовые понятия: спорофит, гаметофит, спора, гаметы, зигота – это платформа, без которой приемы мнемотехники бессильны.
-
Учимся составлять ключевые фразы и правила. Для решения всего многообразия наших задач необходимо знать всего 2 правила:
-
Гаметы образуются на гаплоидном гаметофите митозом.
Гаметофит---митоз---гаметы---гаплоидны
Споры образуются на диплоидном спорофите мейозом.
Спорофит ---мейоз---споры----гаплоидны.
-
Гаметы образуются путем митоза, споры путем мейоза. Гаметы и споры у растений гаплоидны!
-
Учимся составлять мнемосхемы. Это своеобразные опорные схемы с секретиками для запоминания.
Спора (n) ---митоз------ гаметофит (n )-------митоз------гаметы (n )----оплодотворение----зигота ( 2n)----митоз----спорофит (2n )---МЕЙОЗ----споры (n )
-
Мейоз в жизненном цикле встречается только 1 раз – при образовании спор.
-
Диплоидна только стадия зиготы и выросшего из неё спорофита, остальные стадии гаплоидны!
! Продублировать мнемосхему по правилам жизненного цикла.
-
Для отработки навыков и закрепления материала можно составить таблицу-тренажер.
Определение хромосомных наборов на этапах жизненного цикла растений
Стадия жизненного цикла растений | Хромосомный набор | В результате какого деления формируется |
Спорофит | 2 n | митоз |
Спорангии | 2 n | митоз |
Споры | 1n | мейоз |
Гаметофит | 1n | митоз |
Гаметы | 1n | митоз |
Зигота | 2n | оплодотворение |
Для осмысления материала проводим конкурс «Почемучек». Кто больше придумает вопросов со словом «Почему?» и кто лучше на них ответит. На первых этапах можно пользоваться тренажером, затем только самостоятельно.
-
Для самостоятельного закрепления материала дома предлагаю заниматься , используя интерактивный рабочий лист, созданный мною на платформе для онлайн-обучения Core.
В итоге не научиться решать задачи невозможно. Идем от простого (базовые понятия )к сложному (самостоятельное решение заданий ЕГЭ), поэтапно осмысливая и запоминая материал с помощью различных приемов.
Одни и те же приставки в сложных терминах переводятся одинаково, например, гипо- мало; гипер – много. Исходя из этого логичный перевод:
Гипотония - пониженное АД; гипертония – повышенное АД.
Гиповитаминоз – недастаток витаминов; гипервитаминоз – избыток витаминов.
Гиподинамия – недостаток движения; гиперактивность – большая подвижность.
Растения различных экологических групп по отношению к воде.
Ксерофиты – растения засушливых мест («ксерокс» –сухой).
Мезофиты – растения , растущие на почвах со средней степенью увлажнения («мезо»- средний)
Гигрофиты – растения сильно увлажненных мест («гигроскопичный» -впитывающий )
Гидрофиты – наземно-водные растения, частично погруженные в воду.
Гидатофиты – плавающие в воде.
По биологии в образовательном контенте это легче всего сделать, ведь мы изучаем, что нас окружает, что можно увидеть, потрогать. В олимпиадных заданиях часто встречаются вопросы на определение типов плодов. Иногда в списках оказываются совсем не плоды, а другие органы растений, внешне похожие на плоды. И опять работаем на формулировку правила: плоды образуются только у цветковых растений и только из завязи пестика.
Выдели из списка, что не относится к плодам: яблоко, морковь, хурма, банан, мандарин, картофель, луковица, груша…. Лишние понятия: Клубень и луковица – видоизмененные побеги, морковь – корнеплод. Можно связать со средой, что в земле, то не плод.
М. А. Булгаков «Собачье сердце» Программное произведение теперь по литературе. Исключительное произведение, по которому кроме всего прочего можно изучать роль эндокринных желез и выделяемых ими гормонов на организм человека. Цитаты из произведения с. 250-251 ( Из дневника доктора Борменталя «История болезни» Шарикова.)
* Прием версификации, основанный на запоминание сложного материала в стихах.
Строение ДНК.
ДНК – она двойная
И строеньем не простая.
Мономер–нуклеотид,
Из трех звеньев состоит
За азотным основаньем
Как в строю – вот красота.
Углевод дезоксирибоза,
Фосфорная кислота.
Есть четыре основания,
Мы запомним их названия:
Цитозин + гуанин,
А тимин + аденин.
Строение глаза
Орган зрения – глаза – в них три оболочки, Та, что белая снаружи – назовем белочной.
В ней 2 части – это знай (роговица, склера),
Склера защищает глаз, он снаружи белый.
Слой второй, в нем есть сосуды – радужка снаружи.
А за нею есть сетчатка, клеток там полно,
В ней рецепторов участок – желтое пятно.
Колбочки и палочки – формы только две –
Колбочками видим на свету, палочками в темноте.
Оптическая есть система, много в ней частей.
Роговица спереди, жидкость есть за ней.
Жидкость эту называют влагой водянистой, Света луч он пропускает вслед за роговицей.
Дальше линза есть – хрусталик – выпуклый снаружи.
Он прозрачный, водянистый, всем нам очень нужен.
Дальше студень есть прозрачный – тело стекловидное.
Он давление держит в глазе, нам необходимое.
В стихотворении заложено 13 новых для ребенка биологических терминов.
Их надо усвоить. Детям нравится запоминать так.
Размножение папоротников
Зеленый папоротника лист
Что-то не совсем он чист.
На нижней стороне листа
Точки темные неспроста.
Спорангии их называют,
Мелкие споры в них созревают.
И за споры, что зреют на нем
Мы спорофитом его зовем.
Споры созрели, на землю упали,
Но ведь совсем-то они не пропали.
Споры на почве вдруг проросли –
Заростками мелкими стали они.
А на заростках – вы посмотрите –
Есть архегонии и антеридии.
В них половые клетки гаметы
Сперматозоиды и яйцеклетки.
Сперматозоид в воде подплывет –
И оплодотворение произойдет.
А после этого будет зигота
(Очень все это запомнить охота).
Так вот мельчайший зеленый заросток
И превращается в новый проросток.
Спросят – ответим ночью и днем,
Гаметофитом заросток зовём.
Для запоминания растительных тканей, нужно запомнить слово – название африканской реки ЛИМПОПО из доброй сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».
Лист
Имеет ткани
Механическая ( показать грецкий орех с твердой скорлупой)
Покровную (показать луковицу, покрытую кроющими плотными листьями)
Основная ( показать мясистую чешую)
Проводящую (жилки в мякоти листа)
Образовательную ( почка на срезе луковицы)