СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс по теме «Использование приёмов мнемотехники на уроках биологии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы мнемотехники в преподавании биологии позволяют справиться обучающимся с огромным по объему материалом. Особенно актуально это, когда количество часов по изучаемому предмету по программе уменьшается, а требования при  составлении  экзаменационных заданий,  олимпиадных заданий, ВПР и других проверочных работ возрастают. Ребёнок  оказывается в море информации, в том числе и с цифровыми образовательными ресурсами на различных сайтах, образовательных платформах. Наша задача -  помочь им обрабатывать эту информацию.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс по теме «Использование приёмов мнемотехники на уроках биологии»»

Мастер- класс по теме «Использование приёмов мнемотехники на уроках биологии»

Приёмы мнемотехники в преподавании биологии позволяют справиться обучающимся с огромным по объему материалом. Особенно актуально это, когда количество часов по изучаемому предмету по программе уменьшается, а требования при составлении экзаменационных заданий, олимпиадных заданий, ВПР и других проверочных работ возрастают. Ребёнок оказывается в море информации, в том числе и с цифровыми образовательными ресурсами на различных сайтах, образовательных платформах. Наша задача - помочь им обрабатывать эту информацию. Чтобы облегчить запоминание детям большого объема трудной в понимании информации, нужно всего лишь:

  1. Сделать эту информацию понятной для ребенка.

  2. Облегчить процесс запоминания информации.

Помочь справиться с этой задачей помогает мнемотехника – совокупность методов, служащих для запоминания и воспроизведения информации.

Приемов мнемотехники существует много. Покажу на примере, как мы системно подходим к изучению сложных тем. Как показали результаты экзаменов прошлых лет, выпускники при сдаче ЕГЭ и в олимпиадных заданиях делают много ошибок при решении задач на жизненные циклы растений, где необходимо определять хромосомные наборы спорофита, гаметофита, спор, гамет, зиготы знать чередование процессов митоза и мейоза в жизненном цикле.

  • Прием поэтапного усложнения материала с использованием способов мнемотехники. Подходит для обучения решению сложных биологических задач.

  1. Для начала необходимо усвоить базовые понятия: спорофит, гаметофит, спора, гаметы, зигота – это платформа, без которой приемы мнемотехники бессильны.

  2. Учимся составлять ключевые фразы и правила. Для решения всего многообразия наших задач необходимо знать всего 2 правила:

  1. Гаметы образуются на гаплоидном гаметофите митозом.

Гаметофит---митоз---гаметы---гаплоидны

Споры образуются на диплоидном спорофите мейозом.

Спорофит ---мейоз---споры----гаплоидны.

  1. Гаметы образуются путем митоза, споры путем мейоза. Гаметы и споры у растений гаплоидны!

  1. Учимся составлять мнемосхемы. Это своеобразные опорные схемы с секретиками для запоминания.

Спора (n) ---митоз------ гаметофит (n )-------митоз------гаметы (n )----оплодотворение----зигота ( 2n)----митоз----спорофит (2n )---МЕЙОЗ----споры (n )

  • Мейоз в жизненном цикле встречается только 1 раз – при образовании спор.

  • Диплоидна только стадия зиготы и выросшего из неё спорофита, остальные стадии гаплоидны!

! Продублировать мнемосхему по правилам жизненного цикла.

  1. Для отработки навыков и закрепления материала можно составить таблицу-тренажер.

Определение хромосомных наборов на этапах жизненного цикла растений

Стадия жизненного цикла растений

Хромосомный набор

В результате какого деления формируется

Спорофит

2 n

митоз

Спорангии

2 n

митоз

Споры

1n

мейоз

Гаметофит

1n

митоз

Гаметы

1n

митоз

Зигота

2n

оплодотворение



Для осмысления материала проводим конкурс «Почемучек». Кто больше придумает вопросов со словом «Почему?» и кто лучше на них ответит. На первых этапах можно пользоваться тренажером, затем только самостоятельно.

  1. Для самостоятельного закрепления материала дома предлагаю заниматься , используя интерактивный рабочий лист, созданный мною на платформе для онлайн-обучения Core.

В итоге не научиться решать задачи невозможно. Идем от простого (базовые понятия )к сложному (самостоятельное решение заданий ЕГЭ), поэтапно осмысливая и запоминая материал с помощью различных приемов.

  • Биологический помощник-переводчик. Запоминание сложных терминов с помощью ассоциаций, основанных на знании перевода.

Одни и те же приставки в сложных терминах переводятся одинаково, например, гипо- мало; гипер – много. Исходя из этого логичный перевод:

Гипотония - пониженное АД; гипертония – повышенное АД.

Гиповитаминоз – недастаток витаминов; гипервитаминоз – избыток витаминов.

Гиподинамия – недостаток движения; гиперактивность – большая подвижность.

Растения различных экологических групп по отношению к воде.

Ксерофиты – растения засушливых мест («ксерокс» –сухой).

Мезофиты – растения , растущие на почвах со средней степенью увлажнения («мезо»- средний)

Гигрофиты – растения сильно увлажненных мест («гигроскопичный» -впитывающий )

Гидрофиты – наземно-водные растения, частично погруженные в воду.

Гидатофиты – плавающие в воде.

  • Визуализация объектов изучения, развитие зрительной памяти.

По биологии в образовательном контенте это легче всего сделать, ведь мы изучаем, что нас окружает, что можно увидеть, потрогать. В олимпиадных заданиях часто встречаются вопросы на определение типов плодов. Иногда в списках оказываются совсем не плоды, а другие органы растений, внешне похожие на плоды. И опять работаем на формулировку правила: плоды образуются только у цветковых растений и только из завязи пестика.

Выдели из списка, что не относится к плодам: яблоко, морковь, хурма, банан, мандарин, картофель, луковица, груша…. Лишние понятия: Клубень и луковица – видоизмененные побеги, морковь – корнеплод. Можно связать со средой, что в земле, то не плод.

  • Ассоциации биологических объектов и явлений с литературными произведениями.

М. А. Булгаков «Собачье сердце» Программное произведение теперь по литературе. Исключительное произведение, по которому кроме всего прочего можно изучать роль эндокринных желез и выделяемых ими гормонов на организм человека. Цитаты из произведения с. 250-251 ( Из дневника доктора Борменталя «История болезни» Шарикова.)

* Прием версификации, основанный на запоминание сложного материала в стихах.

Строение ДНК.

ДНК – она двойная
И строеньем не простая.
Мономер–нуклеотид,
Из трех звеньев состоит
За азотным основаньем
Как в строю – вот красота.
Углевод дезоксирибоза,
Фосфорная кислота.
Есть четыре основания,
Мы запомним их названия:
Цитозин + гуанин,
А тимин + аденин.

Строение глаза

Орган зрения – глаза – в них три оболочки, Та, что белая снаружи – назовем белочной.

В ней 2 части – это знай (роговица, склера),

Склера защищает глаз, он снаружи белый.

Слой второй, в нем есть сосуды – радужка снаружи.

А за нею есть сетчатка, клеток там полно,

В ней рецепторов участок – желтое пятно.

Колбочки и палочки – формы только две –

Колбочками видим на свету, палочками в темноте.

Оптическая есть система, много в ней частей.

Роговица спереди, жидкость есть за ней.

Жидкость эту называют влагой водянистой, Света луч он пропускает вслед за роговицей.

Дальше линза есть – хрусталик – выпуклый снаружи.

Он прозрачный, водянистый, всем нам очень нужен.

Дальше студень есть прозрачный – тело стекловидное.

Он давление держит в глазе, нам необходимое.

В стихотворении заложено 13 новых для ребенка биологических терминов.

Их надо усвоить. Детям нравится запоминать так.

Размножение папоротников

Зеленый папоротника лист
Что-то не совсем он чист.
На нижней стороне листа
Точки темные неспроста.
Спорангии их называют,
Мелкие споры в них созревают.
И за споры, что зреют на нем
Мы спорофитом его зовем.
Споры созрели, на землю упали,
Но ведь совсем-то они не пропали.
Споры на почве вдруг проросли –
Заростками мелкими стали они.
А на заростках – вы посмотрите –
Есть архегонии и антеридии.
В них половые клетки гаметы
Сперматозоиды и яйцеклетки.
Сперматозоид в воде подплывет –
И оплодотворение произойдет.
А после этого будет зигота
(Очень все это запомнить охота).
Так вот мельчайший зеленый заросток
И превращается в новый проросток.
Спросят – ответим ночью и днем,
Гаметофитом заросток зовём.



  • Запоминание через ассоциации с окружающими нас предметами





  • Совмещение нескольких приемов мнемотехники. Например, вербальные ассоциации + ассоциации с окружающими нас предметами.

Для запоминания растительных тканей, нужно запомнить слово – название африканской реки ЛИМПОПО из доброй сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».

Лист

Имеет ткани

Механическая ( показать грецкий орех с твердой скорлупой)

Покровную (показать луковицу, покрытую кроющими плотными листьями)

Основная ( показать мясистую чешую)

Проводящую (жилки в мякоти листа)

Образовательную ( почка на срезе луковицы)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!