Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 46 Федеральной службы исполнения наказаний
филиал № 3
Мастер-класс
по теме: «Изготовление объёмных аппликаций
в технике пэчворк»
по профессии 19601 «Швея»
Составитель: Колтунова Ольга Васильевна,
мастер производственного обучения
первой квалификационной категории
2023 г.
Программа мастер – класса.
Тема: «Изготовление объемных аппликаций в технике пэчворк»
Дата проведения:
Профессия: 19601 «Швея»
Мастер производственного обучения: Колтунова Ольга Васильевна
Место проведения:
Форма проведения: практический мастер - класс
Методы проведения: наглядно-демонстрационные, словесные, практические,
рабочие приёмы.
Цель мастер - класса:
- повышение профессионального мастерства педагогических работников, участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога – мастера производственного обучения.
Задачи мастер - класса:
- передача мастером производственного обучения своего опыта полученного в результате творческой деятельности мастера путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм профессиональной деятельности;
- совместное выполнение технологических приёмов по выполнению объёмных аппликаций в технике пэчворк;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса при выполнении практических приёмов;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Материально - техническое оснащение:
компьютер;
телевизор;
презентация
Материалы:
Ткань по цвету и фактуре
Инструменты:
ножницы;
иглы и булавки;
наперстки;
мел портновский;
лекало
Раздаточный материал для участников мастер-класса:
Заготовка для аппликации;
Приложения: 1. 2. (инструкционно – технологическая карта)
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- практическое освоение участниками мастер – класса приемов по изготовлению различных объемных аппликаций в соответствии с инструкционно- технологическими картами;
- повышение уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Подготовительный этап:
-
Разработка плана проведения мастер-класса.
-
Приглашение мастеров производственного обучения и преподавателей дисциплин профессионального цикла филиалов ФКП образовательного учреждения № 46.
-
Оформление презентации мастер-класса.
Ход мастер-класса
-
Организационный этап - вводная часть 3 минуты:
- Приветствие участников;
- Формирование группы участников мастер-класса;
-
Мотивационный этап – 15-20 мин.
Вступительное слово мастера производственного обучения, в котором применяется технология «вызова интереса» путем рассказа об актуальности темы мастер – класса, об истории зарождения техники пэчворк в разных странах, об видах и способах изготовления изделий в технике пэчворк.
Мастером демонстрируются готовые изделия, находящиеся в учебном кабинете и фотоработы на слайдах презентации.
Постановка проблемы: «Вас заинтересовали эти работы? Хотите научиться данным приемам?».
Сообщение темы, актуальности, цели мастер-класса.
-
Основная демонстрационная часть (Практический этап с пояснением тех элементов своей работы, которые наиболее важны и носят оригинальный характер) 40-45 минут:
- сообщение требований по соблюдению техники безопасности перед началом работы и работе с ручным инструментом (ножницами, иглами и булавками);
- показ мастером основных приемов по изготовлению объемных аппликаций;
- консультирование, оказание помощи участникам мастер – класса при выполнении приёмов работы по изготовлению объемной аппликации;
-
Заключительный этап (Рефлексия) - 5 минут:
Обсуждения мастер-класса самими участниками.
Подведения итогов педагогом-мастером, анализ мастер-класса.
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели через:
- анализ полученных результатов;
- анализ активности действий участников мастер-класса;
- высказывания пожеланий повторить и выполнить самостоятельно то, чему научились на мастер-классе, применить в своей профессиональной практике;
- коррекцию: «Что не получилось и почему?», «Хочу ли я это сделать и смогу ли я это выполнить самостоятельно?»;
- выводы (дискуссия по результатам совместной деятельности мастера производственного обучения и участников мастер класса).
Конспект мастер-класса
-
Вступительная часть (5 мин-10мин.)
Уважаемые коллеги - здравствуйте!
Меня зовут Колтунова Ольга Васильевна, и я являюсь мастером производственного обучения в образовательном учреждении №46.
Я хотела бы начать наш с Вами мастер класс со строк Марины Цветаевой:
«Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво,
Твои нелепые мотивы
Никто не сможет повторить»
Уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса: «Изготовление объемных аппликаций в технике пэчворк».
В современных условиях жизни особую актуальность приобретает умение людей сделать что-то своими руками, предметы одежды, украшения или украсить свой быт. В народе же всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Авторские изделия пользуются все большим спросом, а мастерицы обращаются к древним ремеслам в поисках вдохновения и казалось бы навсегда утраченных технологий.
Одно лишь словосочетание «ручная работа» делает любую вещицу эксклюзивной, желанной и модной. Многие из нас осваивают различные виды рукоделия, чтобы иметь возможность при случае похвастаться своим рукотворным шедевром. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание и плетение особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.
Многие из нас, вспоминая свое детство, помнят о милых вещичках, сделанных нашими бабушками и мамами в эпоху всеобщего дефицита. Это были лоскутные одеяла, элементы одежды, подушки, кухонные прихватки и многое другое. В те годы, такой вид рукоделия был зачастую вынужденным, так как купить в магазинах изделия такого вида и назначения было затруднительно. А кусочки тканей для этого шитья всегда можно было выкроить из старой ненужной одежды, обрезков тканей и предметов бытового текстиля. По мере улучшения благосостояния людей лоскутное шитье не только не потеряло своего первичного назначения, но и стало актуальным любимым рукоделием для большинства мастериц современности. (Слайд 4)
В зависимости от способа соединения кусков ткани различают несколько видов лоскутного шитья.
-
Квилтинг – это американская техника лоскутного шитья, позволяющая создавать изделия с орнаментом с помощью сшивания и стёжки различных тканей в несколько слоев. Помимо традиционных стежков и строчек, для украшения могут также использоваться аппликации и вышивки
-
Крейзи с английского языка дословно переводится как «сумасшедшие лоскутки». Это простой способ сделать лоскутное полотно с оригинальным и необычным рисунком. Это импровизация смелых мастериц, которые могут себе позволить проявить фантазию, выйти за рамки привычного и отказаться от шаблонов. Изделия в стиле крейзи сводят с ума своими красками и дерзостью.
-
Пэчворк (лоскутное шитье) – это вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.
Свое название получил от слияния английских слов patch – лоскут, кусочек материала, заплатка; work – работа. Такой вид шитья распространялся с древних времен.
-
Современные мастера выполняют также в технике пэчворка объёмно-пространственные композиции, аппликации из лоскутков ткани. Здесь, чтобы создать рисунок, лоскутки нашивают на единый кусок ткани – фон. Ими украшают самые разные предметы одежды, интерьера и быта
Данная тема не предусмотрена учебной программой. С целью развития творческих способностей и интереса к выбранной профессии, информацию по изготовлению объемных аппликаций из текстиля в технике пэчворк я обучающимся даю дополнительно.
Поэтому сегодня:
- я вам расскажу об истории зарождения лоскутного шитья в разных странах мира;
- я вам покажу основные приемы по изготовлению объемной аппликации «Цветы» в технике пэчворк с технологической последовательностью;
- я вас научу различным тонкостям и особенностям изготовления объемных аппликаций из текстиля в технике пэчворк.
Итак, приступаем!
-
Основная часть (10-15мин.)
Внимание на монитор (экран)!
Для начала, я предлагаю вашему вниманию посмотреть мою презентацию, где я расскажу, как и когда возникла эта необычная традиция "собирать" вещи из кусочков ткани. В какой стране она зародилась. Давайте ненадолго перенесемся в прошлое.
Вы удивитесь, но, похоже, что пэчворк существовал, чуть ли не на всем протяжении истории человечества. Одни из первых упоминаний подобной техники встречаются еще в документах древнего Египта, Индии, Китая и Японии.
Лоскутные изделия имеют в своих фондах многие музеи по всему миру. Так, например, в музее г. Каира выставлен египетский орнамент, созданный из кусков кожи газели, датируемый 980 – м годом до новой эры.
В одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов.
В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в X веке из множества кусочков одежды паломников. Совершавшие восхождение к храму паломники, оставляли небольшие кусочки от своих одежд. Служители храма Пещеры тысячи Будд собирали эти лоскуты и сшивали в единый ковер, как напоминание о паломничестве множества людей.
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Вероятно, везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде.
По мнению исследователей - впервые трехслойная стеганая одежда появилась в Китае и распространилась на другие страны Востока. Постепенно техника начала свое путешествие по всему миру и одной из первых остановок была Европа. Во времена Средневековья (XI-XV веках) всю Европу охватило пламя крестовых походов, и люди тысячами направились на Восток. Рыцари привозили с собой, в качестве военных трофеев пестрые восточные ткани, ковры, одежду, перенимали особые техники кроя, в том числе и лоскутную мозаику.
Затем в XVI столетии последовал период активной торговли между Англией и Индией, славившейся своими специями, чаем и невероятной красоты тканями. Лоскутное шитье в Англии полюбилось не в качестве хобби, а благодаря дефициту. В 1712 году правительство, стремясь поддержать собственное производство, наложило запрет на продажу индийских тканей. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий.
После открытия Северной и Южной Америк началось постепенное заселение континентов европейцами. Англичане, голландцы, немцы, испанцы, искавшие счастья в Новом Свете, привозили с собой свою культуру и быт. Таким образом, с XVII века лоскутное шитье переселилось в Америку. И тоже прижилось благодаря дефициту. Транспортное и товарное сообщение с новыми землями было крайне скудным, поэтому в первые десятилетия переселенцы испытывали большую нехватку даже самых необходимых вещей. Одежду приходилось носить очень долго, изношенные вещи не выбрасывались, а чинились с помощью лоскутов старой ткани. Каждый крепкий кусочек ткани убирался на хранение, а позднее из них шилась новая одежда, одеяла, коврики и прочее.
На Руси до XVIII века покупная ткань была редкостью и даже роскошью, доступной не каждой семье. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ситцевое полотно было значительно шире домотканого, поэтому после раскроя одежды у хозяек оставалось множество лоскутков. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий - и одеяла, и занавески, и коврики, и подушки, и многое другое. Аппликация появилась позднее, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. После Октябрьской социалистической революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых Советской страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 1970-х годах, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства.
История лоскутного шитья в нашей стране традиционно сводится к технике "деревенских" узоров - немудреной мозаики из треугольников, квадратов, полосок и контрастных вставок яркого цвета.
Наиболее интересными и примечательными можно назвать объемные технологии, характерные для русского шитья. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья:
«Уголки» - ткань сворачивается углом и настрачивается на основу. В это технике можно создавать различные объемные коврики, подушки, панно и игрушки, украшать одежду и окантовывать одеяла. К достоинству этой техники можно отнести и то, что она дает возможность использовать многочисленные обрезки лоскута, оставшиеся после работы над большими лоскутными изделиями.
«Ляпочиха» - необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу. В Костроме живет одна из самых известных российских мастеров – Шевалдина Алевтина Васильевна, работающая профессионально в этой технике. Она первая, кто стал делать в этой технике не подушки-половики, а целые картины.
«Кругляки» («Розанами») - квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга.
Глядя на такое разнообразие, хочется не только смотреть, но и творить.
Коллеги!!!
Вас заинтересовали эти работы? Хотите научиться основным тонкостям приемов по изготовлению объемных аппликаций в технике пэчворк ?
Сегодня я хотела бы с Вами остановиться на объемной аппликации «Цветы», выполненная разными способами в технике пэчворк. (Слайд 25)
-
Самостоятельная работа участников мастер класса (45-50 мин.)
Перед началом работы хочу Вам напомнить основные правила техники безопасности и охраны труда при работе с иглой, булавками и ножницами.
Запрещается:
1. Брать иголки и булавки в рот.
2. Пользоваться при работе ржавыми иглами и булавками.
3. Вкалывать иголки и булавки во время работы в одежду.
4. Перекусывать нитку зубами.
5. Передавать ножницы лезвиями вперед.
Нужно:
1. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
2. При работе иглой пользоваться наперстком.
3. Хранить иглы и булавки в игольнице.
4. До и после работы проверить количество игл.
5. Сломанные иглы и булавки складывать в специально отведенное место.
6. Держать ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе
7. При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
8. Храните ножницы в определенном месте.
Вашему вниманию предлагается первый способ изготовления объёмного цветка в технике пэчворк (Приложение 1)
(Мастер показывает участникам приемы по изготовлению данного объемного цветка, участники смотрят, запоминают далее самостоятельно под руководством мастера выполняют изготовление объемного цветка)
После показа трудовых приемов мастера, к работе приступают участники мастер-класса. Педагог-мастер наблюдает за ходом их работы, корректирует, консультирует и следит за соблюдением техники безопасности. После выполнения работ участники мастер-класса сравнивают свои работы с предложенными вариантами объёмных аппликаций, оценивают качество выполненного объёмного цветка в технике пэчворк, органолептические качества, способы выполнения, презентабельность изделия. Делятся мнениями друг с другом, обсуждают процесс создания объёмного цветка.
Вашему вниманию предлагается второй способ изготовления объемного цветка в технике пэчворк (Приложение 2)
(Мастер показывает участникам приемы по изготовлению данного объемного цветка, участники смотрят, запоминают далее самостоятельно под руководством мастера выполняют изготовление объемного цветка)
После показа трудовых приемов мастера, к работе приступают участники мастер-класса. Педагог-мастер наблюдает за ходом их работы, корректирует, консультирует и следит за соблюдением техники безопасности. После выполнения работ участники мастер-класса сравнивают свои работы с предложенными вариантами объёмных аппликаций, оценивают качество выполненного объёмного цветка в технике пэчворк, органолептические качества, способы выполнения, презентабельность изделия. Делятся мнениями друг с другом, обсуждают процесс создания объёмного цветка.
-
Заключительный этап. Рефлексия. (5 мин)
Итак, уважаемые коллеги! Сегодняшнее занятие, где был продемонстрирован мастер-класс по теме: «Изготовление объемных аппликаций в технике пэчворк» завершено.
Прошу Вас обсудить мастер-класс между собой, высказать свои рекомендации и пожелания, личные мнения о пользе проведённого занятия и возможности применения полученных навыков в своей профессиональной практике.
Можете задавать вопросы, поделиться своими впечатлениями, сказать чему Вы научились. (Слайд 29)
Обсуждения мастер-класса самими участниками.
Подведения итогов педагогом-мастером, анализ мастер-класса: проверка реализации поставленных задач и достижения цели через:
- анализ полученных результатов;
- анализ активности действий участников мастер-класса;
- высказывания пожеланий повторить и выполнить самостоятельно то, чему научились на мастер-классе, применить в своей профессиональной практике.
- коррекцию: «Что не получилось и почему?», «Хочу ли я это сделать и смогу ли я это выполнить самостоятельно?».
- выводы (дискуссия по результатам совместной деятельности мастера производственного обучения и участников мастер-класса).
Учитывая заинтересованность к теме, активное участие в работе и полученный результат говорит о том, что тема мастер-класса участниками освоена, цель достигнута. Все участники справились с поставленной задачей.
Подводя итоги можно сказать, что данная технология интересна, актуальна и может эффективно использоваться в учебном процессе и производстве.
Анализируя вышеизложенное можно полагать, что мастер-класс состоялся на оценку «_____ ».
Приложение 1
Технология изготовления объемного цветка (первый способ)
1.Выкроить по лекалу 5 кругов диаметром 8-10 см.
2.Заготовить лепестки цветка.
Первый вариант.
Круг сложить пополам, потом сложить ещё раз пополам.
Проложить прямые смёточные стежки вдоль необработанного края.
Затянуть нить и собрать лепесток, распределяя сборки.
Второй вариант
Круг сложить пополам.
Проложить прямые смёточные стежки вдоль необработанного края.
Затянуть нить и собрать лепесток, распределяя сборки.
Третий вариант
Выкроить два круга. Один круг сложить пополам. Второй круг сложить два раза пополам.
Наложить круг сложенный два раза на полукруг и проложить прямые смёточные стежки вдоль необработанного края.
Затянуть нить и собрать лепесток, распределяя сборки.
-
Таким образом собрать все пять лепестков.
4.Собрать все пять лепестков на нитку по кругу, стянуть и закрепить нить.
5. Пришить аппликацию к основной ткани потайным швом.
6. В центре цветка пришить пуговицу или бусину.
Приложение 2
Технология изготовления объемного цветка (второй способ)
-
Вырезать из ткани круг по шаблону.
-
Прошить прямыми стежками по всей длине окружности, подгибая край.
-
Затянуть нить по всей окружности. Должен получится мешочек. Сделать его плоским, расправляя складки. Отверстие можно оставить открытым или закрыть бусиной, пуговицей.
-
Готовый цветок нашиваем на изделие потайным швом.
-
Цветок можно выполнить более объёмным, если вырезать несколько кругов разного диаметра. Выполнить каждый цветок по отдельности и соединить их между собой.