СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме: "Изготовление объёмных аппликаций в технике пэчворк"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по теме: "Изготовление объёмных аппликаций в технике пэчворк"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме: "Изготовление объёмных аппликаций в технике пэчворк"»



Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 46 Федеральной службы исполнения наказаний

филиал № 3

 

 

 

 

 





Мастер-класс

по теме: «Изготовление объёмных аппликаций

в технике пэчворк»



по профессии 19601 «Швея»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Колтунова Ольга Васильевна,

мастер производственного обучения

первой квалификационной категории

 

 

 




2023 г.





Программа мастер – класса.

Тема: «Изготовление объемных аппликаций в технике пэчворк»

Дата проведения:

Профессия: 19601 «Швея»

Мастер производственного обучения: Колтунова Ольга Васильевна

Место проведения:

Форма проведения: практический мастер - класс

Методы проведения: наглядно-демонстрационные, словесные, практические,

рабочие приёмы.

Цель мастер - класса:

- повышение профессионального мастерства педагогических работников, участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога – мастера производственного обучения.

Задачи мастер - класса:

- передача мастером производственного обучения своего опыта полученного в результате творческой деятельности мастера путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм профессиональной деятельности;

- совместное выполнение технологических приёмов по выполнению объёмных аппликаций в технике пэчворк;

- повышение профессионального мастерства и квалификации участников мастер-класса;

- оказание помощи участникам мастер-класса при выполнении практических приёмов;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.


Материально - техническое оснащение:

компьютер;

телевизор;

презентация


Материалы:

Ткань по цвету и фактуре



Инструменты:

ножницы;

иглы и булавки;

наперстки;

мел портновский;

лекало


Раздаточный материал для участников мастер-класса:

Заготовка для аппликации;

Приложения: 1. 2. (инструкционно – технологическая карта)


Ожидаемые результаты мастер-класса:

- практическое освоение участниками мастер – класса приемов по изготовлению различных объемных аппликаций в соответствии с инструкционно- технологическими картами;

- повышение уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.


Подготовительный этап:

  1. Разработка плана проведения мастер-класса.

  2. Приглашение мастеров производственного обучения и преподавателей дисциплин профессионального цикла филиалов ФКП образовательного учреждения № 46.

  3. Оформление презентации мастер-класса.

Ход мастер-класса

  1. Организационный этап - вводная часть 3 минуты:

- Приветствие участников;

- Формирование группы участников мастер-класса;

  1. Мотивационный этап – 15-20 мин.

Вступительное слово мастера производственного обучения, в котором применяется технология «вызова интереса» путем рассказа об актуальности темы мастер – класса, об истории зарождения техники пэчворк в разных странах, об видах и способах изготовления изделий в технике пэчворк.

Мастером демонстрируются готовые изделия, находящиеся в учебном кабинете и фотоработы на слайдах презентации.

Постановка проблемы: «Вас заинтересовали эти работы? Хотите научиться данным приемам?».

Сообщение темы, актуальности, цели мастер-класса.

  1. Основная демонстрационная часть (Практический этап с пояснением тех элементов своей работы, которые наиболее важны и носят оригинальный характер) 40-45 минут:

- сообщение требований по соблюдению техники безопасности перед началом работы и работе с ручным инструментом (ножницами, иглами и булавками);

- показ мастером основных приемов по изготовлению объемных аппликаций;

- консультирование, оказание помощи участникам мастер – класса при выполнении приёмов работы по изготовлению объемной аппликации;

  1. Заключительный этап (Рефлексия) - 5 минут:

Обсуждения мастер-класса самими участниками.

Подведения итогов педагогом-мастером, анализ мастер-класса.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели через:

- анализ полученных результатов;

- анализ активности действий участников мастер-класса;

- высказывания пожеланий повторить и выполнить самостоятельно то, чему научились на мастер-классе, применить в своей профессиональной практике;

- коррекцию: «Что не получилось и почему?», «Хочу ли я это сделать и смогу ли я это выполнить самостоятельно?»;

- выводы (дискуссия по результатам совместной деятельности мастера производственного обучения и участников мастер класса).



Конспект мастер-класса


  1. Вступительная часть (5 мин-10мин.)


Уважаемые коллеги - здравствуйте!

Меня зовут Колтунова Ольга Васильевна, и я являюсь мастером производственного обучения в образовательном учреждении №46.


Я хотела бы начать наш с Вами мастер класс со строк Марины Цветаевой:


«Не запрещай себе творить,

Пусть иногда выходит криво,

Твои нелепые мотивы

Никто не сможет повторить»


Уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса: «Изготовление объемных аппликаций в технике пэчворк».

В современных условиях жизни особую актуальность приобретает умение людей сделать что-то своими руками, предметы одежды, украшения или украсить свой быт. В народе же всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Авторские изделия пользуются все большим спросом, а мастерицы обращаются к древним ремеслам в поисках вдохновения и казалось бы навсегда утраченных технологий.

Одно лишь словосочетание «ручная работа» делает любую вещицу эксклюзивной, желанной и модной. Многие из нас осваивают различные виды рукоделия, чтобы иметь возможность при случае похвастаться своим рукотворным шедевром. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание и плетение особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Многие из нас, вспоминая свое детство, помнят о милых вещичках, сделанных нашими бабушками и мамами в эпоху всеобщего дефицита. Это были лоскутные одеяла, элементы одежды, подушки, кухонные прихватки и многое другое.  В те годы, такой вид рукоделия был зачастую вынужденным, так как купить в магазинах изделия такого вида и назначения было затруднительно. А кусочки тканей для этого шитья всегда можно было выкроить из старой ненужной одежды, обрезков тканей и предметов  бытового текстиля. По мере улучшения благосостояния людей лоскутное шитье не только не потеряло своего первичного назначения, но и стало актуальным любимым рукоделием для большинства мастериц современности. (Слайд 4)

В зависимости от способа соединения кусков ткани различают несколько видов лоскутного шитья.

  1. Квилтинг – это американская техника лоскутного шитья, позволяющая создавать изделия с орнаментом с помощью сшивания и стёжки различных тканей в несколько слоев. Помимо традиционных стежков и строчек, для украшения могут также использоваться аппликации и вышивки

  2. Крейзи с английского языка дословно переводится как «сумасшедшие лоскутки». Это простой способ сделать лоскутное полотно с оригинальным и необычным рисунком. Это импровизация смелых мастериц, которые могут себе позволить проявить фантазию, выйти за рамки привычного и отказаться от шаблонов. Изделия в стиле крейзи сводят с ума своими красками и дерзостью.

  3. Пэчворк (лоскутное шитье) – это вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. 

Свое название получил от слияния английских слов patch – лоскут, кусочек материала, заплатка; work – работа. Такой вид шитья распространялся с древних времен.

  1. Современные мастера выполняют также в технике пэчворка объёмно-пространственные композиции, аппликации из лоскутков ткани. Здесь, чтобы создать рисунок, лоскутки нашивают на единый кусок ткани – фон. Ими украшают самые разные предметы одежды, интерьера и быта


Данная тема не предусмотрена учебной программой. С целью развития творческих способностей и интереса к выбранной профессии, информацию по изготовлению объемных аппликаций из текстиля в технике пэчворк я обучающимся даю дополнительно.

Поэтому сегодня:

- я вам расскажу об истории зарождения лоскутного шитья в разных странах мира;

- я вам покажу основные приемы по изготовлению объемной аппликации «Цветы» в технике пэчворк с технологической последовательностью;

- я вас научу различным тонкостям и особенностям изготовления объемных аппликаций из текстиля в технике пэчворк.

Итак, приступаем!


  1. Основная часть (10-15мин.)


Внимание на монитор (экран)!


Для начала, я предлагаю вашему вниманию посмотреть мою презентацию, где я расскажу, как и когда возникла эта необычная традиция "собирать" вещи из кусочков ткани. В какой стране она зародилась. Давайте ненадолго перенесемся в прошлое.

Вы удивитесь, но, похоже, что пэчворк существовал, чуть ли не на всем протяжении истории человечества. Одни из первых упоминаний подобной техники встречаются еще в документах древнего Египта, Индии, Китая и Японии.

Лоскутные изделия имеют в своих фондах многие музеи по всему миру. Так, например, в музее г. Каира выставлен египетский орнамент, созданный из кусков кожи газели, датируемый 980 – м годом до новой эры.

В одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов.

В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в X веке из множества кусочков одежды паломников. Совершавшие восхождение к храму паломники, оставляли небольшие кусочки от своих одежд. Служители храма Пещеры тысячи Будд собирали эти лоскуты и сшивали в единый ковер, как напоминание о паломничестве множества людей.

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Вероятно, везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде.

По мнению исследователей - впервые трехслойная стеганая одежда появилась в Китае и распространилась на другие страны Востока. Постепенно техника начала свое путешествие по всему миру и одной из первых остановок была Европа. Во времена Средневековья (XI-XV веках) всю Европу охватило пламя крестовых походов, и люди тысячами направились на Восток. Рыцари привозили с собой, в качестве военных трофеев пестрые восточные ткани, ковры, одежду, перенимали особые техники кроя, в том числе и лоскутную мозаику.

Затем в XVI столетии последовал период активной торговли между Англией и Индией, славившейся своими специями, чаем и невероятной красоты тканями. Лоскутное шитье в Англии полюбилось не в качестве хобби, а благодаря дефициту. В 1712 году правительство, стремясь поддержать собственное производство, наложило запрет на продажу индийских тканей. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий.

После открытия Северной и Южной Америк началось постепенное заселение континентов европейцами. Англичане, голландцы, немцы, испанцы, искавшие счастья в Новом Свете, привозили с собой свою культуру и быт. Таким образом, с XVII века лоскутное шитье переселилось в Америку. И тоже прижилось благодаря дефициту. Транспортное и товарное сообщение с новыми землями было крайне скудным, поэтому в первые десятилетия переселенцы испытывали большую нехватку даже самых необходимых вещей. Одежду приходилось носить очень долго, изношенные вещи не выбрасывались, а чинились с помощью лоскутов старой ткани. Каждый крепкий кусочек ткани убирался на хранение, а позднее из них шилась новая одежда, одеяла, коврики и прочее.

На Руси до XVIII века покупная ткань была редкостью и даже роскошью, доступной не каждой семье. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ситцевое полотно было значительно шире домотканого, поэтому после раскроя одежды у хозяек оставалось множество лоскутков. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий - и одеяла, и занавески, и коврики, и подушки, и многое другое. Аппликация появилась позднее, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. После Октябрьской социалистической революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых Советской страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 1970-х годах, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства.

История лоскутного шитья в нашей стране традиционно сводится к технике "деревенских" узоров - немудреной мозаики из треугольников, квадратов, полосок и контрастных вставок яркого цвета.

Наиболее интересными и примечательными можно назвать объемные технологии, характерные для русского шитья. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья:

«Уголки» - ткань сворачивается углом и настрачивается на основу. В это технике можно создавать различные объемные коврики, подушки, панно и игрушки, украшать одежду и окантовывать одеяла. К достоинству этой техники можно отнести и то, что она дает возможность использовать многочисленные обрезки лоскута, оставшиеся после работы над большими лоскутными изделиями.

«Ляпочиха» - необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу. В Костроме живет одна из самых известных российских мастеров – Шевалдина Алевтина Васильевна, работающая профессионально в этой технике. Она первая, кто стал делать в этой технике не подушки-половики, а целые картины.

«Кругляки» («Розанами») - квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга.


Глядя на такое разнообразие, хочется не только смотреть, но и творить.


Коллеги!!!

Вас заинтересовали эти работы? Хотите научиться основным тонкостям приемов по изготовлению объемных аппликаций в технике пэчворк ?


Сегодня я хотела бы с Вами остановиться на объемной аппликации «Цветы», выполненная разными способами в технике пэчворк. (Слайд 25)



  1. Самостоятельная работа участников мастер класса (45-50 мин.)


Перед началом работы хочу Вам напомнить основные правила техники безопасности и охраны труда при работе с иглой, булавками и ножницами.


Запрещается:

1. Брать иголки и булавки в рот.

2. Пользоваться при работе ржавыми иглами и булавками.

3. Вкалывать иголки и булавки во время работы в одежду.

4. Перекусывать нитку зубами.

5. Передавать ножницы лезвиями вперед.



Нужно:

1. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

2. При работе иглой пользоваться наперстком.

3. Хранить иглы и булавки в игольнице. 

4. До и после работы проверить количество игл.

5. Сломанные иглы и булавки складывать в специально отведенное место.

6. Держать ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе

7. При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.

8. Храните ножницы в определенном месте.


Вашему вниманию предлагается первый способ изготовления объёмного цветка в технике пэчворк (Приложение 1)

(Мастер показывает участникам приемы по изготовлению данного объемного цветка, участники смотрят, запоминают далее самостоятельно под руководством мастера выполняют изготовление объемного цветка)


После показа трудовых приемов мастера, к работе приступают участники мастер-класса. Педагог-мастер наблюдает за ходом их работы, корректирует, консультирует и следит за соблюдением техники безопасности. После выполнения работ участники мастер-класса сравнивают свои работы с предложенными вариантами объёмных аппликаций, оценивают качество выполненного объёмного цветка в технике пэчворк, органолептические качества, способы выполнения, презентабельность изделия. Делятся мнениями друг с другом, обсуждают процесс создания объёмного цветка.


Вашему вниманию предлагается второй способ изготовления объемного цветка в технике пэчворк (Приложение 2)

(Мастер показывает участникам приемы по изготовлению данного объемного цветка, участники смотрят, запоминают далее самостоятельно под руководством мастера выполняют изготовление объемного цветка)


После показа трудовых приемов мастера, к работе приступают участники мастер-класса. Педагог-мастер наблюдает за ходом их работы, корректирует, консультирует и следит за соблюдением техники безопасности. После выполнения работ участники мастер-класса сравнивают свои работы с предложенными вариантами объёмных аппликаций, оценивают качество выполненного объёмного цветка в технике пэчворк, органолептические качества, способы выполнения, презентабельность изделия. Делятся мнениями друг с другом, обсуждают процесс создания объёмного цветка.


  1. Заключительный этап. Рефлексия. (5 мин)


Итак, уважаемые коллеги! Сегодняшнее занятие, где был продемонстрирован мастер-класс по теме: «Изготовление объемных аппликаций в технике пэчворк» завершено.

Прошу Вас обсудить мастер-класс между собой, высказать свои рекомендации и пожелания, личные мнения о пользе проведённого занятия и возможности применения полученных навыков в своей профессиональной практике.

Можете задавать вопросы, поделиться своими впечатлениями, сказать чему Вы научились. (Слайд 29)

Обсуждения мастер-класса самими участниками.

Подведения итогов педагогом-мастером, анализ мастер-класса: проверка реализации поставленных задач и достижения цели через:

- анализ полученных результатов;

- анализ активности действий участников мастер-класса;

- высказывания пожеланий повторить и выполнить самостоятельно то, чему научились на мастер-классе, применить в своей профессиональной практике.

- коррекцию: «Что не получилось и почему?», «Хочу ли я это сделать и смогу ли я это выполнить самостоятельно?».

- выводы (дискуссия по результатам совместной деятельности мастера производственного обучения и участников мастер-класса).

Учитывая заинтересованность к теме, активное участие в работе и полученный результат говорит о том, что тема мастер-класса участниками освоена, цель достигнута. Все участники справились с поставленной задачей.

Подводя итоги можно сказать, что данная технология интересна, актуальна и может эффективно использоваться в учебном процессе и производстве.

Анализируя вышеизложенное можно полагать, что мастер-класс состоялся на оценку «_____ ».

























Приложение 1



Технология изготовления объемного цветка (первый способ)

1.Выкроить по лекалу 5 кругов диаметром 8-10 см.









2.Заготовить лепестки цветка.

Первый вариант.

Круг сложить пополам, потом сложить ещё раз пополам.



Проложить прямые смёточные стежки вдоль необработанного края.

Затянуть нить и собрать лепесток, распределяя сборки.












Второй вариант

Круг сложить пополам.





Проложить прямые смёточные стежки вдоль необработанного края.





Затянуть нить и собрать лепесток, распределяя сборки.











Третий вариант

Выкроить два круга. Один круг сложить пополам. Второй круг сложить два раза пополам.






Наложить круг сложенный два раза на полукруг и проложить прямые смёточные стежки вдоль необработанного края.





Затянуть нить и собрать лепесток, распределяя сборки.







  1. Таким образом собрать все пять лепестков.







4.Собрать все пять лепестков на нитку по кругу, стянуть и закрепить нить.






5. Пришить аппликацию к основной ткани потайным швом.







6. В центре цветка пришить пуговицу или бусину.


Приложение 2

Технология изготовления объемного цветка (второй способ)







  1. Вырезать из ткани круг по шаблону.











  1. Прошить прямыми стежками по всей длине окружности, подгибая край.







  1. Затянуть нить по всей окружности. Должен получится мешочек. Сделать его плоским, расправляя складки. Отверстие можно оставить открытым или закрыть бусиной, пуговицей.















  1. Готовый цветок нашиваем на изделие потайным швом.



  1. Цветок можно выполнить более объёмным, если вырезать несколько кругов разного диаметра. Выполнить каждый цветок по отдельности и соединить их между собой.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!