Мастер- класс по теме: « Лепбук как способ развития творческих способностей и как новый способ систематизации знаний учащихся в рамках
проектной деятельности».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов и развития познавательных и творческих способностей школьников на основе использования лэпбука.
Задачи:
познакомить педагогов с тематической папкой лэпбук и способами её создания;
рассмотреть лэпбук как способ систематизации знаний;
создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, выполнить лэпбук.
Оборудование: мультимедийное оборудование, макет лэпбука, карточки, игровые задания.
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МАСТЕРА
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех на моём мастер-классе.
- Коллеги, каждый из вас – специалист высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест на проверку профессионализма.
(Упражнение на установление контакта с участниками мастер-класса):
- Итак, если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, то помашите рукой.
- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!
Спасибо, вы все с честью выдержали испытание.
- Сегодня я познакомлю Вас, а тем, кто уже слышал, напомню о новом способе развития творческих способностей и систематизации знаний учащихся.
В настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время.
Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.
Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы моим ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.
II.ЧТО ТАКОЕ ЛЕПБУК?
Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.
Форма занятий
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия..
Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.
Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.


Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
В зависимости от формы:
Организация материала:

Зачем нужен лэпбук?
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Как сделать лэпбук своими руками?
Для этого вам понадобятся следующие материалы:
картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
обычные и фигурные ножницы;
клей и/или скотч;
степлер;
декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)
Готовые шаблоны кармашков для лэпбуков, которые можно скачать бесплатно – лучший вариант для новичков.
Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное.
1. Начинаем мы с выбора темы.
Тема лэпбука может быть любая:
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Свободное время».
2. План.
После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Создание макета.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.

Существует три основных варианта: базовый, базовый с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый.
Изготовление таких основ подробно показано на картинках:

Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Word (Paint или программе-проектировщике), выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации.
Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.
Шаблоны для лэпбука
Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие — одно задание.
Данная форма работы помогла педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе наблюдения учитель узнает, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
«Паспорт лэпбука»
Паспорт как документ, определяет состав и значение содержания лэпбука, т.е. «паспорт лэпбука» — это полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука. Хорошим дополнением являются рисунки страниц или фото готового, вставленные в паспорт.
III. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НАПОЛНЕНИЮ ЛЕПБУКА
В настоящее время интернет предлагает нам большой выбор готовых шаблонов для изготовления лэпбуков, достаточно содержательных и красочно оформленных. Но по своему опыту скажу, что наибольшую практическую ценность имеют лэпбуки, сделанные самостоятельно. А если он сделан еще и совместно с детьми, то его польза увеличивается вдвое.
Поэтому сегодня я не просто расскажу вам о технологии изготовления лэпбука, а предлагаю совместно его создать.
Для оформления нашего лэпбука мне нужна помощь двух человек. Обращаясь к помощникам. Перед вами заготовки для лэпбука, клей и ножницы. При оформлении лэпбука, пожалуйста, внимательно слушайте и следуйте моим инструкциям.
Мастер: Представляю вашему вниманию пустую папку-лэпбук.
Сейчас мы с вами его заполним.
Вспомните, что идёт первым при изготовлении лэпбука? (выбор темы)
Тему нашего лэпбука мы узнаем, выполнив несколько заданий – отгадаем загадки и разгадаем ребусы.
Да, мы часто и много говорим о представителях разных профессий. Настало время поговорить о профессии учитель.
В центральной части нашего лэпбука на тему «Профессия учитель» предлагаю расположить высказывания известных людей об учителе и замечательное стихотворение Галины Мячиной «Учитель - это звучит гордо!».
Мне хотелось бы представить учителя со всех сторон: глазами коллег, глазами родителей и, конечно же, глазами детей.
Итак, учитель глазами коллег.
Что, по вашему мнению, характеризует нас как специалистов, как профессионалов? В первую очередь, его профессиональная грамотность – знание основных документов в сфере образования. Все это можно назвать – нормативно-правовая база.
Ответы: знание ФГОС, знание Закона об образовании, Сан Пина Конвенция о правах ребенка, ПрофСтандарта педагога.
Первый наш кармашек мы оформим в виде книжки-гармошки. Приклеиваем основу с титульным листом. К основе приклеиваем сложенный гармошкой лист с фотографиями нормативных документов.
Первый кармашек готов!
Что еще, на ваш взгляд, характеризует учителя как высококлассного специалиста?
Ответы. Успехи воспитанников Участие в конкурсах. Грамоты и дипломы
Согласна, это профессиональные достижения самого педагога и успехи его учеников, разнообразные проекты, акции и другие мероприятия, которые он организовал сам или принимал непосредственное участие. Т.е. все то, что можно назвать Портфолио педагога.
Для иллюстрации кармашка «Портфолио» я подготовила несколько своих грамот, которые мы оформим в виде книжки со страницами разной длины.
И еще одна характеристика учителя как профессионала – я назвала ее САМООБРАЗОВАНИЕ, т.е. освоение учителем новых педагогических технологий и их творческая интерпретация в своей профессиональной деятельности.
Каковы, на ваш взгляд, источники самообразования?
Ответы. Изучение литературы Курсы повышения квалификации Интернет ресурсы Дистанционное обучение Практический опыт коллег Методобъединения
Я подготовила небольшую схему с несколькими вариантами источников самообразования педагога и предлагаю оформить ее в виде книжки-раскладушки. Сначала приклеиваем основу с титульным листом, а на нее сложенную вчетверо нашу схему. И как вы можете увидеть, мы разместили достаточно большой объем информации на небольшом участке лэпбука.
Переходим ко второму блоку нашего плана – учитель глазами родителей. Или лучше скажем, каким хотят видеть родители учителя.
Для оформления следующего кармашка предлагаю составить акростих. На каждую букву слова УЧИТЕЛЬ будем называть качества, которые важны и ценны в нашей профессии.
Начинаем.
У- умный
Ч - честный
И- интеллигентный, интересный
Т- творческий, трудолюбивый
Е- естественный
Ль- ласковый, любящий
Пока вы знакомитесь с моей подборкой качеств, присущих педагогу, я покажу как можно интересно оформить наш акростих - в виде книжки с открывающимися окошками.
Прекрасные определения учителя мы подобрали, а для подтверждения того, что наши педагоги талантливые, артистичные, ответственные и трудолюбивые – создадим фотоальбом. Фотографии будем вставлять в фигурный кармашек в виде фоторамки.
Еще одним показателем профессионализма учителя является использование разнообразных интерактивных форм взаимодействия с родителями. Предлагаю поделиться наиболее эффективными на ваш взгляд формами взаимодействия?
Ответы. Мастер-классы. Открытые просмотры, Дни открытых дверей в детском саду, совместные проекты с родителями,
Отмечу еще одну форму новую, но уже достаточно популярную – создание групп в социальных сетях.
Мы решили оформить этот кармашек в виде цветка, на лепестках которого написаны различные формы сотрудничества школы и семьи. При этом наш цветок будет не совсем обычным, а интерактивным. Если быть более точным – с интерактивными частями.
Мы украсим наш лэпбук цветком, но если отогнуть каждый его лепесток, то можно прочесть разные варианты сотрудничества школы и семьи.
И наконец, самый важный блок работы педагога – это дети.
Как видят нас наши ученики, что мы можем рассказать им о нашей профессии, а главное, как? С помощью чего?
Ответы. Игры Чтение рассказов, стихи, беседы о профессиях.
Конечно, в первую очередь с помощью игр - настольных, дидактических, речевых, подвижных. Таких например как «Профессии», «Кому что нужно для работы», «Кто где работает», «Определи по предмету профессию», «Исправь ошибку».
Художественное слово может оказать нам большую помощь (чтение литературных произведений, беседы по сюжетным картинам, знакомство со стихами об учителях, пословицами и поговорками о воспитании).
Наверняка в вашем арсенале есть много интересных игр и пособий для знакомства детей с профессиями.
Мы остановили свой выбор на ребусах и загадках о профессии учитель, играх «Что кому нужно для работы» и подборке сюжетных картинок на тему «Школа». Эти игры для удобства предлагаем оформить в виде простых кармашков с карточками.
Вот так легко и непринужденно мы с вами рассмотрели нашу профессию с трех сторон и создали лэпбук о профессии учитель. Благодарю вас за помощь, интересные идеи, активное обсуждение и, конечно же, за чудесный результат.
А вас, уважаемые коллеги, я попрошу о помощи в оформлении титульного листа нашего совместно сделанного лэпбука.
если информация, полученная на мастер-классе оказалась для вас интересной и полезной, то украсьте наш лэпбук изображением цветка;
если вы уже были знакомы с лэпбуками, но не применяли их, а теперь у вас возникло желание начать использовать их в своей работе – то прикрепите изображения бабочки.
если же вы не получили для себя никакой полезной информации - прикрепите тучку.
Я рада, что предложенная тема оказалась для вас интересной и многие будут использовать лэпбуки в своей работе.
Для тех коллег, кто хочет познакомиться с этой технологией поближе, я приготовила памятки с основными этапами работы над созданием лэпбуков.
Успехов вам. И спасибо за внимание!
Литература
Лэпбук как новейший способ систематизации знаний. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html (дата обращения 20.03.2016)
Лэпбук как часть предметно-пространственной развивающей среды в детском саду. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-chast-predmetno-prostranstvenoi-razvivayuschei-sredy-v-detskom-sadu.html (дата обращения 03.04.2016)
Консультация для педагогов: "Что такое лэпбук?". [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/04/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chto-takoe-lepbuk(дата обращения 20.03.2016)
Фото: infourok.ru
Дополнительно:
Лэпбук как новейший способ систематизации знаний
Примеры лэпбуков на сайте maam.ru
Магазин лэпбуков
Лепбук «Серая ворона»
Примеры лэпбуков
The BIGGEST List of FREE HOMESCHOOL LAPBOOKS – Ever!
Lapbooks
https://practicalpages.wordpress.com/free-pages/free-lapbook/
TotBooksTotPacksALL
Lapbook Resources
Автор статьи: Александра Пуляевская. Март 19, 2017