СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс по теме: «Методика изучения жанра пейзаж на уроках изобразительного искусства в начальной школе.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс по теме: «Методика изучения жанра пейзаж на уроках изобразительного искусства в начальной школе.»»

Мастер - класс: «Методика изучения жанра пейзаж на уроках изобразительного искусства в начальной школе.»

  1. Презентация педагогического опыта учителем

    1. Обоснование основной идеи.

Цель: создание методического инструментария для формирования навыков оформления композиционного пространства в пейзаже посредством освоения перспективы.

Практическая значимость состоит в разработке методического оснащения, которое может быть использовано в образовательном процессе школы на уроках изобразительного искусства в процессе пейзажной живописи. Так, в методическое оснащение входит комплекс разработанных уроков, система, на которую можно опираться педагогу в процессе уроков.


Задачи:

1.Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть виды и техники создания пейзажа.

3.Изобразить пейзаж разными художественными материалами.


1.2. Характеристика творческой лаборатории.


Пейзаж — это жанр изобразительного искусства. В пейзажах художники изображают природу, первозданную или измененную человеком: леса, реки и моря, городские и сельские виды. Живописцы передают состояние воздуха и света в разное время дня и ночи. Иногда в пейзажи включают фигуры людей или животных. Такие второстепенные элементы называют стаффажем.

Выделяют 6 видов пейзажей:

Природный — пейзаж с изображением природного ландшафта, лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года.

Городской — пейзаж города, также известный как «урбанистический пейзаж».

Парковый (усадебный) — пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного времяпровождения

Сельский — картины деревень и сёл, пейзажи крестьянской жизни.

Лирический — пейзаж настроения, который передаёт зрителю настроение и впечатления художника от природы в момент написания картины.

Архитектурный — пейзаж, который призван показать красоту зданий и сооружений и их фрагментов.

К основным формам и явлениям природы относится земля, растительный покров,

вода, небо, воздух и свет. Рассмотрим некоторые примеры их воспроизведения в

пейзажном жанре.

Задача рисующего – с помощью первоначальных знаний (рисование линиями, мазки, колорит, и т.д), передать все явления природы в одной работе. Для этого учитель знакомит учащихся с различными техниками рисования и цветовой гаммой, чтобы уметь передать объем, перспективу и т.д в пейзаже.

При работе над пейзажем могут применяться самые простые и чаще всего используемые инструменты: карандаш и бумага, уголь, пастель, перо и чернила, акварель, фломастеры и т.д. Однако каждый из этих инструментов будет придавать произведению различные оттенки не только в зависимости от его особенностей и выбранной техники, но и в зависимости от использованной основы: шероховатая или гладкая бумага, льняная бумага, белая или цветная бумага и т.д.

1.3. Описание системы практического применения.

 Наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога. Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Не случайно Я.А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики». Задачи изображения пространства в пейзаже должны решаться в последовательности, предусматривающей нарастание сложности решения. Более легким заданием является изображение сравнительно ограниченного пространства. С детьми во время школьного курса следует практиковать разные типы пейзажей, как по памяти, представлению, так и воображению.



2. Представление практического применения идеи.

2.1. Рассказ мастера о проекте.

Для практической части мастер-класса был разработан урок для 4 класса на тему " Красота природы разных климатических зон, создание пейзажных композиций ". В уроке преобладал словесный и практический методы, в силу практической направленности используемых заданий. В данном фрагменте урока представлены задания с применением приёмов рисования пейзажа.

В ходе демонстрации фрагмента урока будут использованы методы:

  • Практический: упражнение;

  • Наглядный: демонстрация;

  • Словесный: беседа.

3. Демонстрация идеи.





































Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные

5. Реализация построенного проекта.

Словесный

(беседа)




Наглядный

демонстрация











Словесный

(беседа)



Практический

(упражнение)



Словесный

(беседа)




Словесный

(беседа)


Моделирует проблемную ситуацию, предлагая учащимся рассмотреть природные ландшафты.


Демонстрирует на доске природные ландшафты (степной, среднерусский и горный).




Даёт инструкцию по выбору колорита, рассказывает о правилах перспективы и материалах для рисования пейзажа.

Проводит упражнение «Рисование деревьев».


Осуществляет контроль усвоения знаний через игру «Правда или действие».

Организует обсуждение по выполненному заданию.















Слушают инструкцию и отвечают на вопросы.



Отрабатывают приёмы рисования деревьев.

Закрепляют знания через игру.

Делятся своими впечатлениями, дают советы и рекомендации.






узнать, какие бывают приёмы выразительного чтения.












научиться применять приёмы на практике.














К: воспринимать суждения.













К: воспринимать суждения.


П:делать выводы в результате совместной работы с классом.

К: воспринимать суждения.







К: соблюдать правила ведения диалога


Познавательный интерес к изучению изобразительного искусства активность и самостоятельность в её познании.


Первоначальные представления о пейзаже, как об отдельном жанре в изобразительном искусстве.










6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



Практический (упражнение)




Наглядный демонстрация



Словесный

(беседа)




Организует работу с любым из природных ландшафтов (изображения пейзажа) на выбор, осуществляя показ собственного примера.


Даёт инструкцию по выполнению задания.



Осуществляет контроль усвоения техники рисования пейзажа после работы.


.

Работают над пейзажем согласно инструкции и рекомендациям учителя.


Организуют выставку работ, обсуждают в классе.











научиться применять приёмы на практике.
















П:делать выводы в результате совместной работы с классом.



К: соблюдать правила ведения диалога



Познавательный интерес к изучению изобразительного искусства, активность и самостоятельность в её познании.
























4. Моделирование.

4.1. Самостоятельная разработка модели урока в режиме продемонстрированной идеи.

Разработка слушателями и участниками мастер-класса собственного фрагмента урока с применением приёмов изображения пейзажа. Для более быстрого выполнения задания участники объединяются в группы и работают в парах.

4.2 Обсуждение авторских моделей урока

Ответы мастера на вопросы участников, демонстрация разработок участников мастер-класса. Выявление сильных сторон и недостатков проведенной работы.

5. Рефлексия.

5.1. Дискуссия.

В ходе мастер-класса были продемонстрированы приёмы рисования пейзажа и разработанные мною задания и упражнения на применение данных приёмов на практике.

5.2. Аннотирование.

Таким образом, применения приёмов рисования пейзажа в начальной школе имеет большое значение. В данном контексте изображение данного жанра не только способствует улучшению навыков рисования и общего представления о пейзаже, но и играет важную роль в развитии моторики и координации движений, видение основ цветоведения и сочетание цветов, а также осуществлять способность к самооценке и самореализации.



Выполнила: Макарова Ксения Николаевна, 302 группа