Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "Митоз"»
Учитель биологии Шубич М.А.
Мастер-класс «Создание условий для успешности в учебной деятельности каждому ученику в рамках урока».
Дети приходят в школу с желанием учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.
Поэтому необходимо создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.
Кинестетический крючок способствуют увеличению познавательного интереса у школьников, при этом я хочу показать, что подобный стиль преподавания применим не только в начальной школе, но и в среднем, старшем звене.
Крючок «Люди-реквизит»
К нему я прилагаю блок вопросов:
Можем ли мы составить из людей график, диаграмму, карту, уравнение?
Могут ли одни ученики быть «реквизитом», а другие «переносчиками реквизита»?
Как использовать учеников в качестве реквизита: неодушевлённых объектов или понятий?
Покажу на примере темы курса биологии 9-10 класса «Митоз».
Сразу оговорюсь, что данный сценарий применим после изучения темы, в качестве закрепления полученных знаний. Занятие проходит с использованием слайдов соответствующих стадий митоза.
Митоз – непрямое деление, при котором из одной диплоидной клетки (материнской) образуются такие же дочерние клетки. (Сл.1)
Генетическая информация у всех живых организмов находится в ядре клетки, в хромосомах, внутри которых располагается скрученная молекула ДНК.
Допустим, что ядро клетки содержит 2 хромосомы. ( Выходят 2 человека –хромосомы+ 3 человека – ядерная оболочка, берут в кольцо) ( Сл.2)
Делению клетки предшествует период интерфазы, во время которой происходит репликация (УДВОЕНИЕ) каждой хромосомы. (Выходят еще 2 человека, примерно подходящие по росту каждому из изображающих хромосому).
Образовавшиеся удвоенные хромосомы называются гомологичными хроматидами (познакомиться с каждой), которые соединяются центромерой ( берутся за руки). Сл. 3
Наступает 1 фаза деления ПРОФАЗА. (Сл.4) Растворяется оболочка ядра ( 3 человека расцепляют руки и отходят в сторону) Хромосомы теперь свободно располагаются в цитоплазме клетки. Но появляются НИТИ ВЕРЕТЕНА ДЕЛЕНИЯ (выходят 2 мальчика и встают по полюсам, с двух противоположных сторон).
2 фаза деления МЕТАФАЗА (Сл.5) ) Хромосомы располагаются строго по экватору клетки своими центромерами и образуют митотическая пластинку ( 4 «хроматиды», держась за руки выстраиваются в одну линию). Нити веретена деления прикрепляются: один конец к центромерам хромосом на экваторе, а другой к центриоле на полюсе ( каждый из «нитей» берет за руку по одному человеку из каждой пары)
3 фаза АНАФАЗА (Сл.6) Нити веретена деления сокращаются растаскивают за центромеры хроматиды к полюсам клетки ( «нити» тянут к своему полюсу по одному человеку от каждой пары)
Наступает последняя фаза деления ТЕЛОФАЗА. На каждом полюсе появляется ядерная мембрана, исчезает веретено деления. ( «нити» уходят, возвращаются ребята, которые изображали ядерную оболочку и берут в кольцо «хромосомы» по 2 в каждом круге)
Значение митоза (Сл.7)