Мастер-класс для завучей по теме:
«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию».
Обществознание – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников. Он включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических, политических и правовых знаний. Экзамен предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников. Согласно анализу ФИПИ, выявлены очевидные проблемы в овладении знаниями правового блока, необходимыми для социализации выпускников как граждан Российской Федерации, непонимании учащимися принципов организации государственной власти в РФ, основ конституционного строя РФ и других вопросов, касающихся Конституции РФ. При подготовке учащихся к ЕГЭ, в данном случае, важно работать непосредственно с правовыми документами, в частности, с Конституцией. Изученные темы отрабатывать с учениками на заданиях из КИМов.
Сегодня опираясь на первоисточник, Конституцию РФ, ваши обществоведческие знания и социальный опыт, мы рассмотрим некоторые задания из ЕГЭ, решим их.
Заданий по вопросам Конституции в экзаменационной работе очень много. Они разноплановые – как базового, так и повышенного уровня. Приступим непосредственно к работе, начиная с простых заданий.
Прочитайте внимательно ст. 1,2,3 К. РФ. Выполните задание.
Какие положения отражают основы конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство является демократическим федеративным правовым с республиканской формой правления.
2) Хозяйственная жизнь определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом.
3) Вся власть принадлежит трудящимся города и деревни.
4) Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
5) Земля, ее недра, воды, леса, шахты, рудники являются государственной собственностью.
6) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Ответ: _________
Знания этих статей Конституции мы применим в решении другого типа заданий.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Конституция РФ заложила фундамент новой общественно - политической системы. В соответствии с ней Российское государство является __________(А), федеративным, правовым. Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского ________(Б). В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ________(В) России. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в ________(Г) Человек, его __________(Д) и свободы являются высшей ценностью. Обязанность государства – признание, соблюдение и ____________ (Е) прав и свобод человека »
1) народовластие | 2) демократическое | 3) инициатива |
4) власть | 5) государство | 6) права |
7) защита | 8) многонациональный народ | 9) референдум |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Прочтите ст. 7, 14 К. РФ. Выполните следующее задание.
Запишите слово, пропущенное в схеме:
Тип государства | Характеристика |
__________________ | Политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека |
Светское | Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной |
А теперь приступим к выполнению заданий повышенного уровня.
Ознакомьтесь с содержанием ст. 74, 75.1 К. РФ.
Выполните задание.
Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Трудность у детей вызывает умение приводить примеры, опираясь на свои знания и социальный опыт. Попытаемся и мы сделать такое задание.
Откройте ст. 7 К. РФ
В статье 7 Конституции РФ закреплено: «Российская Федерация — социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами, как в Российской Федерации реализуется данное положение.
На занятиях учащиеся сами составляют задания, аналогичные в КИМах. Это позволяет более глубоко подготовиться к экзамену. Вот и мы с вами выполним подобное задание.
Для выполнения задания следует знать:
гражданские права – ст. 20 – 28
политические ст. 29 – 33
экономические ст. 34- 37
социальные ст. 38 – 43
культурные ст. 44
Подготовьте самостоятельно задание типа 1 (таблицу), опираясь на знания главы 2 Конституции РФ
Запишите слово, пропущенное в схеме:
Виды прав | Примеры прав |
Политические | Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. |
______________ | |
Ответ __________________
Рефлексия (анкета)
На уроке я работал(а) | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Материал урока мне был | полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
Знания, полученные на уроке | Пригодятся/ не пригодятся |
В заключении, я хочу вас всех похвалить за активную работу на уроке.
Спасибо!